Несомненно, расчёт интегрального универсального показателя состояния общества разрешил бы проблему сравнительных регионального и временного анализов по единой шкале индекса качества жизни. Усилия государства по формированию минимальных социальных стандартов жизни своих граждан окажет со временем влияние на величину данного интегрального показателя качества жизни. Таким образом, объективные показатели качества жизни населения позволяют сделать заключение о социальной безопасности страны, то есть мере приближения к той границе, за которой наступает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов, создаётся угроза выживания нации. Для современной России важнейшей задачей является недопущение дальнейшей деградации качества жизни населения, то есть утраты достигнутого привычного уровня цивилизованности. Необходимость значительных изменений в проводимой социально-экономической политике возникает тогда, когда объективные индикаторы спускаются ниже тех минимальных значений, которые характеризуют состояние социальной безопасности, а субъективные – демонстрируют значительную деградацию возможностей накопления и развития человеческого потенциала.
Вот почему, по нашему мнению, так же важны и стандарты в области субъективных индикаторов качества жизни, к которым относятся удовлетворённость жизнью, ощущение социальной поддержки, личного признания, тревожности и т.д. Подобные индикаторы выявляются при индивидуальных и общих социологических опросах, анкетировании и психологическом тестировании. П. Козловский высказывает мнение о том, что отнюдь не все человеческие поступки могут быть поняты единообразно как максимизация определённых переменных, поскольку потребности и определения пользы обнаруживают слишком большую социальную и культурную вариабельность [1, с. 101–102].
К оценке качества жизни необходимо подходить с позиций непосредственно мест проживания, поскольку каждый субъект (индивид), для того чтобы оценить качество своей жизни, должен реально где-то жить, ареал его жизнедеятельности должен проходить в каком-либо конкретном регионе с его социально-экономическими особенностями. И здесь речь идёт не о разной потребительской корзине для разный регионов, как раз вопрос стоит о выравнивании уровня жизни регионов до приемлемого (по социально-минимальным стандартам). ещё Людвих Эрхард не уставал повторять, что рынок и экономическая эффективность не есть конечная цель, а лишь инструмент её достижения. Сама же цель состоит в том, чтобы раскрепостить человека, дать простор его энергии и инициативе, обеспечить ему достойное существование, максимально удовлетворив его не только «материальные, но и духовные потребности» [2, с. 12]. Речь идёт о том образе жизни, о культурных детерминантах, присущих данному региону; о том, как условия места проживания воспринимаются и оцениваются отдельными личностями относительно значения каждого из них для человека. Р.В. Черняева отмечает, что ценою неоправданно больших жертв российское общество приходит к пониманию давно известного академической науке факта отсутствия самодостаточности рыночных принципов и необходимости базирования их на ценностях нематериального толка: традиционных, нравственных, национальных, духовных [5, с. 56]. Потому неслучайно повсеместно фиксируемое стремление вернуться к традиционным и надёжным ценностям культуры и морали: «мораль снова становится насущной необходимостью, а следовательно, прибыльным капиталовложением [1, с. 94]». В современной системе хозяйствования приоритетны трансакционные затраты, экономический механизм минимизации которых базируется прежде всего на социальном доверии и взаимодействии, а также социальной солидарности как фактору экономического развития.
Понятие «качество жизни», таким образом, характеризует определённую социально-экономическую реальность, существующую в точно определённом конкретно-историческом времени в рамках данной общественно-экономической формации и проявляющуюся в конкретной (повседневной) жизненной деятельности людей, социальных классов, слоёв, групп, отдельных индивидов. Поэтому для познания категории «качества жизни» неизбежно познание характера и сущности традиционных культурных и нравственных детерминант региона, на территории которого реализуется и оценивается качество жизни проживающего там населения.
Процесс глобализации ещё более усугубляют проблемы оценки качества жизни. Главной доминантой общественных умонастроений является возвращение от западнических увлечений периода становления демократии к «исконно российским» представлениям, нравственным устоям и образу жизни. Весьма характерно, что главными общенациональными целями, объединяющими позиции всех групп россиян, стали: повышение качества жизни, наведение порядка во всех сферах, создание равных возможностей для всех, усиление охраны здоровья населения, духовно-нрав-ственное возрождение общества, словом, превращение России в великую державу XXI в. [3, с. 141].
Cохранение национально-культурной идентичности в российском массовом сознании и самоопределение России в глобализирующемся мире представляется весьма актуальным и принципиально важным для понимания и прогноза дальнейшего развития российского общества. От того, какие образы идентичности будут доминировать в массовом сознании, во многом зависят перспективы модернизации, в частности, перспективы развития структур гражданского общества в России, эффективность функционирования политических институтов, «духовный климат» общества, характер и качество социокультурного ответа России на вызовы нового глобального миропорядка.
Сохранение национально-культурной идентичности, с одной стороны, на глобальном уровне способствует успешному интегрированию России в мировое сообщество и её позиционированию на международной арене, а с другой – на личностном уровне утверждению жизненного ориентира и значимости, чувства защищённости в рамках «своего» общества, подавлению тревоги и фрустрации, поскольку только при условии прочной национальной солидарности и коллективистского сознания, ощущения самотождественности человек не рискует остаться в одиночестве перед натиском механизма глобализации и потеряться в нём» [1, с. 86–87]. Человек должен иметь возможность отнести себя к какой-то системе, которая бы направляла его жизнь и придавала ей смысл; в противном случае его переполняют сомнения, которые в конечном счёте парализуют его способности действовать, а значит и жить. При потере своих идентификационных качеств, человек «теряет себя», поскольку идентичность есть основа онтологической безопасности и непрерывности бытия каждого человека. Как сказал Федор Михайлович Достоевский: «Для всякого плода нужна своя почва».
С одной стороны, процессы глобализации ведут к выработке всемирных стандартов качества жизни, а с другой – вызывают углубление социально-экономических различий в территориальном плане. Именно поэтому тезис М. Портера: «Парадоксально, но более открытая глобальная конкуренция увеличивает важность местной базы» [7, с. 180] для России является актуальным. Без сохранения собственной национально-культур-ной идентичности российское общество не будет достаточно интегрированным и устойчивым, способным отвечать на многочисленные вызовы современного мира, не сможет осуществить полноценную культурную, экономическую, социальную и политическую модернизацию. Кроме того, представления о национально-культурной принадлежности, соответствующие образы идентичности непосредственно влияют на формирование политической и социокультурной ориентации, связанные с массовым восприятием места и роли России в современном мире, с отношением к странам Запада, западным институтам и ценностям.
Итак, проблема улучшения качества жизни населения является важнейшим фактором повышения экономической, социальной и экологической безопасности. На основе анализа и обобщения существующих подходов к определению качества жизни нами предлагается его уточнённое синтетическое определение.
Качество жизни – это междисциплинарная категория, характеризующая уровень удовлетворения потребностей человека с учётом субъективной оценки индивида различных сторон жизни в контексте его территориальной принадлежности.
Сегодня, когда страна уже не живёт по Заветам Ильича, а Ветхий и Новый заветы в стране, воспитавшей не одно поколение атеистов, не стали императивом жизни, заданием культурно-нравственных координат для оценки качества жизни граждан должно заняться государство, предъявляя гражданам требования по духовно-нравственному, культурному уровню и создавая им условия для самореализации в этих областях.
Библиографический список
1. Allardt, Erik. Having, Loving, Being: An Alternaitive to the Swedish Model of Welfare Research in The quality of Life. M.C. Nussbaum and A. Sen (eds) [Text] / Erik Allardt. – New York : Oxford University Press, 2008. – P. 94–99.
2. Andrews, F. Social Indicators of Well-Beihg: American’s perception of Life Quality [Text] / F. Andrews, S. Withney. – N.Y. : L.Plenum Press, 2006. – XXI. – 455 p.
3. Arrow, К. Foundations of Economic Analysis [Text] / К. Arrow, P. A. Samuelson. – Cambr., 2007. – P. 220.
4. Bell, D. The Coming of Post-Industrial Society [Text] / D. Bell. – N.Y. : Basic Books, 2008. – 956 p.
5. Bergson, A. Reformulation of Certain Aspects of Welfare Economics [Text] / A. Bergson // Quarterly Journal of Economics. – Febr. – 2008. – P. 310ff.
6. Buchanan, J. The Political Economy of the Welfare State [Text] / J. Buchanan Stockholm. – 2008. – P. 9.
7. Cambell, F. The Sense of Well-Being in America. Recent patterns and Trends [Text] / F. Cambell. – N.Y. : McGraw Hill, 2011. – XII. – 264 p.