Смекни!
smekni.com

Место и роль объективных и субъективных детерминант в оценке качества жизни населения муниципального образования (стр. 1 из 4)

Место и роль объективных и субъективных детерминант в оценке качества жизни населения муниципального образования


В настоящее время в России уделяется особенное внимание подходам к определению роли государства в решении социально-экономических задач. Поворотным моментом в ценностно-мировоззренческом ориентире России стала концепция развития страны В.В. Путина, подчинённая единой логике и укладывающаяся в единую стратегию, получившую название «План Путина», состоящий в решении пяти основных задач, необходимых для превращения России в одну из величайших и наиболее развитых держав мира: сохранение и развитие России как уникальной цивилизации; модернизация страны; обеспечение нового качества жизни граждан; повышение эффективности государства; укрепление обороноспособности и обеспечение безопасности страны. В России инициировались процессы реализации курса превращения страны в центр мирового политического, экономического и культурного влияния, курс на коренное улучшение качества жизни граждан. В качестве интегрального критерия эффективности и успешности проводимой социально-экономической политики государства и развития общества в целом было положено состояние качества жизни россиян.

Определяя вектор дальнейшего развития России, План Путина предполагает решение задачи в обеспечении нового качества жизни граждан путём продолжения реализации приоритетных национальных проектов, дальнейшего и значительного повышения заработной платы, пенсий и стипендий, оказания помощи гражданам в решении жилищной проблемы.

Таким образом, педалируется лишь одна из сторон такой сложной и многогранной категории, как качество жизни, а именно – экономическая. В то же время экономика далеко не полностью определяет качество жизни в целом.

Впервые термин «качество жизни» появился в период 1960–70 гг. и ввёл его в обращение американский экономист Дж. Гелбрейт в своих книгах «Общество изобилия» и «Экономика и общественная жизнь». Дж. Гелбрейт под «качеством жизни» подразумевал все блага, которые могут быть предоставлены потребителю «развитым индустриальным обществом», «обществом менеджеров», где «господствует» уже не частный интерес, а наука и организация. Следовательно, в экономически развитых странах материальные потребности удовлетворены в достаточной степени, и поэтому спрос на предметы потребления не будет увеличиваться в значительной мере с увеличением объёма материального производства. По этой причине на первый план должны выступать нематериальные потребности.

В политический лексикон этот термин введён бывшим президентом Дж. Кеннеди в докладе о положении нации» в 1963 г., где был выдвинут тезис о том, что «качество американской жизни должно идти в ногу с количеством американских товаров» [6, с. 98]. Но уже в 1964 г. следующий президент США Л. Джонсон отмечает, что цели американского общества «не могут быть измерены размерами наших банковских депозитов. Они могут быть измерены качеством жизни наших людей». Это представляет собой иллюстрацию обострившегося в период конца 1950-х – начала 1960-х гг. противоречия существующего типа общественного развития, проявляющегося в усилении наряду с позитивными (резкий рост производительных сил, улучшение материального положения населения), негативных последствий (рост количества стрессовых ситуаций, ухудшение окружающей среды и т.д.).

Концепция качества жизни на тот период формировалась как антитеза ценностям «общества потребления», призывающим к экономическому росту ради самого роста и удовлетворению потребностей как самоцели. Она утверждала необходимость перехода к новому этапу его развития – постиндустриальному обществу, основанному на принципах организованного потребления, обогащённого наличием духовных, социальных и культурных благ.

Модель постиндустриального общества отличалась приоритетом образования, науки, культуры, информационных технологий и т.п. над собственно производством. Американский философ Д. Белл так обосновывает концепцию постиндустриального общества: «Если индустриальное общество определяется количеством товаров, свидетельствующих об уровне жизни, то постиндустриальное общество определяется качеством жизни, измеряемым услугами и удобствами – здравоохранением, образованием, организацией отдыха, развитием искусств, которые сейчас считаются желательными и возможными для всех» [4, с. 127].

В самом общем виде все, существующие на сегодняшний день, концептуальные интерпретации качества жизни, представляющие собой эклектическую смесь различных философских, экономических, социальных и политических идей и теорий, с учётом их теоретико-мировоззренческого содержания, политической направленности и методологического основания О.А. Ковынева и Б.И. Герасимов делят на два направления:

- объективные подходы, сосредоточенные на таких компонентах, как пища, жильё, образование;

- субъективные подходы, сосредоточенные на рассмотрении ценностных установок и переживаний: самочувствие, удовлетворённость жизнью [2, с. 10].

«Объективистское» направление – позитивистско-технократическое, связанное с идеологией либерал-технократизма и реформизма, возрожда-ющие идеи американских экономистов и социологов: Т. Верблена, П. Дракера, Дж. Бернхема – связанные с усилением роли техники, технологии и науки, инженерно-технической интеллигенции в общественном развитии. По мнению технократов, целью экономической деятельности в постиндустриальном информационном обществе будет не прибыль, а морально-психологическая удовлетворённость человека, его способность к индивидуальному выбору в удовлетворении своих духовных и интеллектуальных потребностей.

Представители данного подхода полагали, что новое качество жизни есть результат такого становления общественно-экономической формации, при котором не требуется радикального переустройства производственных отношений, а предусматривается естественный процесс трансформации существующего общества через его самоусовершенствование и реформы, постепенный переход от количественного роста материального производства к новой гармонии человеческих ценностей. Поэтому либералы и их последователи связывают рост качества жизни с новыми промышленными технологиями, способными самостоятельно изменить социальные отношения.

«Субъективистское» направление детерминирует путь преодоления негативных отклонений и пороков современного общества в духовно-нравственном совершенствовании человека, в изменении его сознания. Леворадикальные теоретики (Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. фромм, Ю. Хабермас) критиковали современное общество, в котором господствует «технологическая рациональность», «бюрократический тоталитаризм», применяющий репрессивные формы социального контроля над личностью, которые подавляют её духовные и творческие стороны, превращают в «одномерного человека-конформиста» [6, с. 119–144].

Вторая половина 70-х гг. XX в. ознаменовалась всё более глубоким осознанием ограниченности чисто экономического подхода к решению социальных проблем [4, с. 1–40], что дало основу появления концепции «ощущаемого качества жизни», представляющую собой основу целого направления – «субъективного качества жизни». Политэкономический компонент теории «субъективного качества жизни» состоит в идейной связи представителей данного направления с неоклассической (маргиналистской) [4, с. 12] школой в политэкономии и улитаристского направления в этике. ещё одним важным элементом теоретического базиса исследуемой концепции является политико-идеологический компонент. Под его влиянием предпринимались попытки непосредственного использования социальных показателей качества жизни как связующего звена между статистической системой информации и процедурой формирования целей общества, направленных как на благополучие всего общества, так и на счастье отдельной личности. Наиболее фундаментальными работами в области «ощущаемого благополучия» являются работы А. Кемпбелла [7, с. 100], Ф. Конверса, В. Роджерса [1, с. 70], Ф. Эндрюса, С. Утни [2, с. 40]. В этих и других работах качество жизни связывают с достигнутым обществом уровнем благосостояния, с субъективным восприятием индивидуального благополучия как жизни в целом, так и в отдельных жизненных областях.

Эклектизм содержания различных вариантов концепции выражается в попытке охватить самые различные проблемы, включая пути и цели исторического развития, экономический рост, экологический кризис и его отрицательное влияние на человека, проблемы урбанизации и бедность населения, расово-этнические конфликты, борьбу с преступностью и наркоманией, развитие образования и других социальных сфер, возможности самореализации личности, человеческое счастье и удовлетворённость своей жизнью.

В последнее десятилетие появляется всё больше сторонников комплексного, системного подхода, который включает одновременное контролирование изменений в области экономических, социальных показателей и изменений, происходящих в обществе. Дж. Ван Гиг предлагает рассматривать дефиницию «качество жизни» населения предельно широко – как состояние благополучия. Показательно, что он эту категорию самым тесным образом связывает с целями, определяющими государственную политику, направленными на удовлетворение социальных, экономических и иных потребностей, повышение общего благосостояния населения, поддержание таких условий, в которых человек и природа могли бы вести гармоничное сосуществование [3, с. 314].

И.В. Бестужев-Лада считает, что категория «образ жизни» интегрирует такие понятия, как уровень жизни, качество жизни, стиль жизни, уклад жизни [2, с. 20–30]. Он определяет «образ жизни» как способ жизнедеятельности, взятой в единстве с её условиями, которые характеризуются категориями уровня качества и уклада жизни. Примерно такую же позицию занимает и Ю.И. Савенко, который полагает, что понятие «образ жизни», кроме качества жизни, включает такие компоненты, как условия жизни, условия жизнедеятельности, а также уровень жизни и социальное поведение.