· 1995 год. Прецедентный судебный процесс о нарушении авторских прав в Интернете. Один из пользователей сервера вывесил на нём материалы, защищённые копирайтом. Владелец авторских прав подал в суд на владельца сервера. Суд оправдал ответчика.
· 1996 год. В Женеве представители 160-ти стран мира подписали документы о создании Всемирной Организации по Защите Интеллектуальной Собственности (World Intellectual Property Organization, WIPO).
· 1998 год. Срок действия авторских прав продлен. Он действует до смерти автора и плюс 70 лет после этого.
· Новый закон ограничил возможности использования компьютеров для копирования и воспроизводства произведений, защищаемых авторским правом. Копирайтом разрешено защищать форму корпуса судна.
2001 год. Журналист, внештатный сотрудник газеты Нью-Йорк Таймс, выиграл процесс против этого издания. Причиной иска стало то, что издательство выложило ряд его материалов в базу данных, предлагаемую для коммерческого использования
Глава 2. Республика Беларусь в системе
международной охраны авторского права
Говорят, что культура не знает границ. Не знают границ и составляющие ее произведения. Однако границы существуют в отношении авторского права на эти произведения. Авторское право Республики Беларусь является частью ее гражданского законодательства и изначально имеет ограниченную сферу применения - ограниченную по кругу лиц, за которыми оно признает авторское право, и по территории, находящейся под суверенитетом нашего государства, на которой это признаваемое авторское право действует. В соответствии со ст.4 Закона Республики Беларусь " Об авторском праве и смежных правах" от 16 мая 1996 г. авторское право признается за гражданами вне зависимости от того, где были опубликованы либо находятся их неопубликованные произведения; за иными лицами, чьи произведения были обнародованы, именно в Беларуси или находятся на территории нашей республики в необнародованном виде. При этом п.2 ст.4 Закона содержит норму, согласно которой произведение считается опубликованным в Республике Беларусь и за его создателем, в том числе иностранцем, признается в Беларуси авторское право, если это произведение было опубликовано в нашей республике в течение 30 дней с момента первого опубликования за рубежом. За всеми остальными лицами авторское право по белорусскому законодательству признается только в том случае, если это предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.
Во многом аналогичен подход законодательства большинства стран мира -- авторское право признается за гражданами данного государства, иногда к ним приравниваются лица, впервые опубликовавшие свои произведения в этом государстве. Поэтому, учитывая тот факт, что использование произведения и ранее не ограничивалось национальными рамками, начиная с первой половины прошлого столетия, среди заключаемых между государствами международных договоров стали появляться договора и соглашения о взаимном признании и охране авторских прав. Особенно актуальным вопрос о международной охране авторских прав стал в наши дни, когда есть все основания говорить уже не о взаимопроникновении культур различных государств, а о возникновении интернациональной, или точнее было бы сказать, наднациональной культуры. Объекты авторского права получают все большее значение в международном торговом обороте -- кино-, видео-, музыкальная продукция, программное обеспечение для ЭВМ, базы данных и т.п. занимают место среди основных статей экспорта развитых стран.
Однако система двусторонних соглашений не может обеспечить эффективную охрану авторских прав. Необходимы многосторонние и по возможности универсальные международные договора, которые разрешая противоречия между национальными законодательствами, обеспечивали бы минимальные стандарты охраны авторского права и тем самым создавали бы условия для распространения объектов авторского права, не наносящего ущерба экономическим интересам правообладателей.
Существующая в настоящий момент система международной охраны авторского права представляет собой сложный механизм, в основе которого лежат прежде всего два многосторонних соглашения -- Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. в ее многочисленных редакциях и Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г., измененная в 1971 г. Определенную роль в свое время играли региональные конвенции -- ряд межамериканских и Арабская конвенция об авторском праве 1981 г. Однако, в силу их регионального, а применительно к Арабской конвенции, участником которой могут быть только государства -- члены Лиги арабских стран, закрытый характер, они постепенно утрачивают свою актуальность.
В последнее время все большее значение получает еще одно международное соглашение, затрагивающее, среди прочего, вопросы охраны авторского права. Речь идет о принятом в 1994 г. по результатам Уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ Соглашении о создании Всемирной торговой организации, и в частности, о Приложении 1С к этому Соглашению. Приложение 1С, которое называется Соглашением по торговым аспектам права интеллектуальной собственности (в русской транскрипции -- Соглашение ТРИПС), содержит обязательство каждого государства, вступающего во Всемирную торговую организацию, в области охраны авторских прав применять в отношениях с другими государствами-членами ВТО положения Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, касающиеся материальных норм права . При этом участие государства в самой Бернской конвенции не является обязательным
Республика Беларусь участвовала только в одном международном соглашении по вопросам охраны авторского права, а именно во Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1952 г .
Беларусь не присоединялась к этому соглашению, а Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 июня 1993 г. № 370 объявила о своем правопреемстве в отношении обязательств Советского Союза по данной конвенции. Это означает, что Всемирная конвенция для Беларуси действует с даты ее ратификации Верховным Советом СССР -- 27 мая 1973 г.Суть Всемирной конвенции в редакции 1952 г. состоит в обязательстве любого участвующего в ней государства предоставлять национальный режим охраны произведениям (как выпущенным так и не выпущенным в свет) авторов, являющихся гражданами других участвующих в конвенции государств, а также иным лицам, впервые выпустившим свое произведение в свет в одном из государств -- участников конвенции. При этом субъектами конвенции являются не только авторы, но и иные обладатели авторских прав.
Круг видов произведений определен в достаточно общем виде -- охрана должна распространяться на литературные, научные и художественные произведения, как то: произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, графики и скульптуры. При решении вопроса о предоставлении охраны авторам, не являющимся гражданами участвующих в конвенции государств, применяется критерий "выпуска произведения в свет", под которым понимается воспроизведение в какой-либо материальной форме и предоставление неопределенному кругу лиц экземпляров произведения для чтения или ознакомления путем зрительного восприятия.
Кроме того, к числу материально-правовых норм Всемирной конвенции можно отнести механизм преодоления существующих в некоторых государствах формальностей, которые необходимо выполнить для признания авторских прав (депонирование экземпляра произведения, регистрация специально уполномоченным органом, нотариальное удостоверение и т.п.). Ст. III конвенции содержит компромиссное решение, согласно которого все формальности материально-правового характера считаются выполненными, если все экземпляры произведения иностранного автора будут иметь знак © с указанием имени обладателя авторского права и года первого выпуска произведения в свет. Все остальные вопросы, связанные с определением объема предоставляемой на основании Всемирной конвенции охраны решаются в соответствии с национальным законодательством государства, в котором испрашивается охрана.
Подобный либеральный подход позволял становиться участниками Всемирной конвенции в редакции 1952 г. государствам с различным законодательством об авторском праве, в том числе и Советскому Союзу, законодательство которого, с обширными сферами допускаемого свободного использования охраняемых произведений и всего 25-летним сроком охраны после смерти автора очевидно не соответствовало практике развитых стран мира. В 1971 г. была принята новая редакция Всемирной конвенции, в которой по сравнению с редакцией 1952 г. был значительно расширен круг обязательных к применению норм, в том числе в отношении объема признаваемых за автором прав, однако конвенционный срок охраны авторских прав по прежнему остался равным 25 годам после смерти автора.
Редакция 1971 г. по ряду причин не получила особой популярности.
В соответствии со ст. VII Всемирной конвенции (как редакции 1952 г., так и редакции 1971 г.)ее действие не распространяется на произведения, охрана которых к моменту вступления конвенции в силу для какого-либо государства в этом государстве не существовала либо к моменту присоединения к конвенции уже прекратилась. Иными словами, по Всемирной конвенции Советский Союз, а позднее и Республика Беларусь, не несли обязательств по охране произведений, авторы которых не были гражданами СССР и впервые выпустили в свет свое произведение до 27 мая 1973 г. вне пределов СССР.