В 1982 г. ООН приняла конвенцию, которая разрешала странам, граничащим с океаном, объявлять прибрежные акватории шириной в 200 морских миль эксклюзивными экономическими зонами. Эти области включали высокопродуктивные участки моря - континентальные шельфы глубиной 200 м, где как раз и плавает большинство морских рыб. Конвенция положила конец межгосударственным спорам из-за "рыбных угодий", но одновременно возложила прямую ответственность на морские державы за промысел рыбы в прибрежных водах. К сожалению, нет ни одной страны, которая отнеслась бы к этой обязанности должным образом. Правительства США и Канады субсидировали развитие отечественного рыболовного флота, чтобы он смог занять место ушедших из их территориальных вод иностранных кораблей. Канада, к примеру, пополнила свою рыболовную флотилию более крупными и современными судами, способными вести промысел в течение всего года. А чтобы не дать другим странам возможности пользоваться своими морскими богатствами, эти державы начали вести гораздо более интенсивный промысел, чем прежде.
Поправки и оговорки к Конвенции о морском праве вкупе с использованием на коммерческих рыболовных судах современных технических средств (например, приспособлений для акустического поиска рыбных косяков) привели на какое-то время к увеличению уловов. Но уже в конце 1980-х гг. тенденция изменилась - несмотря даже на сообщения из Китая, который из идеологических и политических соображений регулярно завышал фактические показатели в два раза.
В 2001 г. разработали статистическую модель, позволившую выявлять части света, где уловы рыбы существенно отличаются от тех, которые обычно добываются в водах со сходной продуктивностью на аналогичной глубине моря и широте земного шара. Показатели, относившиеся к китайским территориальным водам (1% Мирового океана), были гораздо выше ожидаемых: они обусловливали 40% всех отклонений от статистической модели. Когда оценили данные мирового вылова рыбы с учетом завышенных сведений из Китая, оказалось, что начиная с конца 1980-х гг. общий объем добычи рыбы медленно снижается на 700 тыс. тонн в год.
Сбор статистических данных о добыче рыбы ведется разными методами с помощью опросов, анкетирования, записей в судовых журналах и т.д. В одних странах (например в Китае) полученная информация сначала направляется в региональные учреждения, а затем по многозвенной цепочке правительственных служб поступает в общенациональные государственные структуры. В других странах принята система перекрестной сверки показателей уловов с данными по импорту и экспорту рыбы и сведениями о потреблении рыбных продуктов в разных регионах государства.
Наиболее убедительным свидетельством того, что рыболовство нещадно опустошает морские экосистемы, является феномен, названный "измельчание рыб в пищевых сетях". Это цепь событий, развивающихся после того, как, истребив крупных хищных рыб (тунцов, мечей-рыб и т.д.), составляющих вершину морской пищевой пирамиды, рыболовы принимаются за более мелкие виды, являющиеся главной добычей хищников.
В мировой практике существуют различные механизмы, с помощью которых государства решают проблемы сокращения избыточных добывающих мощностей.
Европейское Сообщество (ЕС) в рамках Общей политики рыбных промыслов (ОПРП) создали механизмы сокращения избыточных рыболовных мощностей, которые включают в себя:
1. Утилизация судов
2. Многосторонние соглашения
3. Двухсторонние соглашения
4. Создание совместных предприятий
5. Помощь в развитии рыбных промыслов
Каждый из пунктов подкреплен финансами и экономическими стимулами, побуждающими рыбаков избавляться от излишних судов или переходить в другие районы промысла.
Существует и другая, например, американская (США) система. Как таковой разрешительной системы не существует. Есть условия установленные законом от 1987 года о "Запрете изменения флага судов коммерческой рыболовной промышленности", который требует, чтобы гражданам США принадлежало контролирующее влияние на рыболовный промысел в американских водах. Т. е. действие закона направлено на полную "американизацию" рыбного промысла, при которой добыча и переработка рыбы и морепродуктов осуществляется судами только под американским флагом или береговыми предприятиями. Квоты делятся только между берегом и морем.
Морская квота не делится по пользователям и судам. Объявляется ее объем и время начала путины. Количество пользователей и судов не ограничивается. Промысел начинается одновременно и прекращается одновременно для всех пользователей с выбором установленных объемов морской квоты. Эта так называемая "олимпийская" система освободила государство от обязанностей перед предпринимателем по наделению его ресурсами, и главной ее целью было создать условия для быстрого развития рыболовства в стране.
Надо отметить, что в США рыбной промышленности до утверждения в 1976 году Мангусовского законопроекта по защите и управлению рыболовства в экономической зоне США, практически не существовало. Первый траулер "Арктик Тревл" под флагом США начал добывать треску в водах Аляски в 1980 году. Но бесконтрольный рост добывающих мощностей привел к тому, что уже в 1997 году в результате резкого подрыва сырьевой базы Северо-Тихоокеанский Совет голосует за пересмотр берегового/морского распределения квоты, с целью защиты прибрежного рыболовства и береговой переработки, в пользу " берегового ", а Сенат рассматривает законопроект по выводу перерабатывающих траулеров из рыболовства в водах США.
В Российской Федерации приняты основные принципы законодательства о водных биоресурсах, которое основывается на следующих принципах:
1) учет значения водных биоресурсов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется исходя из представлений о них как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом человеком для потребления, в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав на водные биоресурсы;
2) приоритет сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов;
3) приоритет сохранения особо ценных видов водных биоресурсов, согласно которому добыча (вылов) особо ценных видов водных биоресурсов ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами;
4) установление дифференцированного правового режима водных биоресурсов, в соответствии с которым при определении правового режима водных биоресурсов должны учитываться их научно обоснованные биологические особенности, экономическое значение, доступность для использования, район промысла и другие факторы;
5) участие граждан и общественных объединений в решении вопросов, касающихся рыболовства и сохранения водных биоресурсов, согласно которому граждане Российской Федерации и общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние водных биоресурсов, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;
6) учет интересов населения, проживающего на прибрежных территориях, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, согласно которому им должен быть обеспечен доступ к водным биоресурсам для обеспечения жизнедеятельности населения;
7) предоставление в пользование водных биоресурсов гласно и открыто, согласно которому информация о предоставлении в пользование водных биоресурсов, в том числе о распределении квот добычи (вылова) водных биоресурсов, общедоступна любому лицу;
8) разделение функций управления федеральной собственностью на водные биоресурсы и осуществления контроля в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, согласно которому полномочия на управление федеральной собственностью на водные биоресурсы и полномочия на осуществление контроля в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляются разными федеральными органами исполнительной власти;
9) платность использования водных биоресурсов, согласно которому любое использование водных биоресурсов осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Рыболовство. Способы лова
Рыболовство промышленное, добывающая отрасль рыбной промышленности, использующая природные сырьевые ресурсы Мирового океана, морей, озёр, рек, водохранилищ: разнообразные виды рыб (около 90% улова), морские млекопитающие, моллюски, ракообразные, водную растительность. Рыболовство можно рассматривать как один из видов природопользования, заключающийся в добыче рыбы и других морепродуктов (морского зверя, беспозвоночных, водорослей), хотя, может быть, его следовало бы подразделить на собственно рыболовство и морской промысел. Различают промысловое, любительское и спортивное рыболовство, но основное значение, естественно, имеет первое из них. Рыба и рыбопродукты представляют собой очень важный элемент сбалансированного питания, источник около 1/4 белковой пищи животного происхождения. Неудивительно, что 72—75% всего мирового улова предназначается для питания людей, остальную же часть перерабатывают в рыбную муку, питательные добавки, рыбий жир, используют на корм скоту или в фармацевтике.