1.2 Теория труда Джевонсона
Джевонс рассматривает труд исключительно как тягостное и неприятное занятие «Он называл трудом любое болезненное напряжение ума или тела, претерпеваемое, полностью или частично, ради получения будущего блага». Слова «полностью или частично» Джевонс вставил во втором издании «Теории,..», чтобы отразить тот факт, что труд в определенных пределах может приносить удовольствие.
Однако обычно, отмечает Джевонс, человек прекращает работать тогда, когда работа уже становится ему в тягость. Труд в целом обычно имеет отрицательную полезность, или антиполезность. Тяготы труда растут с увеличением затраченного на труд времени, что соответствует количеству произведенного продукта. Когда человек только начинает работать, ему трудно это делать, затем, войдя во вкус, он даже получает от работы удовольствие, превосходящее неприятные ощущения. И, наконец, усталость берет свое, и труд становится для работника источником чистой антиполезности. Когда же человек прекратит работу? Очевидно, работа будет прекращена тогда, когда последняя степень полезности продукта сравняется со степенью антиполезности труда.
Способности человека бесконечно разнообразны, будь то связано с природой или обращением, так что как способности одного и того же человека могут меняться в зависимости от того, какой предмет он производит, так и любые два человека могут проявить различные способности относительно производства одного и того же предмета.
Поскольку труд, как следует предполагать, поддерживается некоторым капиталом, ставка процента всегда определяется отношением, в котором находится дополнительное приращение продукции к приращению капитала, которым оно было произведено. Поскольку процент на весь капитал должен быть одинаковым, польза, которую масса уже имеющегося капитала дает рабочему, ничего не дает для определения нормы процента, который зависит только от последней добавленной (или той, которая может быть добавлена) доли.
Теперь мы легко можем объяснить тот факт, что процент капитал всегда имеет тенденцию очень быстро падать с увеличением его количества относительно того труда, которому он способствует. Именно потому, что равны приращения времени, необходимые приращения капитала увеличиваются со временем. Таким образом, если я начну работу, которую смогу закончить через год, мне придется ждать результата в среднем полгода – говорил Джевонс.
Однако, если он работает второй год, то прежде чем получить результат, он ждет целый год результатов работы первого года и полгода результатов работы второго года. Таким образом, во второй год он использует, по крайней мере, в три раза больше капитала, чем в первый.
На третий год он должен использовать крайней мере в пять раз больше капитала, на четвертый - по крайней мере, в семь раз и так далее. Затем, если преимущества последующих отсрочек не увеличиваются в арифметической прогрессии 3, 5, 7, 9 и т. д., пропорциональная прибыль от новых приращений должна падать и, как было сказано выше, самый низкий процент, при котором можно иметь капитал, управляет процентом всего остального капитала.
Современные авторы придерживаются того мнения, что процентная ставка стремится упасть, поскольку почва не дает пропорциональных результатов по мере продолжения ее возделывания. Но надо полагать, что это уменьшение пропорциональных результатов придется, главным образом, на заработную плату рабочих. Процент на капитал не связан с абсолютной былью, а только с дополнительной прибылью, которую позволяет получить последнее приращение капитала.
Объяснив, таким образом, основные положения теории, остановлюсь на этом, не углубляясь в более сложные сферы предмета, где учитываются эффекты денег, кредита, сочетания труда, риска или неопределенности предпринимательской деятельности, а также банкротства. Последним результатом данной теории будет определение труда и заработной платы, или продукта труда после удержания процента, прибыли, страховки и налогов. Все эти выплаты рабочий делает для того, чтобы иметь определенные выгоды.
1.3 Теория полезности Джевонсона
Джевонс утверждает, что основной проблемой экономической науки является максимизация удовольствия». Термин же «полезность» означает абстрактное свойство объекта соответствовать нашим целям, т.е. «все, что доставляет нам удовольствия или избавляет от страданий, может обладать полезностью».
Общая полезность имеющихся у нас единиц блага зависит от его количества. Джевонс, всегда интересовало полезность последнего приращения блага (все равно — потребленного или только намечаемого к потреблению), которую он назвал «последней степенью полезности» Последняя степень полезности имеет тенденцию убывать с ростом количества блага.
Следует отметить, что, говоря о последней степени полезности, Джевонс всегда подразумевает очень малое или бесконечно малое приращение блага. В отличие от австрийцев Джевонс считает понятие бесконечно малого приращения блага корректным, но при условии, что оно относится не к одному индивиду, а к потреблению всей нации в целом. Здесь возникает проблема агрегирования, поскольку закон убывания последней степени полезности выводится именно для индивида. Но Джевонс полагал, что закон, выведенный теоретически для индивида, может и должен проверяться эмпирически на агрегатном уровне.
Последняя степень полезности, строго говоря, отличается от предельной полезности, равной дифференциальному приращению полезности. Он считал, что «...Степень полезности изменяется вместе с количеством блага и, в конечном счете, убывает вместе с возрастанием количества последнего»
Джевонс не только отмечает, что в оптимальной ситуации одно и то же благо должно иметь одинаковую последнюю степень полезности в разных применениях, что приблизительно соответствует второму закону Госсена, но и распространяет его на распределение блага во времени. Оптимальное потребление блага должно быть, согласно Джевонсу, распределено между периодами такими порциями, чтобы в каждый момент времени последняя степень полезности с поправкой на вероятность получения этой порции блага и на близость во времени (соответствует норме межвременного предпочтения) была одинаковой:
Таковы основные принципы чувства, на которых основывается экономика. Предмет является полезным, либо когда он благотворно воздействует на органы чувств в настоящий момент, либо когда посредством предвидения ожидают, что он сделает это когда-либо в будущем. Таким образом, мы должны с большой осторожностью отличать фактическую полезность в настоящем от оцениваемой будущей полезности, которая, учитывая несовершенную силу предчувствия и неопределенность будущих событий, все же дает определенную полезность в настоящем.
Количество полезности соответствует количеству произведенного удовольствия. Но продолжение одинакового приложения полезного предмета к чувствам или желаниям в обычном случае не даст одинаковых количеств удовольствия. Каждая страсть или чувство более или менее быстро насыщается. Когда получено определенное количество предмета, дальнейшее количество нам безразлично или даже может вызвать отвращение. Каждое последующее приложение будет обыкновенно вызывать чувства менее интенсивные, чем предыдущее приложение. Тогда полезность последней доли предмета обычно уменьшается в некоторой пропорции или как некоторая функция от всего полученного количества. Поскольку это изменение теоретически существует даже в самых малых количествах, мы должны дойти до бесконечно малых величин, а то, что мы будем называть коэффициентом полезности,- это отношение последнего приращения или бесконечно малой доли предмета к приращению удовольствия, которое она вызывает, и то и другое, конечно, должно быть выражено в соответствующих единицах.
Эта функция полезности индивидуальна для каждого вида предмета и более или менее индивидуальна для каждой личности. Так потребность в простом хлебе удовлетворяется гораздо быстрее, чем потребность в вине, одежде, красивой мебели, произведениях искусства или, наконец, в деньгах. И у каждого есть свои собственные особенные пристрастия, которые удовлетворить почти невозможно.
Тогда коэффициент полезности - некоторая, в общем, убывающая функция от всего потребленного количества предмета. Вот наиболее важный закон всей теории.
1.4 Цепочка Джевонсона
Итак, как и меновая ценность в австрийской теории, цена товаров у Джевонса определяется исключительно их предельными полезностями. Издержки не принимают в этом процессе прямого участия, конкретно речь идет об антиполезности труда, лишь косвенно влияют на объемы предложения благ, от которых зависит их предельная полезность. Джевонс формулирует эту цепочку зависимостей так:
издержки производства определяют предложение —> предложение определяет последнюю степень полезности —> последняя степень полезности определяет ценность.
Эта цепочка «растянута» во времени: когда приходит пора определять ценность, предложение уже определено на предыдущем этапе и зафиксировано. Таким образом, спрос и предложение не определяют ценность одновременно, как у Маршалла. Джевонс был знаком с кривыми спроса О. Курно и Ф. Дженкина, но предпочел не использовать их в своем анализе, поскольку переход от кривой полезности к кривой спроса требует важных допущений (постоянной предельной полезности денег, независимости между потреблением различных благ), которые он считал нереалистичными.
Заключение
Истинную экономическую теорию можно получить лишь возвратясь к мотивам, побуждающим человека действовать,- чувствам удовольствия и страдания. Большая часть таких чувств возникает периодически из обычных желаний и потребностей тела или разума и из того усилия, доставляющего страдания, которое нам постоянно кто-то или что-то подсказывает прилагать, чтобы мы могли удовлетворить свои потребности. Экономика изучает отношения обычного чувства удовольствия и страдания, возникающих таким образом, и у нее достаточно широкое поле исследования. Но экономика рассматривает не все побуждения человека. Почти всегда существуют такие побуждения, которые являются результатом нашей совести, сострадания или каких-либо моральных или религиозных мотивов и которые экономика не может и не осмеливается рассматривать. Они останутся для нас силами, отклоняющими и причиняющими беспокойство; если вообще их нужно рассматривать, то это должны делать другие соответствующие отрасли знания.
Библиографический список
1. Бартенев С.А. История экономических учений в вопросах и ответах. Учбно-методическое пособие.-М.: ЮРИСТЬ, 1997 год.
2. Агапова И.И. История экономической мысли. Курс лекций. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем» Издательство ЭКМОС, 2001 год.