Введение. 2
Глава 1. Права авторов в гражданском законодательстве Российской Федерации. 8
1.1 Общая характеристика субъективного авторского права. 8
1.2 Личные неимущественные права автора. 19
1.3 Имущественные права авторов. 34
1.4 Срок действия авторских прав. 52
Глава 2. Современное состояние правового регулирования авторского права в сфере шоу-бизнеса. 56
2.1 Правовое обеспечение государственной политики в области авторского права и смежных прав в сфере шоу-бизнеса. 56
2.2 Проблемы регулирования авторских прав в шоу-бизнесе по российскому законодательству. 61
Глава 3. Перспективы совершенствования законодательства в сфере авторского права и смежных прав в шоу-бизнесе. 71
3.1 Основные направления совершенствования законодательства в сфере авторского права и смежных прав в шоу-бизнесе. 71
3.2 Анализ возможностей участия России в системе международной охраны авторских прав в сфере шоу-бизнеса. 87
Заключение. 105
Список использованной литературы. 109
Нормативно-правовые акты. 109
Список литературы. 111
Актуальность темы исследования. Коренные изменения в политической жизни страны, обусловленные развитием рыночных отношений, вызвали необходимость принятия нового законодательного акта, отвечающего существующим международным требованиям и стандартам охраны авторских прав.
Закон «Об авторском праве и смежных правах», исходя из провозглашенного Конституцией Российской Федерации принципа «свободы творчества», выдвигает интересы создателя произведений шоу-искусства на первый план.
Как известно, для большинства авторов исключительные права на их произведения нередко являются основным источником доходов. В сложившихся экономических условиях представляется крайне важным обеспечить возможность реализации гарантированных законодательством авторских правомочий.
Закон впервые позволяет автору свободно распоряжаться принадлежащими ему исключительными правами. Они могут быть переданы на основе авторского договора, содержание которого стороны вправе определять самостоятельно (принцип «свободы договора»). Существенно ограничены сферы свободного использования произведений.
Другой немаловажной задачей, которую преследовали создатели указанного закона, было обеспечение необходимой правовой базы для осуществления международного сотрудничества. На сегодняшний день Россия является участником двух наиболее авторитетных соглашений в области охраны авторских прав, а именно - Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений и Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 г . Такие соглашения имеют тем большее значение, что они являются частью правовой системы Российской Федерации. В случаях, когда международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные во внутреннем законодательстве, применяются правила международного договора (ст. 15, п.4 Конституции Российской Федерации).
Первые попытки привести национальное законодательство в соответствие с требованиями международных конвенций были предприняты еще в Основах гражданского законодательства Союза СССР и республик 1991 г . Основы, в частности, отменили свободное использование опубликованных произведений в кино, на радио и телевидении, расширили круг охраняемых объектов, увеличили срок действия авторских прав до 50 лет после смерти автора, установили правовой режим служебных произведений. Важное значение для создателей научных и творческих произведений имело признание права авторства, а также правомочия автора на использование своего произведения за рубежом.
Вместе с тем, процесс формирования нового гражданского законодательства еще не достиг своего завершения. В настоящий момент ведется работа над проектом III части Гражданского кодекса Российской Федерации. В этой связи вопрос о том, должен ли будущий кодекс содержать детальную правовую регламентацию авторских отношений в том виде, в каком ее давал ГК РСФСР 1964 г., остается достаточно сложным и вызывает неоднозначную оценку специалистов. Как представляется, в условиях существования специального закона, Гражданский кодекс, выполняя роль акта общего характера, должен включать в свой состав лишь нормы, имеющие первостепенное значение. Таким образом, после принятия третьей части Гражданского кодекса Закон об авторском праве будет продолжать действовать, дополняя и развивая его положения.
Состояние научной разработанности темы. Исследуемая проблема получила весьма подробное освещение в отечественной правовой доктрине. В дореволюционный период она нашла отражение в трудах выдающихся русских ученых Я.А. Канторовича и Г.Ф. Шершеневича . В 1941 г. была опубликована работа Е.А. Флейшиц «Личные права в гражданском праве Союза ССР и капиталистических стран» , значительное внимание в которой было уделено неимущественным правам автора. В 50-е г.г. нашего столетия вышли в свет монографии М.В. Гордона , В.И. Серебровского , Б.С. Антимонова и Е.А. Флейшиц, в каждой из которых содержался раздел, посвященный вопросам субъективного авторского права.
Вместе с тем нельзя не отметить, что многие из приведенных выше исследований, представляя несомненный научный интерес, в силу различных объективных причин (в частности, изменения законодательной базы) утратили свою практическую ценность. Вопросам современного авторского права посвящена монография А.П. Сергеева «Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации» (1996 г.) . Указанная работа носит общий фундаментальный характер, и, следовательно, проблема субъективного авторского права не могла быть исследована в ней достаточно глубоко (например, почти не затронуты вопросы сущности авторских прав). В 1993 - 1995 годах в научных изданиях появился ряд публикаций, характеризующих вновь принятое законодательство, а в 1996 году вышел комментарий к закону об авторском праве Э.П. Гаврилова.
Таким образом, на сегодняшний день, наблюдается определенный недостаток работ, посвященных именно специальным вопросам современного авторского права. В свете изложенного представляется, что научная разработка поставленной в дипломной работе проблемы имеет важное теоретическое и практическое значение.
Значительное внимание в дипломном исследовании уделено вопросам участия России в системе международной охраны авторских прав. Детальный и обстоятельный анализ действующих международных соглашений об авторском праве содержится в многочисленных трудах М.М. Богуславского (1973 г.), Ю.Г. Матвеева (1975 и 1978 г.г., 1987г.) , В.П. Шатрова (1982 г.).
За последние годы в периодической печати вышло ряд публикаций, посвященных вступлению России в Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений.
Объектом дипломного исследования выступает действующее законодательство об авторском праве, с одной стороны, и международные соглашения (многосторонние и двусторонние), составляющие часть правовой системы Российской Федерации, с другой. Отдельно характеризуются соглашения России, заключенные в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ).
Предметом дипломного исследования являются права авторов произведений шоу-искусства.
Цель и задачи исследования. Цель работы определена необходимостью дальнейшего совершенствования российского законодательства об авторском праве. В ходе ее реализации были поставлены следующие задачи:
провести сравнительно-правовой анализ ранее действовавшего советского и вновь принятого российского авторского законодательства;
изучить юридическую природу и сущность авторских прав;
показать содержание авторских прав и специфику каждого правомочия в отдельности, а также степень их закрепления в российском законодательстве;
исследовать влияние положений международных конвенций на становление и развитие российского законодательства в указанной сфере общественных отношений;
выявить особенности современного состояния системы международной охраны авторских прав;
исследовать направления дальнейшего развития международного сотрудничества в сфере охраны авторских прав.
Методология и методика исследования. Автор исследования руководствуется ст. 44 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества, а также ст. 27 Всеобщей Декларации прав человека, согласно которой каждый имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.
Нормативную основу исследования составляют Конституция Российской Федерации 1993 года, Гражданский кодекс Российской Федерации (первая и вторая части), Закон Российской Федерации об авторском праве и смежных правах от 9 июля 1993 года, Закон Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23 сентября 1992 года, Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17 ноября 1995 года и иные нормативные правовые акты (указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты министерств и ведомств).
В работе проводится подробный анализ Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года с последующими изменениями, Всемирной конвенции об авторском праве 1952 года, пересмотренной в 1971 году, двусторонних соглашений Российской Федерации, а также соглашений, заключенных в рамках Содружества Независимых Государств (Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24 сентября 1993 года, Соглашение о сотрудничестве в области кинематографии от 10 февраля 1995 года). Были исследованы многочисленные документы и материалы ЮНЕСКО, органов Бернского союза и Всемирной организации интеллектуальной собственности, совещаний и симпозиумов по вопросам международной охраны авторских прав.