Смекни!
smekni.com

Экономико-исторические концепции генезиса и развития человеческого капитала (стр. 3 из 4)

В отечественной экономической литературе последнего времени интерес к проблеме человеческого капитала возрос после присуждения Г. Беккеру в 1992 г. Нобелевской премии по экономике. В 1993-1994 гг. в ряде экономических журналов были опубликованы обзоры о его научной деятельности, а также переведены отдельные его научные статьи последнего времени, в том числе и Нобелевская лекция.

В 1993 г. Р.И. Капелюшников, И.М. Албегова, Т.Г. Леонова, Р.Г. Емцов, П. Найт опубликовали статью «Человеческий капитал в России: проблемы реабилитации», посвященную реабилитации человеческого капитала России в современных условиях.

В 90-х годах появился целый ряд монографических работ, посвящённых исследованию человеческого капитала.

В отечественной экономической литературе отдельные вопросы современной теории этого специфического капитала освещены достаточно подробно. Однако до сих пор целостных работ, посвященных комплексному исследованию данной проблемы, пока нет. Вопросы, связанные с изучением проблем формирования, сохранения и повышения эффективности использования человеческого капитала России являются наименее разработанными в отечественной экономической науке. Поэтому одной из целей разработки данной темы исследования является познание природы и источников инвестирования в человеческий капитал и методов оценки их эффективности. Для этого необходим анализ имеющейся в научной литературе трактовки человеческого капитала и определения степени разработки данной категории с позиций каузальности и экономического содержания.

Различные школы экономической мысли понятие «капитал» трактуют по-разному. В ранней классической традиции понятие капитала охватывало и объединяло в себе два различных аспекта: собственность – контроль над средствами производства и притязание на получение будущего дохода. Неоклассическая теория связывает понятия капитала со вторым из этих моментов, подразумевая под капиталовложениями любые затраты, влекущие за собой отказ от текущего потребления и обеспечивающие получение определенного дохода в будущем. В марксистской теории, напротив, на первое место выдвигается рассмотрение капитала как общественного отношения с социально-классовых позиций, проблема собственности и контроля над средствами производства.

Формирование концепции человеческого капитала осуществлялось в процессе преодоления традиционных воззрений на капитал как некое однородное явление, то есть пошло по пути синтезирования достижений различных школ. Это нашло отражение в расширительной трактовке национального богатства и капитала, которая восходит к идеям американского экономиста начала XX века И. Фишера и развивается с конца 50-х годов XX века в западной экономической науке. Он предложил считать капиталом все то, что отвечает следующему критерию: генерирование потока доходов в течение определенного времени, причем любой доход всегда есть продукт какой-либо разновидности капитала [5]. Тогда капиталом является любой запас благ, которые могут накапливаться, производительное использование которых представляет собой не единичный акт, а продолжается в течение достаточно длительного периода времени и приносит доход. Исходя из этого, человеческие способности, знания, навыки следует признать особой формой капитала на основании того, что они являются неотъемлемым личным достоянием каждого индивида; обеспечивают своему обладателю получение более высокого дохода в будущем за счет отказа от части текущего потребления (причем не только денежного, но и психологического выигрыша); требуют для своего формирования как от самого индивида, так и от всего общества в целом весьма значительных затрат; имеют свойство накапливаться и представлять собой определенный запас.

В рамках концепции всеобъемлющего капитала различаются четыре его основные разновидности:

– частный вещественный капитал;

– индивидуальный человеческий капитал;

– коллективный (общественный) капитал в различных формах государственной, муниципальной или коллективной собственности;

– общественный интеллектуальный капитал (знания, информация, равнодоступные всем членам общества).

Сторонником расширительной концепции является и американский экономист Дж. Кендрик, определяющий понятие богатства и капитала как «способность на протяжении определенного времени создавать продукт и доход, включая нерыночные формы дохода» [5, С. 8].

На основе такой расширительной трактовки все элементы общественного богатства, которые накапливаются, используются в производстве и приносят доход, рассматриваются как капитал. Это, в свою очередь, по мнению Т. Шульца, «позволяет приступить к последовательному делению целого на две части, а именно: на человеческий капитал и нечеловеческий капитал» [6].

Сторонники теории человеческого капитала (Г. Беккер, Т. Шульц, Л. Туроу) считают «капиталом» как ту часть живых производительных сил отдельного человека и всего населения, которая выносится на рынок в качестве особого товара и покупается предпринимателями, так и ту, которая остается за пределами капиталистического рынка и капиталистического производства [3, С. 90].

Под «человеческим капиталом» они понимают комплекс таких приобретенных и унаследованных качеств, как «образование, знания, полученные на рабочем месте, здоровье и другие». «Образование, – поясняет Т. Шульц, – это одна из форм человеческого капитала. Она является человеческой потому, что становится частью человека, и она капитал, поскольку представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков либо того и другого вместе». Более общую формулировку дает Л. Туроу: «Человеческий капитал – это производительные способности, дарования и знания индивидуума» [3, С. 90].

Поскольку теория человеческого капитала призвана осветить очень сложное и многогранное явление, закономерно существование множества различных подходов к определению его сущности, которые можно условно разделить на две основные группы.

Для одной из этих групп характерно мнение о том, что человеческий капитал – это совокупность всех производительных качеств работника. Так, Л. Туроу определяет человеческий капитал как «способность индивидуума к производству товаров и услуг», «его производительные способности и знания» [3, С. 1, 15]. У. Боуэн развивает это определение: человеческий капитал «состоит из приобретенных знаний, навыков, мотивации и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг» [3, С. 362].

Резюмирует этот подход к сущности человеческого капитала определение, данное в учебнике «Экономикс» С. Фишера, Р. Дорнбуша, К. Шмалензи: «человеческий капитал есть мера воплощенной в человеке способности приносить доход» [6, С. 303].

Другая группа объединяет так называемые «инвестиционные определения» человеческого капитала. Наиболее лаконичное «инвестиционное» определение дает М. Блауг: «Человеческий капитал есть приведенная стоимость прошлых инвестиций в навыки людей, а не ценность людей самих по себе» [3, С. 19]. Этот подход Ф. Махлуп поясняет следующим образом: «неусовершенствованный труд нужно отличать от усовершенствованного, ставшего более производительным благодаря вложениям, которые увеличивают физическую и умственную способность человека. Подобные усовершенствования и составляют человеческий капитал» [1, С. 419]. Г. Беккер дает наиболее полную дефиницию: «человеческий капитал формируется за счет инвестиций в человека, среди которых можно назвать обучение, подготовку на производстве, расходы на здравоохранение, миграцию и поиск информации о ценах и доходах» [4, С. 1].

Более серьезное восприятие российскими учеными теории человеческого капитала пришло в ходе рыночной трансформации экономики. Будучи новичками в исследовании этой теории, российские ученые, обобщив опыт своих западных коллег, разработали собственные подходы к изучению феномена человеческого капитала. В России даже появились новые, не основанные на западных разработках, трактовки теории человеческого капитала.

Примером «нетрадиционного» определения человеческого капитала может служить трактовка отечественного экономиста М.М. Критского: «Человеческий капитал исходно выступает как всеобщая конкретная форма жизнедеятельности, ассимилирующая предшествующие формы, …и осуществляющаяся как итог исторического движения человеческого общества к его современному состоянию» [6, С. 5, 17].

Теоретически с этим определением можно согласиться, так как оно глобально раскрывает понятие человеческого капитала, но с практической стороны оно не дает никакого понятия о формировании, накоплении и цели использования человеческого капитала.

С позиций марксистской политэкономии определяет человеческий капитал И. Ильинский. По его мнению, он «представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в общественном производстве между его субъектами по поводу формирования, развития и совершенствования способностей человека» [4, С. 28]. Здесь же им признается формирование человеческого капитала результатом инвестиций в человека, а в качестве их элементов выделяется капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры. Таким образом, И. Ильинский раскрывает категорию «человеческий капитал» с неоклассической точки зрения.

Не обремененные попытками совместить марксистскую политэкономию с теорией человеческого капитала российские ученые С.А. Дятлов и С.А. Курганский попытались на основе анализа предшествующих исследований в области человеческого капитала представить свои, обобщающие определения этой категории. С.А. Дятлов и С.А. Курганский пришли к весьма идентичным выводам.