Особо следует остановиться на вопросе взаимной охраны авторского права в отношениях государств -- бывших республик СССР. Распад Советского Союза и появление на его месте суверенных государств с национальным законодательством об авторском праве поставил вопрос об их интеграции в международную систему охраны авторского права. При этом возникла проблема взаимного признания и охраны прав авторов бывших советских республик, так как произведения граждан других государств -- бывших республик СССР стали произведениями иностранных авторов, охрана которым должна предоставляться на общих основаниях. Для того чтобы ликвидировать определенный правовой вакуум, вызванный исчезновением единой территории и гражданства СССР, 24 сентября 1993 г. в Москве государствами -- участниками СНГ было подписано Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав.
Однако, Верховный Совет Беларуси не ратифицировал данное Соглашение, поэтому обязательства нашей республики по охране авторских прав в отношении произведений, происходящих из государств -- бывших союзных республик, основываются на совместном участии во Всемирной конвенции 1952 г. и распространяются на произведения, созданные либо выпущенные в свет после 27 мая 1973 г. Кроме того, такие государства, как Армения, Кыргызстан и Туркменистан не участвуют во Всемирной конвенции, а, следовательно, не обеспечивают охраны прав белорусских авторовОпределенные изменения произошли во внутреннем законодательстве Беларуси. С 18 июля 1996 г. вступил в действие Закон Республики Беларусь " Об авторском праве и смежных правах", который, без преувеличения, стал значительным этапом в развитии национального авторского законодательства. Срок охраны авторских прав был увеличен до 50 лет после смерти автора; были сняты формальности при предоставлении охраны фотографическим и аналогичным им произведениям; программы для ЭВМ прямо указаны среди объектов авторского права и т.п.
Изменения во внутреннем законодательстве сделали возможным для нашей республики изменить ее положение и в системе международной охраны авторского права.
14 июля с.г. вступил в силу Закон Республики Беларусь "О присоединении Республики Беларусь к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (Парижскому акту от 21 июля 1971 г., измененному 28 сентября 1979 г.)".
Бернская конвенция на сегодняшний день является самым популярным международным соглашением в области авторского права -- по состоянию на 3 июля 1997 г. ее участниками были 125 государств, включая 27 государств, являющихся участниками более ранних редакций конвенции -- Римского 1928, Брюссельского 1948 и Стокгольмского 1967 г. актов. Республика Беларусь присоединяется к последнему, Парижскому 1971 г. акту, измененному в 1979 г.
В отношении государств, являющихся участниками более ранних редакций, Беларусь на основании ст.32 Конвенции также будет обязана применять условия именно Парижского акта.Бернская конвенция строится на основе сочетания принципа применения национального режима охраны с обязательным соблюдением установленного конвенцией минимума охраны. К числу принципов конвенции можно также отнести и так называемый принцип "автоматической" охраны. Это означает, что в том случае, когда внутреннее законодательство какого-либо из участвующих в конвенции государств обуславливает предоставление охраны соблюдением формальностей, охрана произведению на основании Бернской конвенции предоставляется без соблюдения таковых, то есть автоматически. Конвенционная охрана осуществляется в пользу автора и его правопреемников, в том числе лиц, которым автор уступил свои права на исключительной основе.
Действие конвенции распространяетсяна все произведения в области литературы, науки и искусства, как оригинальные, так и производные (такие как переводы, аннотации, аранжировки, иные переработки, сборники, антологии и т.п.).
Конвенция устанавливает, что в отношении охраняемых на ее основании произведений авторы пользуются во всех странах Союза (кроме страны происхождения произведения) правами, предоставляемыми внутренним законодательством государства, в котором испрашивается охрана, а также правами, прямо предоставляемыми самой конвенцией. Однако, предусмотренные в Бернской конвенции права применяются только к правоотношениям с иностранным элементом, в связи с чем конвенция прямо указывает на то, что действие конвенционных норм не распространяется на случаи, когда гражданин государства Бернского Союза или приравненное к нему лицо испрашивает охрану своему произведению в своем государстве.
Сравнительный анализ норм Бернской конвенции и Закона Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных правах" позволяет говорить о том, что последний в основном, по большинству принципиальных положений, соответствует требованиям конвенции и Беларусь соблюдает требования ст.36 конвенции, устанавливающей, что присоединяющееся к конвенции государство должно быть в состоянии в соответствии со своим внутренним законодательством осуществлять положения конвенции.
Вступление Беларуси в Бернскую конвенцию не означает прекращение ее обязательств по Всемирной конвенции; относящаяся к ст. XVII Всемирной конвенции Декларация устанавливает, что эта конвенция не должна применяться к взаимоотношениям государств Бернского союза тогда, когда речь идет о произведениях, страной происхождения которых является страна Союза.
И, наконец, говоря о Бернской конвенции, нельзя не затронуть вопрос о последствиях присоединения к ней для Беларуси. В последнее время в печати довольно часто встречаются публикации, в которых известные юристы авторитетно заявляют об имеющей, по их мнению, место обратной силе Бернской конвенции. Основанием для подобных утверждений является норма ст.18 конвенции, которая устанавливает, что конвенция распространяет свое действие на все произведения, которые к моменту вступления конвенции в силу еще не перешли в общественное достояние (т.е. не перестали охраняться) в стране их происхождения в связи с истечением срока охраны. Если какое-либо произведение, которое ранее охранялось в государстве, в котором испрашивается охрана, перешло в общественное достояние вследствие истечения срока охраны до вступления конвенции в силу для этого государства, то такое произведение в соответствии с нормой п.2 ст.18 конвенции не подлежит охране, то есть существовавшая ранее охрана не возобновляется.
Присоединение Беларуси к Бернской конвенции будет означать расширение круга охраняемых в нашей республике произведений иностранных авторов, в основном за счет произведений, опубликованных до 1973 г. и поэтому не охранявшихся у нас на основании Всемирной конвенции, однако охраняющихся в стране своего происхождения, а также произведений, страной происхождения которых являются государства, не участвующие во Всемирной конвенции.
Для понимания того, что именно из компьютерных разработок и в каком объеме охраняется авторско-правовым законодательством, необходимо проанализировать понятие "программа для ЭВМ". Напомним, программа для ЭВМ - это объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования электронных вычислительных машин (ЭВМ) и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата.
Традиционно авторским правом применительно к программам защищается:
1. то, что непосредственно создано разработчиком и существует в символьном (литеральном) представлении до исполнения программы;
2. то, что порождается в ходе функционирования программы, это так называемые нелитеральные (non-literal) элементы.
Из законодательного определения, следует, что в белорусском законодательстве термином охватывается три группы объектов:
1. объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств;
2. подготовительные материалы;
3. порождаемые программой аудиовизуальные отображения.
Общее требование к этим трем группам объектов - объективная форма представления (отображения), то есть возможность фиксации на каком-либо материальном носителе.
По внешнему выражению литеральные элементы программы (первая и вторая группы объектов) могут существовать:
· в машиночитаемой форме, это исполняемый код, некоторые промежуточные формы существования набора команд и данных (псевдо-код, объектный код и т.п.);
· в форме, доступной для понимания человеком, в виде исходного текста или подготовительных материалов (блок-схем и т.п.), при этом для признанияих охраноспособными не важно, на каком носителе закреплен текст (на диске, на бумаге).
К нелитеральным элементам, порождаемым программой аудиовизуальным отображениям относятся, в частности, отдельные изображения, звуковое сопровождение, видеоряды - все то, что проявляется в процессе исполнения программы. Общее требование к таким элементам для признания их охраноспособными - оригинальность, то есть такой объект должен быть результатом творческой деятельности разработчика.
По большому счету можно было бы признать программой любое произведение, выраженное в цифровой форме, ведь это наборы кодов или сигналов, которые заставляют некое техническое устройство функционировать определенным образом, например воспроизводить звук или изображение. Однако отличия имеются.