Смекни!
smekni.com

Авторское право в республике Беларусь (стр. 1 из 14)

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ. 2

ВВЕДЕНИЕ. 3

РАЗДЕЛ I. ГЛАВНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ В ОБЛАСТИ АВТОРСКОГО ПРАВА (БЕРНСКАЯ И ВСЕМИРНАЯ КОНВЕНЦИИ). 9

Глава 1. История создания основных организаций, основные соглашения. 9

Глава 2. Республика Беларусь в системе международной охраны авторского права 15

Раздел II. Меры по защите интеллектуальной собственности 23

Глава 1. Защита авторских и смежных прав программного обеспечения. 23

1.1. Программное обеспечение как объект авторского права. 23

1.2. Правовые вопросы защиты программных продуктов. 46

Глава 2. Особенности правовой основы РБ. 55

Заключение. 68

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 73

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность курсовой работы.

Авторское право является важной составной частью универсальной системы прав человека, авторские полномочия — одно из важнейших гарантов интеллектуального творчества, самоутверждения и достоинства каждого человека.

В настоящее время новые технологии все чаще и настойчивее подвергают испытанию на прочность главные принципы международных соглашений в области авторского права. Однако отказываться от основ существующей ныне авторско — правовой системы нет никакой нужды. Бернская и Всемирная конвенции были и остаются на сегодняшний день главным международным инструментом регулирования авторского права. Основная цель курсовой работы состоит в теоретическом исследовании международных конвенций по авторскому праву (Бернской и Всемирной конвенций), действующего авторского законодательства РБ и выявлении возможных направлений развития и совершенствования законодательства РБ.

По законодательству Республики Беларусь достаточно большой круг лиц называются авторами – ученые, писатели, художники, композиторы, изобретатели, дизайнеры, разработчики программ ЭВМ, промыш­ленных образцов и другие. Всех этих лиц объединяет одно: результаты их труда являются продук­тами творческой интеллектуальной деятельности.

Авторское право рассматривается одновременно: с одной стороны, как система правил, регулирующих взаимоотношения автора и общества в связи с созданием и использованием произведений, с другой стороны, как сочетание личных и имущественных правомочий автора. Но с какой бы стороны не рассматривалось авторское право, его цель – охрана интересов творца произведения, а также интересов общества.

Современное законодательство РБ об авторском праве регулирует отношения по возникновению, изменению, прекращения, а также защите авторских прав. В отличие от иного законодательства, обеспечивающего охрану результатов интеллектуального труда, авторское право предоставляет охрану форме результатов творческой деятельности, а не их содержанию, причем в определенной сфере: науке, литературе и искусстве.

Общепринятым является знак, предусмотренный Всемирной Конвен­цией об авторском праве, © - copyright – «авторское право». Этот знак употребляется в сочетании трех элементов: сам знак (латинская буква ‘с’ в окружности: Ó), имя обладателя исключительных авторских прав, год первого опубликования произведения в свет.

Авторским правом охраняются нематериальные объекты: произведе­ния науки, литературы и искусства, являющиеся результатами духовной творческой работы, обусловленной интеллектуальными способностями и психофизическими особенностями их создателей-авторов, в силу чего оказывающими на окружающих определенное (рациональное, эмоцио­нальное) воздействие.

В связи с этим закон различает субъектов первоначального авторского права и субъектов производного авторского права.

Субъектами первоначального авторского права являются:

1. Физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы и искусства. Авторское право на произведение принадлежит автору в силу факта его создания.

2. Несколько лиц (соавторы) - при условии, что произведение созда­но их совместным творческим трудом. Авторское право на коллективное произведение признается, если авторы (один из них) пользуются авторским правом в Российской Федерации.

3. Автор составного произведения - результата творческой работы представляющего собой подбор и расположение включенных в него произведений и материалов. Составители пользуются авторским правом при условии соблюдения прав авторов произведений, включенных в составное произведение.

4. Переводчик, автор аранжировки, адаптации, инсценировки, иной переработки ранее созданного произведения. Авторы переводов, переработки произведений пользуются авторскими правами при соблюдении прав авторов оригинальных произведений.

Субъектами производного авторского права являются:

Наследники в отношении прав, полученных от автора по наследству, а именно: право охраны неприкосновенности произведения, право осуществлять или разрешать использование произведения, право на получение вознаграждения за его использование.

Иные лица (физические и юридические) в отношении прав, полу­ченных от автора или наследников, иных правообладателей (по субли­цензионным договорам).

Издатели энциклопедий, энциклопедических словарей, периоди­ческих и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналом и других периодических изданий в отношения прав на использование их изданий в целом.

Организации (работодатели) в отношении прав на использование произведения, созданных в порядке выполнения служебного задания (служебных произведений).

В соответствии с действующим законодательством автору в отношении его произведения принадлежат личные неимущественные (моральные) права и имущественные права.

Необходимость правового регулирования отношений, связанных с созданием и использованием программного обеспечения возникла сравнительно недавно, в начале 60-х годов ХХ века, когда началось их сравнительно массовое применение. С того времени горизонты проникновения программного обеспечения для электронных вычислительных машин в общественную жизнь расширились с рамок специальных научных учреждений и военных проектов до повседневного использования в жизни человека. Столь стремительный рост в количественном и качественном отношении остро поставил вопрос о правовом регулировании общественных отношений, связанных с использованием программ для ЭВМ. Поиск наиболее приемлемых форм правовой охраны программ продолжается и в современных условиях.

В условиях Республики Беларусь проблема законодательного регулирования правовой охраны программного обеспечения также не решена окончательно. Данное обстоятельство не способствует единству правового регулирования в сфере правовой охраны программ.

Оценивая научную разработанность данной темы, нужно прежде всего отметить, что рассмотрение вопросов правовой охраны программ происходит, как правило в рамках авторско-правовой охраны и в совокупности с другими объектами авторского права, без должного выделения специфики программ. Мало внимания уделяется теоретической стороне правовой охраны программного обеспечения, например вопросам понятия программы для ЭВМ и авторских прав на нее, но этой информации достаточно в Интернете.

Целью данного исследования является, во-первых, рассмотрение теоретических основ правовой охраны программного обеспечения, и, во-вторых, анализ действующего законодательства республики Беларусь по правовой охране программ путем доктринального толкования норм, выявления пробелов и недостатков в правовом регулировании и способов их устранения. С учетом этого целесообразна постановка следующих задач:

· определение понятий программного обеспечения, а также смежных и пересекающихся с ними понятий с правовой точки зрения;

· изучение совокупности правомочий, возникающих у конкретных лиц в связи с созданием программного обеспечения;

· рассмотрения способов перехода указанных правомочий;

· анализ положений ответственности за нарушение прав на программное обеспечение.

С практической точки зрения данная работа призвана систематизировать имеющийся законодательный и научный материал по правовой охране программного обеспечения. Быстрое развитие технологий по обработке информации, к которым относятся программное обеспечение, вовлекает в сферу их обращения все больше субъектов гражданского оборота и значительные капиталы, что делает очевидным необходимость дальнейшего изучения правового аспекта их охраны

В соответствии с поставленной целью исследования, в курсовой сделана попытка:

— Исследовать историческую эволюцию Бернской и Всемирной конвенций.

— Осветить проблемы авторского права РБ.

Курсовая работа состоит из введения; двух разделов, каждый из которых подразделяется на 2 главы, которые, в свою очередь, делятся на параграфы.

Выводы, сделанные из изучения материала о развитии международных соглашений в области авторского права заключаются в следующем:

1. Появление новых технических средств, применяемых в создании и использовании произведений науки, литературы и искусства оказывает не только положительное, но и отрицательное влияние на принципы авторского права, установленные Бернской и Всемирной конвенциями. Проблема пиратства в сфере авторского права представляет собой серьезную угрозу действующей системе авторского права как на международном, так и на национальном уровне. Необходимо усилить роль международных организаций по авторскому праву, прежде всего ЮНЕСКО и ВОИС и международного сотрудничества в борьбе с пиратством.

2. Сближение положений Бернской и Всемирной конвенций, а также позиции ЮНЕСКО и ВОИС, дает возможность сделать вывод о том, что для более эффективной работы международной системы охраны авторских прав, необходимо принятие единого международного соглашения на основе существующих конвенций и многочисленных рекомендаций ЮНЕСКО и ВОИС.