Право следования, напротив, является имущественным и, следовательно, должно быть включено в ст. 16 Закона об авторском праве.
Подобное решение вопроса позволило бы избежать создания новой категории правомочий, их деления на три группы, и тем самым, нарушения общепринятой классификации авторских прав.
Суть права доступа заключается в том, что автор произведения изобразительного искусства, например изготавливающего декорации для шоу-представления, вправе потребовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения (ст. 17, п.1 Закона).
Подобное право может быть предоставлено авторам произведений архитектуры. Согласно п. 2 ст. 18 Закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» автор архитектурного объекта вправе требовать от собственника (владельца) этого объекта предоставления возможности осуществлять его фото- и видеосъемку, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан архитектурный проект.
В прежнем законодательстве данное правомочие специально не выделялось, но в принципе следовало из него. Так, переход произведения изобразительного искусства в собственность заказчика еще не означал передачи авторских прав на произведение (ст.513 ГК РСФСР 1964 года). Автор мог потребовать от собственника оригинала предоставить ему возможность воспроизводить свое произведение в копиях.
Ныне действующий закон об авторском праве не содержит каких-либо ограничений и условий реализации данного права, за исключением единственного указания на то, что от собственника оригинала нельзя требовать доставки произведения автору (ст. 17, п.1). Однако владелец оригинала обязан обеспечить доступ к произведению. Он должен предоставить автору возможность делать фотографии, копии или записи. При этом не имеет значения, преследует ли автор материальную выгоду, реализуя данное право.
Автор, в свою очередь, обязан учитывать законные интересы собственника. Последний, в частности, вправе потребовать от автора возмещения расходов, причиненных осуществлением доступа произведению.
Право доступа может принадлежать только автору и по наследству не переходит.
Современное российское законодательство предоставляет автору исключительные права на использование созданного им произведения в любой форме и любым способом (ст. 16 Закона «Об авторском праве и смежных правах»). Все имущественные права автора таким образом сводятся к общему праву на использование произведения.
Впервые право на использование произведения как единое правомочие было закреплено за автором в ст. 135 Основ гражданского законодательства 1991 года. В ранее действовавшем Гражданском кодексе РСФСР 1964 г. все способы использования произведения охватывались правомочиями на опубликование, воспроизведение и распространение произведение.
Таким образом, в соответствии с новым законодательством (ст. 16, п.2) имущественными правомочиями являются следующие: 1) право на воспроизведение; 2) право на распространение; 3) право на импорт; 4) право на публичный показ; 5) право на публичное исполнение; 6) право на передачу в эфир; 7) право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю; 8) право на перевод; 9) право на переработку; 10) право следования (ст. 17, п. 2).
Как видим, содержащийся в Законе (п.2, ст. 16) перечень конкретных форм и способов использования произведения не является исчерпывающим, в частности, отсутствует право следования. Несмотря на то, что природа данного правомочия долгое время оставалась спорной в зарубежной доктрине, большинство специалистов признают его подлинным правом автора. Оно относится к категории имущественных прав, неотчуждаемых при жизни автора, но передаваемых в порядке наследования по закону.
Это право вынесено законодателем за рамки указанной статьи как особое правомочие, принадлежащее лишь авторам произведений изобразительного искусства.
Вместе с тем в отношении других категорий произведений отдельные имущественные права также не действуют. Так, правом на перевод обладают лишь авторы литературных произведений; право публичного показа не возникает на музыкальные произведения, а право публичного исполнения не распространяется на произведения изобразительного искусства.
Таким образом, подчеркивая особый характер права следования, законодатель как бы нарушает общую классификацию авторских прав. Как представляется, данное правомочие должно рассматриваться в одном ряду с другими исключительными правами автора.
Право автора на опубликование также должно войти в состав ст. 16 Закона «Об авторском праве и смежных правах» в качестве одного из способов использования произведения.
Вместе с тем, не исключена возможность появления в дальнейшем новых способов использования произведения вследствие стремительного развития технических средств. В этой связи представленный в ст. 16 Закона перечень имущественных правомочий со временем очевидно будет видоизменен и дополнен.
Право автора на вознаграждение за использование произведения отсутствует в общем перечне авторских правомочий, несмотря на то, что прежним законодательством (ст. 479 ГК РСФСР 1964 года, ст. 135 Основ 1991 года) и доктриной оно всегда признавалось за автором. Прежде всего это связано с тем, что право автора на получение вознаграждения не является самостоятельным правомочием, ибо возникает не само по себе, а лишь в результате использования произведения тем или иным способом. Правомочия автора по использованию произведения, будучи сложными по составу, в качестве одной своей части уже включают право автора на гонорар. Следовательно, его выделение из более широких правомочий по использованию произведений являлось бы в значительной степени условными выпадало бы из общей, очерченной законом схемы.
Действующее законодательство предусматривает некоторые изъятия из общего правила о принадлежащих автору исключительных правах на использование произведения. В этих случаях действия, указанные в п.2 ст. 16 Закона могут производиться третьими лицами без разрешения автора или иного владельца авторских прав. При соблюдении условий, установленных Законом, они не будут являться нарушением авторских прав. Речь идет о случаях так называемого свободного использования произведений.
Следует отметить, что сам термин «свободное использование» применяется здесь весьма условно. Абсолютно свободного использования произведения быть не может, так как с одной стороны, пользователь даже в случае безгонорарного и бездоговорного использования произведения несет обязательства по соблюдению других правомочий автора, и, с другой стороны, по той причине, что произведение как таковое не может существовать независимо, «свободно» от автора и не может быть отчуждено от его имени, индивидуальности и духовного мира.
Случаи свободного использования произведений более или менее подробно регламентируются законодательством большинства стран и прямо допускаются действующими соглашениями об авторском праве. Особенностью советского авторского законодательства до недавнего времени было наличие неоправданно широких по своему объему случаев свободного использования произведения - платного или бесплатного. Автор, создавший произведение, мог заключить договор и получить авторское вознаграждение за первое опубликование и использование произведения. После этого все его имущественные права либо почти полностью прекращались (в сферах шоу-бизнеса, эстрадных и массово-зрелищных программах, радио, телевидения, кино, при использовании в газетах), либо сводились к праву на получение вознаграждения - строго фиксированного (публичное исполнение).
Подобные исключения, провозглашенные чуть ли не социалистическим принципом авторского права, долгое время не позволяли СССР присоединиться не только к Бернской конвенции, но и даже ко Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года. И лишь «преодолев» этот принцип Россия смогла значительно поднять уровень охраны авторских прав. Конечно, определенные случаи свободного использования произведений остались, причем в ныне действующем законодательстве содержится даже большее число таких случаев. Но отличие прежнего законодательства от нового вовсе не в этом, а в том, что все случаи свободного использования, содержащиеся в новом Законе, сформулированы очень узко и конкретно. К тому же прямо предусмотрено, что никакие иные акты (кроме Закона) не могут вводить новых аналогичных случаев.
А теперь, обратимся к анализу конкретных имущественных правомочий Автора.
1. Право на воспроизведение.
Воспроизведение является исторически первым имущественным правомочием. Известно, что авторское право возникло именно как право на изготовление копий книг, а сам термин “copyright” буквально переводится как «право копирования» или «право на воспроизведение». Бернская конвенция первоначально также основывалась на этом правомочии. И лишь постепенно развитие технических средств привело к появлению и признанию других авторских прав.
Право на воспроизведение означает повторное придание произведению объективной формы, доступной для восприятия третьих лиц. Вопрос о том, ограничивается ли воспроизведение размножением материальных носителей, в которых произведение выражено, или оно связано с любым повторным доведением произведения до сведения неопределенного круга лиц долгое время был предметом научных дискуссий. В Основах гражданского законодательства 1991 года (ст. 135) сделан выбор в пользу широкой трактовки понятия воспроизведение, которое, могло осуществляться любым способом (путем издания, публичного исполнения, передачи в эфир и т.п.)