Авторское произведение допустимо использовать без согласия автора, но только в личных, некоммерческих целях без извлечения прибыли и с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.
Закон об охране авторских прав в РФ вступил в силу в 1995 году. 28 июля 2004 года вступили в силу поправки к нему.
Пересмотру и изменению подверглись важнейшие положения Закона. Поскольку Закон был разработан до принятия Конституции РФ, некоторые его положения противоречили Конституции. Введены понятия «технических средств защиты авторских и смежных прав» (ст. 48-1 Закона) и «информации об авторских и смежных правах» (ст. 48-2 Закона).
Среди наиболее важных поправок, внесённых в Закон, необходимо отметить введение в Закон нового права авторов/ исполнителей и производителей фонограмм – права на «доведение до всеобщего сведения», затрагивающего использование произведений, исполнений и фонограмм в цифровых сетях, в частности, сети Internet. Поправки, относящиеся к праву на доведение до всеобщего сведения, вступают в силу с 1 сентября 2006 года.
Кроме того, следует отметить, что теперь в России вместо прежнего 50-летнего устанавливается 70-летний срок охраны авторских прав (после смерти автора).
Изменились положения, применяемые при нарушениях авторских и смежных прав. Изменения коснулись, прежде всего, сумм компенсаций, которые правообладатели могут требовать с нарушителей, даже без доказывания размера причиненных убытков. Теперь авторы и обладатели смежных прав вправе требовать от правонарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн. рублей[10].
Кроме того, предусмотрено, что организации по коллективному управлению правами теперь вправе обращаться от своего имени с заявлением в защиту нарушенных прав своих членов даже без предъявления специальной доверенности на ведение судебного дела от их имени.
РФ признаны важнейшие международные правовые акты в области авторского права. Согласно Конституции РФ и ст. 3 Закона об авторских правах, если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в российском законодательстве, то применяются правила международного договора.
К важнейшим международно-правовым актам в этой области относятся:
· Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (Парижский Акт, ВОИС, 24 июля 1971г.).
· Всемирная Конвенция Об Авторском Праве (пересмотренная в Париже 24 июля 1971 года).
· Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм.
· Международная конвенция об охране интересов артистов - исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций подписана в Стокгольме 14 июля 1967 года.
· Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24 сентяря 1993 года.
· Договор ВОИС по авторскому праву.
· Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам.
· Мадридское соглашение.
· Мадридский протокол.
· Парижская конвенция по охране промышленной собственности.
В заключение перечислим важнейшие подзаконные акты российского законодательства, посвященному авторскому праву. К ним относятся:
· Постановление Правительства РФ № 1224 от 3 ноября 1994 года «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и дополнительным протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм».
· Постановление Правительства РФ № 614 от 17 мая 1996 года «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)».
· Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства».
· Постановление Правительства за №355 от 28.05.92 года «О порядке определение расходов, учитываемых при налогообложении сумм вознаграждения физических лиц за издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждений авторам открытий, изобретений и промышленным образцов».
· ПМС – Правительства РФ №153 от 22.02.93г. «О порядке исчисления среднего заработка отдельных категорий творческих работников».
· Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. № 1607 «О Государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав».
· Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 1998 года № 1471 «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения».
· Распоряжение Президента РФ № 152-рп от 25 марта 1994 года «Вопросы присоединения Российской Федерации к ряду Международной конвенции в области охраны авторских прав».
· Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 9 июля 1993 г. № 5352-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».
· Письмо Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 19 октября 1993 г. № С-13/ОСЗ-317 «В связи с принятием Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».
· Указ президента РФ от 5 декабря 1998 года № 1471 о мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения
· Постановление правительства РФ от 29 мая 1998 г. № 524 о минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г.
· Приказ Российского агентства по патентам и товарным знакам от 4 ноября 2000 г. № 212 о программе сотрудничества между Российской Федерацией и ВОИС.
2. МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ И ПАТЕНТНЫХ ПРАВ
За нарушения авторских и патентных прав к лицам, виновным в их совершении, могут применятся различные виды юридической ответственности: административная, гражданская., уголовная.
Наиболее опасные посягательства на субъективные авторские права рассматриваются как преступления и влекут за собой уголовную ответственность. Уголовная ответственность в отличие от других видов ответственности устанавливается только законом, а полномочиями привлечения к уголовной ответственности обладает только суд. Никакие иные нормативные акты не могут определять опасные посягательства на субъективные авторские права как преступления, никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом[11].
Как уже отмечалось выше, в Уголовном кодексе Российской Федерации лишь статья 146 предусматривает уголовная ответственность за посягательство на авторские и смежные права граждан. Законодатель не дает исчерпывающего перечня способов этих посягательств, он лишь говорит о том, что нарушение авторских прав и смежных прав может быть выражено в незаконном использовании объектов авторского права, а равно в присвоении авторства. Под незаконным использованием объектов авторского права или смежных прав следует понимать, например, «переработку» чужого произведения, которая не придает новому произведению художественной или научной самостоятельности, принудительное соавторство (принуждение автора к включению в соавторы лиц, не имеющих отношения к созданию произведения), незаконное воспроизведение чужого произведения (переиздание без ведома автора его произведения, изъятие части произведения, включение в произведение комментария, пояснительного текста). Это и незаконное распространение чужого произведения (реализация, публичное исполнение, представление) вопреки воле автора.
Присвоение авторства – это выпуск в полном объеме или части чужого произведения под своим именем; издание под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их фамилий.
Адвокату в делах по защите нарушенного авторского или патентного права может (если не должен) рассматривать наступление уголовной ответственности за нарушение авторских и смежных прав лишь в случае причинения крупного ущерба потерпевшему. Ущерб от данного преступления может быть материальным, а также может заключаться в нарушении конституционных прав граждан. Материальный ущерб может быть в виде реального ущерба собственности и в виде упущенной выгоды (недополучение, например, определенной суммы денег, которую мог бы получить автор на законных основаниях).
К критериям крупного ущерба относятся:
· степень нарушения конституционных прав гражданина,
· характер и размер понесенного им материального ущерба,
· число потерпевших граждан,
· тяжесть причиненного им морального вреда[12].
В последние годы судебная практика признает под крупным ущербом ущерб, который превышает десятикратный минимальный размер зарплаты, установленный законодательством РФ.
Уголовная ответственность за нарушение авторских и патентных прав наступает при условии, если вредные последствия в виде крупного ущерба находятся в причинной связи с незаконным использованием объектов авторского права или смежных прав, а равно с присвоением авторства.
С субъективной стороны данное преступление характеризуется умыслом. Виновный осознает, что он незаконно использует объекты авторского права или смежных прав, либо что присваивает авторство и предвидит возможность причинения крупного ущерба, и желает или допускает эти последствия. Мотив и цель не являются обязательными признаками субъективной стороны (ими можете быть тщеславие, корысть, зависть, ненависть и т.д.).