Безотлагательность и первостепенность этой "остаточной" задачи объясняются невозможностью решать современные проблемы инновационного развития с людьми, не имеющими возможности нормально питаться. Примерно так же необходимо решать проблемы жилья и дорог. Целесообразно принять три комплексные программы - "Продовольствие и рациональное питание", "Жилье" и "Дороги", завязать на них необходимые материальные, трудовые, финансовые и организационные ресурсы и до выполнения этих программ никаких других крупных национальных проектов не принимать. В свою очередь, выполнение таких программ неизбежно даст мощный толчок развитию других отраслей экономики и повышению уровня культуры. Разумеется, это не значит, что остальные проблемы должны быть "заморожены". Речь идет лишь о ведущих звеньях, которые потянут за собой остальные.
Важно понять еще один момент. Модернизация не может быть только безудержной погоней за новым, поскольку такая модернизация лишь расшатает устои общества. Она должна постоянно возвращатьсяк истокам, к глубинным основаниям человеческой жизни, к фундаментальным и простым вопросам человеческого бытия, связывая их со всем разнообразием новых современных форм и обеспечивая гуманистическую направленность всего движения. Самый общий смысл модернизации заключается в поиске и актуализации современных форм раскрытия глубинных сущностных спаянных обществом на протяжении всей его истории.
ВЫВОДЫ
Методологическим основанием модернизации обществадолжна стать концепция совместно-разделенной деятельности граждан, социальных групп, государства и других субъектов общественной жизни, направленнаяна решение современных задач технико-технологического, экономического,социального, политического и духовного развития. Это предполагает первоначальную нацеленность индивида на соотнесение своих эгоистических интересов с интересами общности, на решение проблем не посредством отстранения других субъектов, а путем сотрудничества и поиска форм включения частных интересов в общие (это касается всех субъектов, включая государство); создание институциональных условий, при которых бы сотрудничество рассматривалось и реально было более рациональной формой поведения по сравнению с эгоистическим преследованием своих интересов. Не подавление частного интереса общим, или наоборот, а поиск форм их совместно-разделенного удовлетворения. Индивиды и общество, работники и фирмы, налогоплательщики и налоговые органы, регионы и центральная власть, и т. д. должны находиться в объективных условиях совместно-разделенной деятельности, мыслить ее категориями, иметь достаточную свободу для реализации собственных интересов и необходимые ограничения для того, чтобы не нарушать свободу других субъектов. Такой подход должен пронизывать всю деятельность, экономику и культуру, воспитание и идеологию. Поиск новых форм совместно-разделенной деятельности и их воплощение в технико-технологической, социально-экономической и духовно-культурной структурах общества составляют главное содержание модернизации. Это есть синтез движения вперед и возвращения к основаниям.
Либерализм есть лишь одностороннее выражение развития совместно-разделенного характера общественных отношений, педалирующее индивидуалистические начала и по существу игнорирующее общие. Защита либерализма в условиях его тотальной критики необходима, но не как доктрины, а как исходных принципов свободы. В то же время необходима также содержательная критика либерализма, претендующего на всеобщность и идеологическое господство. Это же относится и к течениям, построенным на доминировании общего начала (прежде всего, к социализму).
На определенном историческом этапе развитие совместно-разделенной деятельности приводит к формированию противоречивого единства рыночной экономики и государства, в котором они становятся двумя незаменимыми, предполагающими друг друга противоположными опорами общественного развития. Дальнейшее развитие пойдет по пути новых форм их синтеза. Актуальным становится тезис: "больше государства и больше рынка".
На первоначальных этапах модернизации целесообразно сосредоточиться на базовых экономических проблемах домодернизационного характера (питания, жилья и т. д.), решая их на современном технико-технологическом уровне. Это создаст основу для последующего движения. Иной подход будет нарушать логику исторического движения и продуцировать новые диспропорции.
ИСПОЛЬЗОВАНЫ ИСТОЧНИКИ
1. Геец В. Либерально-демократические основы: курс на модернизацию Украины. "Экономика Украины" № 3, 2010, с. 4—20.
2. Новий курс: реформи в Україні. 2010-2015. Національна доповідь /За заг. ред. В. М. Гейця та ін..- К., 2010, с. 17.
3. Людвиг фон Мизес. Либерализм. М., "Экономика", 2001, 239 с.
4. Кругман П. Кредо либерала. М., "Европа", 2009, 368 с.
5. Валлерстайн И. После либерализма. М., Едиториал УРСС, 2003
6. Валлерстайн И. Конец знакомого мира. Социология XXI века. М., "Логос", 2003.
7. Harvey D. A Brief History of Neoliberalism. Oxford, NY, Oxford University Press, 2005.
8. Колодко Г. Неолиберализм и мировой экономический кризис. "Вопросы экономики" №3,2010, с. 61.
9. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962.
10. Веблен Т. Теория праздного класса. М., "Прогресс", 1984, 367 с.
11. Гринберг Р. С, Рубинштейн А. Я. Основания смешанной экономики. Экономическая социодинамика. М, Институт экономики РАН, 2008, с. 67.
12. Рубинштейн А. Я. Рождение теории. Разговоры с известными экономистами. М., "Экономика", 2010, 224 с.
13. Рубинштейн А Я. Экономика общественных преференций. Структура и эволюция социального интереса. СПб., "Алетейя", 2008, 560 с.
14. Ильенков Э. В. Становление личности: к итогам научного эксперимента. "Коммунист" № 2, 1977, с. 74.
15. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 51-55
16. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. Т. 2. М., "Мысль", 1971, с. 55.
17. Новий курс: реформи в Україні. 2010-2015, с. 6.