Смекни!
smekni.com

Идеологические доктрины: цивилизационные аспекты и национальный колорит (стр. 4 из 9)

Общецивилизационный тренд очеловечивания и усложнения индивидуальности пронизывает всю общественную историю. Изменения его содержательного наполнения связаны с эпохальными Неолитической революцией, "Осевым временем", преобразованиями Нового времени, постиндустриальным сдвигом и высвобождением человека из пут, соответственно, природы, первобытного мифа и язычества, феодальной сословности и индустриального Молоха. В этом контексте либерализация является тем конкретно-историческим отрезком и формой указанного тренда, на котором развивающаяся европейская индивидуальность все более дистанцируется от аграрной традиционности и связывает свою судьбу с индустриализацией и капитализацией, а потому неизбежно несет на себе отпечатки их взлетов и падений, позитивов и негативов.

Не исключено, что современный кризис протестантско-католического неоконсервативного и неолиберального проекта является свидетельством исчерпания потенциала индустриально-капиталистической индивидуализации и начала перехода к принципиально новому конкретно-историческому отрезку (эпохе) общецивилизационного тренда очеловечивания индивидуальности. Разумеется, в его (отрезка) названии может сохраниться привычный термин "либерализация", тем более что альтернатива идее свободной и ответственной личности маловероятна. В конечном счете, дело не в термине, а в его смысловой нагрузке. Но именно последняя и нуждается в корректировке. Так, во имя выживания и прогресса человек уже не может быть свободен (в новоевропейском смысле) от природы, "отсталых" народов, сильного государства, глобального межцивилизационного консенсуса. Незападная "одежда" либерализма, скроенная по западным "лекалам", трещит даже не по "швам", которые все еще отсутствуют, а по самой "ткани". Новому конкретно-историческому отрезку тренда индивидуализации соответствует качественно новое понимание свободы и ответственности личности, которое еще только рождается в лабораториях ученых, мастерских художников, кабинетах литераторов, фирмах бизнесменов, в коллективах и семьях.

Это верно и для обществизации. Данный термин, так же как и термин ''социализация", восходит к латинскому socialis, но призван отразить несколько иные, хотя и сходные, объективные процессы. В философии, психологии и социологии преобладает понимание социализации как процесса усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как филогенетический (формирование родовых свойств человечества), так и онтогенетический (формирование конкретного типа личности) аспекты. Индивидуальность - не предпосылка социализации, а ее результат. Различные подходы к процессам социализации в фундаментальной экономической науке объединяет стремление исследовать экономику в контексте, во взаимосвязях с неэкономическими процессами и явлениями. Термин же "обществизация" используется здесь для обозначения общецивилизационного тренда усложнения общества как синергетической человекоразмерной системы, а также общественных, коллективистских начал человеческой индивидуальности.

Очевидно, на субстанциональном и сущностном уровнях тренды индивидуализации и обществизации взаимоположны и вплетены в сеть общечеловеческого прогресса многочисленными положительными и отрицательными обратными связями. Диалектика индивидуализации и обществизации - весьма сложная проблема, требующая специального рассмотрения. Здесь лишь заметим, что индивидуализация - следствие обществизации в не меньшей степени, чем обществизация является следствием индивидуализации. Возвышение личностных начал индивидуальности невозможно вне прогрессирующей общественной среды, а внеличностное общество есть фикция. Трудно рассчитывать на массовый характер прогресса очеловечивания индивидуальности в деградирующем обществе, точно так же как ожидать качественного усложнения общественной организации в результате взаимодействия посредственностей. По лабиринтам истории индивидуализация и обществизация идут плечом к плечу, а потому и принципиальное соответствие когерентных конкретно-исторических отрезков (эпох) их общецивилизационных трендов представляет собой не исключение, а правило. Динамичное, неустойчивое, но все же принципиальное соответствие характерно для либерализации, как конкретно-исторического отрезка тренда индивидуализации, с одной стороны, и капитализации, как конкретно-исторического отрезка тренда обществизации, — с другой. Следовательно, современный кризис западного неолиберального проекта и кризис западного типа капитализации качественно взаимоположны и комплементарны, подобно двум сторонам одной монеты.

На общецивилизационном тренде обществизации капитализация "соседствует" с социализацией. Идеи последней становятся весьма распространенными в Новое время в качестве альтернативы капитализации и индустриализации, с тех пор интенсивно прогрессируют и отнюдь не утрачивают своей притягательной силы. В различных версиях этих идей — докапиталистической, посткапиталистической и смешанной — в той или иной степени, в разных формах отражаются объективные процессы

1) взаимосвязанного развития экономической, социальной (в узком смыследуховной и политической общественных сфер;

2) сохранения и умножения тех общецивилизаиионных достижений обществизации, которые подвергаются атакам капитализации;

3) диалектического отрицания самой капитализации, прежде всего, хомоэкономизации и маркетизации общества.

Капитализация, социализация и их взаимосвязи эволюционируют от первоначально примитивных форм к формам все более совершенным и разнообразным.

Поэтому весьма упрощенным и ограниченным представляется формально-логическое противопоставление социализации и либерализации эпохи капитализма. Разумеется, их оппозиционность вполне реальна. Ее питательной почвой являются, с одной стороны, абсолютизация экономического индивидуализма, гедонизма, утилитаризма, потребительства, которые отвергаются приверженцами радикальной версии социализации, а с другой -тоталитаризм и авторитаризм, примитивный коллективизм и "грубый коммунизм" (К. Маркс), которые по определению несовместимы с либеральными идеями.

Однако с демократическим взрослением социализации и либерализации все более востребованными становятся их взаимная толерантность, симбиоз и даже синтез в зависимости от степени:

1) органичности, комплексности либерализации в пику ее ограниченности капитализированным homooeconomicus;

2) актуализации общецивилизационного потенциала индивидуализации (например, следование Божьим заповедям);

3) реализации пост(не)капиталистического и постиндустриального содержания либерализации, которое может находиться в латентном состоянии, постепенно совершенствуясь;

4) споспешествования социальностью очеловечиванию индивидуальности;

5) развитости форм социализации индивидуальности и индивидуализации социализации.

Широкий спектр взаимосвязей (в том числе представленных выше) либерализации и социализации отражен в современных идеологических доктринах. Для неоконсерваторов, либертарианцев и неолибералов неприемлемо большинство форм социализации, противоречащих свободе индивидуальности и ее частной собственности. Столь близким социалистам идеям справедливости и солидарности придается принципиально иной смысл: экономическое неравенство справедливо, ибо является результатом свободной конкуренции индивидуальностей, обладающих равными стартовыми возможностями, а государственная политика перераспределения доходов противоречит идее солидарности ответственных граждан, ибо порождает паразитизм и иждивенчество. Неоконсервативный рыночный фундаментализм империалистичен, поскольку ратует за приватизацию и рыночные принципы организации деятельности государства, образования, здравоохранения, науки, культуры, пенсионного обеспечения, семейных отношений и т. д. как более эффективные в сравнении с нерыночными. Общество образуется в результате свободной деятельности индивидов и не имеет ни грана над- и неиндивидуального.

Принципиально противоположны грубо коммунистические постулаты. С высот общественного блага интересы личности представляются второстепенными и ведомыми. Отрицание частной собственности и рынка является безапелляционным и внеисторичным. Идея равноправных сособственников общенародных средств производства на практике оборачивается всеобщностью наемного труда на государство — реального собственника и единственного работодателя, идея всеобщего равенства — уравниловкой, а идея диктатуры пролетариата — нарушением прав и свобод человека. Социальная база грубо коммунистических идей укрепляется вместе с ростом уровня безработицы, бедности и нищеты, люмпенизации широких слоев населения.

В конце XIX в. в развитых странах в результате столкновения идей либерализма и марксизма возникает социальный либерализм, тем или иным формам которого сегодня отдает предпочтение большинство либеральных партий. Их объединяют попытки включить в либеральный по содержанию проект некоторые идеи социализации. Так, поскольку общество образуют не только собственники средств производства, постольку каждому индивидууму должны быть гарантированы права, не только требующие невмешательства государства, общества, других индивидуумов в его личную жизнь и деятельность, но и предполагающие известную опору на государственные институты. Именно государство с согласия общества призвано обеспечивать каждому доступ к удовлетворению базовых нужд (образование, экономическая деятельность и/или подготовка к ней, необходимая помощь в случае непредвиденных обстоятельств), социальную защиту определенных категорий граждан, а также ограничивать экономическую конкуренцию и в то же время не допускать монополизации экономики. Разумеется, главными целями этих партий остаются укрепление демократии и правового государства, независимости судебной системы, контроль за прозрачностью работы парламента и правительства.