Смекни!
smekni.com

Авторское право и библиотеки (стр. 4 из 13)

Поскольку служебное - это такое произведение, которое создается автором в соответствии с конкретным или общим заданием, полученным по трудовому договору, то произведения, созданные автором сверх норм отработки, хотя бы в рабочее время и с использованием служебных материалов, не считаются служебными произведениями.

Договор также может предусматривать обязанность работодателя (библиотеки) выплачивать вознаграждение за использование им служебного произведения, возврат автору права на использование через определенный срок (например, через 3-5 лет после сдачи произведения) и другие права (ст. 14, п.2).

Работодатель может передать по авторскому договору полученные им по закону права на использование служебного произведения любому лицу (ст. 30). При этом, безусловно, должны быть выполнены обязательства работодателя по отношению к автору служебного произведения, зафиксированные, например, в договоре о выплате авторского вознаграждения за использование произведения.

Законом за работодателем закреплено право указывать свое наименование либо требовать такого указания при любом использовании служебного произведения (ст.14, п.2).

Законом установлено, что нормы, регламентирующие статус «служебных» произведений, не распространяются на созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя энциклопедии, энциклопедические словари, периодические и продолжающиеся сборники, научные труды, газеты и другие периодические издания (ст. 14, п.4).

Как уже говорилось выше, исключительные права на использование таких составных произведений принадлежат издателю. При этом авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом.

Среди имущественных прав в отношении авторского произведения зафиксировано право на его свободное использование в любой форме и любым способом, в том числе, распространение экземпляров произведений, продажа, сдача в прокат и т, д.; сообщение произведения, включая показ, исполнение или передачу для всеобщего сведения в эфир, по проводам или с помощью иных аналогичных средств; перевод произведения, переделка, аранжировка или, другие способы его переработки; использование произведения путем репродуцирования, воспроизведение базы данных, программы для ЭВМ; цитирование в оригинале и в переводе; использование правомерно обнародованного произведения и отрывков из него и т. д. (cт. 16).

Всего в законе перечислено 18 случаев свободного использования произведений. Многие из них имеют очень узкую сферу применения, поэтому не будем на них останавливаться. Обратим внимание только на основные случаи свободного использования произведений, широко применяемые в библиотеках.

В различных изданиях библиотек (аннотированных списках и обзорах литературы, рекомендательных библиографических указателях, сценариях, памятках) большое распространение получил такой случай свободного использования произведений или отрывков из него, как цитирование, включение отрывков, фрагментов из произведений других авторов. В связи с этим для работников библиотек, занимающихся подготовкой и составлением таких изданий, особое значение имеет положение ст. 19 Закона, касающегося цитирования. Рассмотрим их подробнее.

Цитирование допускается без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения (ст. 19, п. 1). Цитирование разрешается как в оригинале, так и в переводе. Оно допускается лишь в научных, исследовательских, политических и информационных целях. Цитата может быть взята лишь из обнародованного произведения. Объем цитаты определяется целью цитирования, т, е. цитата не должна быть неопределенно большой.

В музыковедческой литературе допустимо включение нотных цитат.

Интересен такой случай свободного использования, как использование произведения или отрывка из него в качестве иллюстративного материла. Законодательство делает акцент на учебном характере произведений, использующих иллюстрации. Их вид не имеет значения - это могут быть издания, радио- и телепередачи, звуко- и видеозаписи (ст. 19, п. 2).

Значительный интерес для библиотечных работников, занимающихся составлением библиографических обзоров по определенным проблемам, темам, направлениям, в которых наряду с авторским текстом приводятся цитаты из произведений или отрывки из них, представляет знакомство с положениями закона, касающимися свободного использования произведений или отрывков из них в обзорах печати.

В соответствии со ст. 19, п. 1 Закона обзор печати - это составное произведение, включающее отрывки из других произведений. Если эти отрывки взяты из газетных или журнальных статей и имена их авторов, а также источники заимствования указаны в обзоре, то их использование может осуществляться свободно. Возможен и перевод этих отрывков на тот язык, на котором составлен обзор.

Если обзор печати, кроме указанных отрывков из произведений других лиц, включает оригинальный авторский материал, то этот случай свободного использования аналогичен цитированию, подходит под норму цитирования. Но, если обзор печати состоит из одних отрывков, то это не цитирование, а воспроизведение в обзоре печати.

Большой интерес для значительного числа библиотек представляет использование произведений путем репродуцирования.

Определение понятия репродуцирования приведено в ст. 4 Закона, Под репродуцированием (репрографическим воспроизведением) понимается факсимильное воспроизведение оригиналов или копий письменных и других графических произведений путем фотокопирования или с помощью других технических средств (например, ксерокопирование), иных, чем издание. Статьей определено, что воспроизведение может быть осущёствлено в любой форме или в размере в количестве одного или более экземпляров. Приведенное в законе определение содержит уточнение, которое необходимо принимать во внимание при установлении факта использования произведения тем или иным способом. Репродуцирование или, как сказано в законодательстве, репрографическое воспроизведение, не включает в себя хранение или воспроизведение копий в электронной (включая цифровую), оптической или машиночитаемой форме.

Так же, как и в вышеописанных случаях «свободного» использования, такое использование допускается без согласия автора и без выплаты ему авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

Многие российские библиотеки широко используют в практике своей работы ксерокопирование произведений и их фрагментов как по запросам своих читателей, так и для собственных нужд, в связи с этим особое значение приобретают положения, сформулированные в ст. 20, п. 2 Закона, в соответствии с которыми допускается свободное репродуцирование, осуществляемое библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях.

Библиотекам также дано льготное право безвозмездного использования произведений печати путем репродуцирования для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров, предоставления аналогичных материалов другим библиотекам.

Объектами репродуцирования могут быть: 1) отдельные статьи и иные малообъемные произведения, опубликованные в сборниках, газетах, журналах и других периодических изданиях; 2) короткие отрывки из опубликованных письменных произведений (в том числе с иллюстрациями). В первом случае объектом репродуцирования может быть произведение целиком, а во втором - лишь часть произведения.

Те же произведения могут быть репродуцированы образовательными учреждениями для аудиторных занятий (ст. 20, п. 3). Но при этом речь идет об изготовлении не одной копии, а некоторого числа копий (по количеству учащихся). Образовательное учреждение может лишь само, либо через свои структурные подразделения, в частности и через библиотеки (вузовскую, школьную, техникума или лицея и т. п.), изготавливать необходимые копии, а не заказывать их у различных организаций.

Четко проработаны в законе так называемые смежные права, (раздел III), что позволяет библиотекам полномасштабно использовать фонды аудиовизуальных (кино-, фото-, фоно-, аудио-, видео- и др.) носителей информации, легализовать деятельность фонотек, видеотек и медиотек в структуре библиотечно-инфрмационных учреждений. Так, допускается без согласия исполнителя, производителя фонограммы и без выплаты вознаграждения использование исполнения, постановки, передачи в эфир, передачи по кабелю и их записей, воспроизведение фонограмм в целях обучения и научного исследования, цитирование в форме небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю в информационных целях (ст. 42).

В отличие от права собственности на материальные предметы, действие которого никаким сроком не ограничено, авторское право является срочным правом. Оно действует в течение сроков, указанных в ст. 27 , п. 1 , после чего авторское право прекращается и произведение становится неохраняемым (ст. 28, п. 1), т. е. оно переходит в общественное достояние.

Общий срок охраны авторского права начинается со времени создания произведения, продолжает действовать в течение всей жизни автора и прекращается через 70 лет после его смерти. При исчислении этих 70 лет отсчет ведется от 1 января года, следующего за годом смерти автора. Таким образом, срок действия авторского права истекает 31 декабря соответствующего года.

Правило о таком исчислении срока применяется к произведениям, которые были обнародованы в течение жизни автора, если при этом личность автора таких произведений прямо обозначена или не вызывает сомнений.

Если произведение обнародовано анонимно или под псевдонимом и личность автора неизвестна широкому кругу лиц, то срок его охраны истекает через 70 лет (также исчисляющихся с 1 января года, следующего за годом обнародования) с даты обнародования. Вместе с тем законодательством установлено, что в случае раскрытия автором своей личности или в силу каких-либо обстоятельств личность автора более не оставляет сомнений, срок действия авторского права будет определяться по общему описанному выше правилу.