В настоящее время в большинстве стран мира сложилась комплексная отрасль общественного производства - индустрия авторского права и смежных прав. Возникновение этой отрасли общественного производства вызвано массовостью и коммерциализацией объектов авторского права и смежных прав. Дело в том, что в отличие от объектов промышленной собственности, которые иногда имеют высокую единичную коммерческую стоимость, но обычно не имеют массового распространения, многие объекты авторского права и смежных прав имеют высокие тиражи и очень высокую массовую коммерческую стоимость.
В соответствии со сложившейся мировой практикой под объектами авторского права понимаются произведения науки, литературы и искусства, а под объектами смежных прав - исполнения, фонограммы и передачи организаций эфирного или кабельного вещания. Субъектами авторского права и смежных прав являются соответственно авторы произведений науки, литературы и искусства, исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания. Нетрудно представить масштабность объектов авторского права, если к ним относятся также компьютерные программы, базы данных - по существу все информационные ресурсы; кинофильмы, видеофильмы и аудиопроизведения, полиграфическая продукция и т.д., а к объектам смежных прав - по существу продукция электронных средств массовой информации, производителей фонограмм и исполнителей. Создание и использование объектов авторского права и смежных прав привело к формированию и развитию новой отрасли общественного производства - индустрии авторского права и смежных прав. Понимание этой особенности экономического развития республики позволяет оценить особую важность данной комплексной отрасли общественного производства и принять меры для ее приоритетного развития, как это уже сделано в большинстве стран мира.
Результаты интеллектуальной деятельности отличаются от результатов иных видов деятельности тем, что они связаны с именем своего создателя. Обязательное упоминание имени автора является одним из личных неимущественных авторских прав, и возникло оно по существу с появлением письменности. С появлением книгопечатания возникли элементы имущественных прав авторов, содержание которых постоянно изменяется.
Авторские права имеют дуалистическую природу, поскольку включают в себя как личные неимущественные права, так и имущественные права. Подобная природа характерна не только для авторского права. Исполнители тоже обладают как личными неимущественными правами, так и имущественными правами. Объекты промышленной собственности также имеют своего автора, с которым связаны личные неимущественные и имущественные права. Личные неимущественные права в большинстве стран признаны за создателем объекта интеллектуальной собственности, но имущественные права могут ему и не принадлежать.
Дуалистический характер авторского права закреплен Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений. Однако ряд стран не разделяют авторское право на категории личного и имущественного характера и допускают передачу любого авторского права иному лицу (физическому или юридическому). Закон Республики Беларусь “Об авторском праве и смежных правах” признает личные неимущественные права и имущественные права как различные категории авторского права с разными свойствами, сроком действия и возможностью их уступки.
Важнейшим различием между личными неимущественными и имущественными правами является их различное временнoе действие и абсолютная или относительная принадлежность автору. Если право авторства как основное личное неимущественное право является неотчуждаемым и непередаваемым, то имущественные права могут быть уступлены. Кроме того, личные неимущественные права действуют бессрочно, тогда как имущественные права имеют ограниченный срок действия.
1. Личные неимущественные права
Авторское право исторически начиналось с появления понятия личных неимущественных прав. Содержание этой категории постоянно изменялось, и ее устоявшееся содержание отражено в п. 1 Бернской конвенции, в соответствии с которой “независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав он имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора”. Бернская конвенция признает два личных неимущественных права авторов:
а) право авторства, т.е. право требовать признания своего авторства на свое произведение;
б) право на защиту репутации, т.е. право противодействовать любому извращению, искажению, изменению и любому иному посягательству на свое произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора.
Данная норма и соответствующие права впервые введены в Бернскую конвенцию в 1928 году. Эти права возникают потому, что произведение является отражением личности его автора, тогда как имущественные права отражают материальные интересы и потребности автора.
Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС), которое является обязательным для выполнения всеми членами Всемирной торговой организации (ВТО), обязывает страны соблюдать положения ст.ст. 1-21 Бернской конвенции, однако страны не обязаны выполнять положения в отношении прав, предоставляемых или вытекающих из Бернской конвенции.
В Законе Республики Беларусь “Об авторском праве и смежных правах” выбран путь расширения личных неимущественных прав авторов, хотя в некоторых отношениях такое расширение не является безупречным.
Автору в отношении произведения принадлежит совокупность личных неимущественных прав. Право авторства - важнейшее личное неимущественное право. Он имеет право требовать признания авторства на свое произведение, т.е. подтверждения того, что именно он является автором произведения. Свое личное неимущественное право авторства автор обычно реализует, размещая свое имя на экземплярах произведения. Автор может обнародовать свое произведение не только под своим подлинным именем, но и под псевдонимом или даже анонимно, однако он всегда может отказаться от псевдонима и открыть свое подлинное имя.
Право авторства возникает у автора с момента создания произведения. Для возникновения этого права необходимо наличие признака творческого характера произведения и признака объективной формы произведения. Для возникновения личного неимущественного права не имеет значения ни содержание произведения, ни факт его обнародования.
Гражданский кодекс Республики Беларусь упоминает только право авторства как личное неимущественное право и особо подчеркивает, что право авторства “может принадлежать только лицу, творческим трудом которого создан результат интеллектуальной деятельности”, в том числе и произведения науки, литературы и искусства. Однако Гражданский кодекс косвенно признает, что существуют и иные личные неимущественные права, поскольку передача имущественных прав “не влечет передачи или ограничения права авторства и других личных неимущественных прав”.
Очень важно, что Гражданский кодекс признал, что “право авторства неотчуждаемо и непередаваемо”. Следовательно, право авторства не может быть отчуждено у автора, но и автор не может передать это право иным лицам, в том числе и своим родственникам.
Если же какое-то лицо использовало произведения, на которые действует авторское право, даже для личных целей, то ни о каком праве авторства не может идти речи, поскольку для использования любого охраняемого произведения необходимо получить разрешение от правообладателя.
Право на имя по своему содержанию близко к праву авторства, поскольку признание права авторства означает, что автору принадлежит право называть себя и свое произведение так, как он того пожелает.
По закону “взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними” (п. 2 ст. 10), поэтому заказчик предлагает автору разовую (паушальную) сумму за его труд при условии, что последний выразит желание опубликовать произведение анонимно, а заказчик - под своим собственным именем и что он откажется от притязаний на имущественные права при опубликовании такого произведения. Так появляется произведение только с одним автором - заказчиком, который становится полноправным хозяином произведения со всеми личными неимущественными и имущественными правами.
Право на защиту репутации представляет собой важное личное неимущественное право автора, наделяя его правом на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства на произведение, способного нанести ущерб чести и достоинству автора.
Право на защиту репутации признается Бернской конвенцией, причем слова иного посягательства были введены в Бернскую конвенцию в 1948 году для того, чтобы подчеркнуть, что ущерб репутации автора может нанести не только искажение его произведения. Такая же формулировка использована и в Законе.
Таким образом, ущерб чести и достоинству автора, т.е. его репутации, могут нанести не только такие изменения его произведения, которые искажают, извращают содержание произведения. Ущерб репутации автора может нанести и иное посягательство на произведение.
Естественно, во всех случаях речь идет о разрешенных автором изменениях произведения, в противном случае никакое лицо не имеет права вообще вносить какие-либо изменения в произведение. Поэтому даже если автор передал одно из своих имущественных прав - право на переработку - другому лицу, у него остается личное неимущественное право контролировать такую переработку с тем, чтобы не было извращено или искажено содержание его произведения.
Право на защиту репутации в явном виде не нашло отражения в новом Гражданском кодексе Республики Беларусь. Однако в силу международных обязательств Республики Беларусь как члена Бернского Союза об охране литературных и художественных произведений право на защиту репутации должно признаваться, что и отражено в Законе Республики Беларусь “Об авторском праве и смежных правах”.