К ним можно отнести не только способы гражданско-правовой защиты (возмещение убытков, выплата компенсации), но и способы административно-правовой, а также уголовно-правовой защиты. Все они применяются в случае, когда права авторов либо оспариваются, либо нарушаются.
Что же касается такого понятия, как обеспечение авторских прав, то, как уже говорилось, оно гораздо шире понятия защиты, так как его содержание составляют средства не только восстановительного характера, применяемые в случае нарушения авторских прав (средства защиты), но и средства, которые применяются для того, чтобы данных нарушений не допускать (средства охраны), а также правостимулирующие средства, направленные на побуждение пользователей к законопослушному поведению, создающие режим благоприятствования для удовлетворения интересов авторов и пользователей.
Охрана есть установление общего правового режима, опирающегося на правомерную деятельность. Защита – это совокупность средств, которые предпринимаются, когда авторские права либо интересы нарушены или оспорены. Обеспечение авторских прав включает в себя средства охраны, защиты и правостимулирующие средства. К правостимулирующим относятся международные и национальные средства.
К числу международных средств относится существование международных конвенций и договоров, вступление России в международные организации, деятельность Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности.
К национальным средствам, прежде всего, относится такое средство, как совершенствование авторского законодательства, рассматриваемого в широком смысле, т.е. это дальнейшее развитие не только самого Гражданского кодекса Российской Федерации, но и ряда подзаконных актов в рассматриваемой области.
К ним также можно отнести меры договорного обеспечения авторских прав. Речь идет об авторском договоре.
В тексте части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации законодатель отказался от термина «авторский договор», что, по нашему мнению, является недостатком нового нормативного акта. С нашей точки зрения, в законе передача авторских прав по договору должна быть урегулирована должным образом, в том числе посредством закрепления четкого и понятного определения авторского договора.
Отказавшись от термина «авторский договор», закон использует понятия договора об отчуждении исключительного права на произведение, лицензионного договора, договора авторского заказа, которые предусмотрены ст.ст. 1285-1288 ГК РФ [6].
От того, насколько детально и грамотно с правовой точки зрения стороны авторского договора согласуют его условия, зависит дальнейшая судьба их правовых отношений. Надлежащее согласование данных условий является эффективным средством обеспечения авторских прав. Путем такого согласования стороны авторского договора имеют возможность обезопасить себя от неблагоприятных последствий в будущем, следовательно, обеспечить свои права [14, с. 18].
К средствам обеспечения авторских прав можно отнести и такое средство, как повышение авторско-правовой культуры. К сожалению, сегодня с целью извлечения прибыли некоторые пользователи произведений, охраняемых авторским правом, допускают незаконное их использование для получения систематического дохода.
Речь идет о так называемом авторском пиратстве, борьба с которым продолжается из года в год. С целью повышения авторско-правовой культуры и снижения уровня правонарушений в области авторских прав необходимы мероприятия профилактического характера, например, проведение специальных семинаров в образовательных учреждениях по проблемам обеспечения авторских прав. Немаловажную роль в повышении авторско-правовой культуры играют средства массовой информации, в которых освещаются указанные проблемы и предлагаются пути их решения.
Вывод, который можно сделать, исходя из вышеизложенного, состоит в том, что обеспечение авторских прав – это использование правовых средств, с помощью которых правообладатель может не только защитить их в случае нарушения, но и создать такие условия, при которых вероятность нарушения авторских прав будет минимальна. Таким образом, обеспечение авторских прав – это более широкая система правовых средств, чем защита. При этом защита авторских прав является частью их обеспечения.
Исходя из всего сказанного, хочется подчеркнуть, что именно обеспечение, а не защита является наиболее неисследованной областью, необходимость в изучении которой возрастает с каждым годом. Сегодня, к сожалению, нет четких подходов к совершенствованию механизма обеспечения авторских прав на произведения литературы, очень слабо сформирована концептуальная основа этого механизма. Именно поэтому тема нашего исследования является столь актуальной.
Актуальна она еще и потому, что принят новый закон в сфере интеллектуальной собственности – часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации.
В целях усиления защиты авторских прав крайне необходимо привести ряд норм российского законодательства в соответствие с международными стандартами. В связи с учетом международного опыта правового регулирования, зарубежной практики, а также национальных традиций требуется выработать единую государственную и правовую политику, которая бы обеспечила надлежащие условия реализации и охраны прав и законных интересов как самих авторов, так и рядовых пользователей.
Глава II. Классификация авторских договоров
2.1 Основные классификации и виды авторских договоров
Выступая в качестве особого вида гражданско-правового договора, авторский договор, в свою очередь, подразделяется на множество отдельных разновидностей, каждая из которых имеет свои особенности. Существует довольно много критериев, опираясь на которые можно провести классификацию существующих авторских договоров. При этом самые разные классификации не исключают друг друга, если их основания не надуманы и не произвольны, а объективны и существенны. Так, авторские договоры могут подразделяться на отдельные группы в зависимости от вида произведений, по поводу которых они заключаются. В связи с этим могут быть выделены, в частности, авторские договоры на создание и использование литературных, музыкальных, аудиовизуальных, архитектурных и других произведений. Даже если эти договоры предусматривают один и тот же способ использования произведений, вид последних оказывает определенное влияние на содержание самого договора. Например, ранее действовавшее законодательство предусматривало, а практика выделяет и сейчас три отдельных издательских договора — на издание литературных, музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства. Каждый из них обладает известной спецификой, выражающейся в своеобразии предмета, сроках представления и порядке рассмотрения произведения, правах и обязанностях участников.
Нормы четвертой главы Гражданского кодекса РФ [6] позволяет выделить несколько типов авторских договоров;
- лицензионный договор о предоставлении исключительного права на определенные виды использования— наиболее распространенный договор, наиболее важным условием, которого является правильное определение набора видов использования произведения;
- договор о передаче прав нааудиовизуальное произведение— подробный анализ договора смотрите в соответствующем разделе сайта, особенностью которого является его субъектный состав;
- издательский лицензионный договор — договор об издании произведения, характеризующийся соответствующем набором видов использования произведения, условием о количестве экземпляров минимального и максимального тиражей, условий о дополнительных тиражах, а также условия о качестве бумаги, печати и иных условиях. В обязанность издателя также входит начать использование произведение в течение определенного договором срока, либо в течение обычного времени, в течение которого обычно необходимо начать использование. В случае задержки начала использования произведения автор вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке;
- договор авторского заказа — договор, по которому автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику. Автор по условиям такого договора может предоставить право на использование произведения заказчику либо произвести отчуждение исключительного права на произведение в пользу заказчика.
Авторский договор может быть заключен с передачей исключительных прав другому лицу (по такому договору лицо может использовать произведение в установленном порядке определенными способами, а также имеет право запрещать подобное использование другим лицам) или на основе передачи неисключительных прав (использование произведения лицом допускается наравне с другими пользователями таким же способом) [8, с. 321].
Если в договоре прямо не указывается, на какой основе передаются права, то они считаются переданными на неисключительной основе [8, с. 321].
В свою очередь, лицо, получившее по договору право на использование имущественных прав автора, может передать их другому лицу, но только если это прямо предусмотрено в авторском договоре.
Глава III. Содержание авторского договора, порядок его заключения, изменения и прекращения
3.1 Элементы авторского договора
Содержание любого гражданско-правового договора вообще и авторского в частности составляют права и обязанности сторон [13, с. 234].
Авторский договор является взаимным, то есть обе стороны наделяются правами и несут корреспондирующие им обязанности. Содержание отдельных видов авторских договоров различно. К примеру, объем прав и обязанностей в договоре заказа отличается от объема прав и обязанностей в договоре по поводу использования готового произведения. Но это не исключает возможности рассмотрения содержания авторского договора в обобщенном виде. При этом сразу следует отметить, что действующее законодательство фактически не регулирует содержание авторских договоров, оставляя данный вопрос полностью на усмотрение сторон. В связи с этим, рассматривая права и обязанности сторон, приходится опираться на сложившуюся практику заключения авторских договоров, которая с успехом может применяться сегодня.