Наконец, к числу разрешенных действий владельца программы для ЭВМ закон относит возможность декомпилироватъ охраняемую законом программу как самостоятельно, так и с помощью других лиц. Декомпилирование представляет собой технический прием, включающий преобразование объектного хода в исходный текст в целях изучения структуры и кодирования программы для ЭВМ. Его использование считается допустимым тогда, когда это необходимо для достижения способности к взаимодействию самостоятельно разработанной пользователем программы с другими программами, которые могут взаимодействовать с де компилированной программой. При этом закон устанавливает три обязательных условия для осуществления декомпилирования:
1) информация, необходимая для достижения способности к взаимодействию, ранее не была доступна этому лицу из других источников:
2) указанные действия осуществляются в отношении только тех частей де компилированной программы для ЭВМ, которые необходимы для достижения способности к взаимодействию;
3) информация, полученная в результате декомпилирования, может использоваться лишь для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной программы для ЭВМ с другими программами, не может передаваться иным лицам, за исключением случаев, если это необходимо для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной программы для ЭВМ с другими программами, а также не может использоваться для разработки программы для ЭВМ, по своему виду существенно схожей с де компилируемой программой для ЭВМ, или для осуществления любого другого действия, нарушающего авторское право (п. 2 ст. 25 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».
К рассматриваемой группе изъятий из сферы авторского права можно отнести также допускаемую законом запись краткосрочного пользования, которая производится организациями эфирного вещания. Хотя данный способ свободного использования рассчитан на совершенно иной вид произведений, по своим целям он весьма близок к одному из только что рассмотренных случаев свободного использования программы для ЭВМ или базы данных, а именно к изготовлению копии программы или базы данных дня обеспечения их сохранности. В соответствии со ст. 24 Закона РФ «0б авторском праве и смежных правах» организация эфирного вещания может без согласия автора и без выплаты дополнительного вознаграждения делать запись краткосрочного пользования того произведения, в отношении которого эта организация получила право на передачу в эфир. Производство такой записи рассматривается как технический прием, с одной стороны, обеспечивающий сохранность произведения, а с другой стороны, облегчающий организациям эфирного вещания составление графика своих передач.
Запись произведения для последующей передачи его в эфир может производиться при соблюдении следующих условий. Эта запись должна носить краткосрочный характер.
Максимальный срок ее хранения составляет по российскому законодательству шесть месяцев, если только с автором не будет согласован более продолжительный срок ее хранения. По истечении указанного срока запись, по общему правилу, должна быть уничтожена либо, если она носит исключительно документальный характер, передана для хранения в официальный архив. Запись должна производиться исключительно для передачи в эфир, причем она может быть использовала лишь осуществившей ее организацией для своих собственных передач. Эту запись нельзя передать во временное пользование или продать другой организации эфирного вещания. Запись должна быть осуществлена организацией эфирного вещания с помощью собственного оборудования.
Наконец, пятую группу случаев свободного использования произведений образует их использование исключительно в личных целях. Строго говоря, в данном случае вообще нет использования произведения в том смысле, какой в него вкладывается законодательством, т.е. использования в виде промысла. Читая приобретенную книгу, слушая грамзапись или делая для себя перевод чужого произведения, лицо не использует данное произведение, а удовлетворяет с их помощью свои потребности. Закон исходит из того, что такое «использование» вообще не затрагивает авторских прав создателя произведения. Его невозможно ни проконтролировать, ни как-либо регламентировать. В этой связи новый закон об авторском праве в отличие от ранее действовавшего законодательства (ст. 493 ГК РСФСР 1964 г., п. З ст. 138 Основ) относит к случаям свободного использования произведений не абстрактное их использование для удовлетворения личных потребностей, а два конкретных случая использования, которые указаны в ст. 18 и 26 и тесно взаимосвязаны друг с другом.
Первый из них допускает воспроизведение обнародованного произведения, если оно осуществляется исключительно в личных целях. Это означает, что, по общему правилу, любое заинтересованное лицо может изготовить для себя экземпляр произведения и использовать его для удовлетворения своих личных потребностей. Личное потребление не исключает доступ к произведению некоторых других лиц, например членов семьи или знакомых. Необходимо лишь подчеркнуть, что любая передача копий произведения третьим лицам или иное доведение до них чужого произведения, осуществляемое за плату, является нарушением авторского права и не может оправдываться личными потребностями. Представляется, что не может ссылаться на удовлетворение личных потребностей и юридическое лицо, например научное учреждение или предприятие, изготавливающее для себя и своих сотрудников копии произведения.
Вместе с тем по прямому указанию закона только с согласия автора могут воспроизводиться даже для использования только в личных целях:
• произведения архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;
базы данных или существенные части из них;
• программы для ЭВМ, за исключением рассмотренных выше случаев;
книги (в полном объеме) и нотные тексты путем репродуцирования.[[31]]
Второй из названных законом случаев использования произведения в личных целях касается воспроизведения аудиовизуальных произведений и звукозаписей, которое может делаться без согласия автора, исполнителя и производителя фонограммы, но с выплатой им вознаграждения (ст. 26 Закона РФ « Об авторском праве и смежных правах»).
Завершая анализ случаев свободного использования произведений, необходимо рассмотреть вопрос, который иногда возникает на практике, но в действующем российском законодательстве прямо не решен. Речь идет о возможности автора объявить свое произведение общественным достоянием, т.е. предоставить доступ к произведению любым заинтересованным лицам без несения последними каких-либо имущественных обязанностей перед автором. Такая практика достаточно широко распространена в раде западных стран, особенно в сфере применения компьютерных программ и баз данных. Иногда вопрос о превращении произведений в общественное достояние возникает при предоставлении создателям будущих произведений грандов различными общественными организациями и фондами. Данный вопрос актуален также для многих начинающих авторов, желающих получить известность за счет максимально широкого использования созданных ими произведений.
К сожалению, затронутая проблема в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах» не решена. Конечно, ничто не мешает автору выдавать разрешения конкретным лицам на бесплатное использование его произведений, однако такие разрешения будут действовать только в отношении тех лиц, которым они выданы. Открыть же доступ к произведению для любых заинтересованных в этом лиц автор в настоящее время не в силах. Следует учитывать, что в соответствия с п. 2 ст. 9 ПС РФ отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом. Поэтому до тех пор, пока в Законе РФ « Об авторском праве и смежных Правах» такая возможность авторов не будет прямо предусмотрена, пользователи произведений, объявленных авторами общественным достоянием, несут риск того, что авторы изменят свою позицию и потребуют выплатить им вознаграждение за использование их произведений. Как представляется, рассматриваемый вопрос достаточно актуален и в связи с этим автор диплома считает, что он должен быть решенным в законе в положительном смысле.
По итогам рассмотрения данного подпункта, мною сделаны следующие выводы: действующее законодательство закрепляет за автором исключительные права на использование созданного им произведения. Это означает, что автор не только решает вопрос об обнародовании произведения, но и определяет, с какого момента, в каких формах, объеме и пределах будет открыт доступ к произведению для неопределенного круга лиц. Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия: воспроизводить произведение; распространять экземпляры произведения любым способом; импортировать экземпляры произведения в целях распространения; публично показывать произведение; публично исполнять произведение; сообщать произведение для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир; сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств; переводить произведение; переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение.
Исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного градостроительного и садово-паркового проектов включают также практическую реализацию таких проектов.
По общему правилу, авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Указанный 50-летний срок исчисляется с 1 января года, следующего за годом смерти автора, и соответственно истекает в конце последнего, пятидесятого года срока.