Узкая ориентация налоговой системы на устранение дефицита бюджета, которая в настоящее время преобладает, не способствует становлению рыночной экономики. Эту задачу нельзя реализовать, не развивая производство, не укрепляя финансовую базу налогов.
Мировой опыт показывает, что изменение законодательства в сфере налогообложения является обычным явлением. Так, в Дании налоговая реформа проводится примерно в 10 лет раз. Во Франции ставки налогов законодательно уточняются каждый год – в соответствии с политической и рыночной конъюнктурой. За последнее десятилетие изменились налоговые системы Германии, США и ряда других промышленно развитых странах. В налоговой политике промышленно развитых стран прослеживается тенденция к снижению налогового бремени.
Однако использовать в России мировой опыт реформирования налоговых систем едва ли правомерно. Облегчить налоговую нагрузку без ущерба для сфер жизни и хозяйства, финансирующихся из бюджета, может позволить только государство с высоким уровнем экономического развития, обеспечивающим постоянное расширение налогооблагаемой базы.
Необходимо учитывать, что перемены в налоговой политике диктуются не правительственным альтруизмом. Манипулируя налоговым законодательством, государство может расширять и усиливать вмешательство в экономику и регулировать её развитие в соответствии с конкретными задачами конкретного этапа.
Представляет интерес сопоставление налоговых систем Российской Федерации и индустриально развитых стран. Вызывает недоумение распространённое у нас мнение о количестве налогов и величине ставок, «непомерности» российских и «разумности» зарубежных.
Например, в Дании в общей сложности насчитывается более 70 видов налогов и сборов, а по новому законодательству в России их около 40. В США, кроме 10 видов федеральных налогов, существует множество местных, устанавливаемых органами самоуправления. Есть и такой, на первый взгляд довольно странный, – специальным налогом облагаются фирмы, выпускающие непригодную для вторичного использования тару.
Не так благополучно обстоит дело и с «разумностью» и «посильностью» налоговых ставок. Ставки налога на прибыль корпораций и фирм зависят от государственной экономической политики. С помощью этого налога государство регулирует процесс экономического развития. Для сравнения приведём ставки налога на прибыль по отдельным странам: 34 % – в США, Франции и Дании, в Бельгии – 39 %, В Германии – 45 %.
Более красноречивы данные о налоговых поступлениях в процентах к внутреннему валовому продукту: Россия – 15,3 %, США и Япония – 28,5 %, Канада – 36,8 %, Германия – 38,1 %, Франция – 45,7 %, Дания и Швеция – 52,8 %.
Как показывает мировой опыт, важна не величина, а грамотное применение налогов как инструмента управления экономикой и денег, получаемых государством за счёт них. При стремлении к снижению налогов необходимо учитывать и средства достижения этой цели. При условии обеспечения требуемой стабилизации расходов и росте производительности труда можно, и довольно легко, определить возможное снижение налогового бремени. Об этом следует помнить, иначе может случиться так, что снижение налогов обойдётся плательщикам гораздо дороже, чем они предполагают.
Мировой опыт показывает, какое большое значение для финансового положения малых предприятий имеют налоговые льготы.
В Японии, США, Великобритании, ФРГ ставки налога на прибыль и НДС применяются дифференцированно в зависимости от величины годового дохода. Пониженные ставки для малых предприятий устанавливаются не только правительственными, но и местными органами власти.
В Японии для предприятий с капиталом не более 100 млн йен применяются пониженные ставки: с годового дохода до 8 млн йен ставка составляет 28 %, при превышении этой ставки – 37 %. Кооперативные организации облагаются налогом в размере 27 %. Малые и средние предприятия пользуются налоговыми льготами в виде пониженных ставок и по местным налогам. Если годовой оборот корпорации не более 3,5 млн йен, действует ставка в 6 %; от 3,5 до 7 млн йен – 9 %, свыше 7 млн – 12 %.
Прогрессивное налогообложение прибыли применяется и в США: при объёме производства до 25 тыс. долл. – 15 %; 25–50 тыс. долл. – 18 %; 50–75 тыс. долл. – 30 %; 75–100 тыс. долл. – 40 %. Налоговые льготы малым предприятиям есть также на уровне штатов, где они применяются для привлечения предпринимателей в депрессивные регионы, предпринимательские зоны. В США широко используют налоговые рычаги для стимулирования вложений частного капитала в малый бизнес.
В ФРГ существуют льготы предприятиям малого и среднего бизнеса. Если оборот предприятия в предыдущем году не превышал 25 тыс. марок, а в текущем – 100 тыс. марок, оно полностью освобождается от налога на добавленную стоимость. Малые предприятия имеют право на необлагаемый минимум в размере 5 тыс. марок, который вычитается из подлежащего обложению дохода. Если же годовой доход предприятия превышает 10 тыс. марок, необлагаемый минимум сокращается на половину суммы превышения.
Вновь создаваемые частные предприятия в первые два года полностью освобождены от налогов. Небольшие предприятия инновационного профиля освобождаются от корпоративного налога. Уменьшен налог на доход фирм, терпящих убытки.
Существующие налоговые льготы позволяют значительно снизить налоги в случае предоставления отчета об убытках за прошлые годы – в Германии не принята процедура налогообложения отрицательного баланса. Предприятие даже может получить назад налоговые выплаты, если убытки за конкретный период сопоставимы с убытками двух предыдущих лет.
Особый интерес представляет опыт Франции, где для предприятий малого и среднего бизнеса существует целый ряд льгот. Например, на 40–50 % снижен налог с предприятий, осваивающих новые технологии. Предусматривается и возможность отсрочки уплаты ряда налогов при временном недостатке ликвидных средств.
Система налогообложения Великобритании предусматривает следующие льготы для малых и средних фирм: понижение ставки подоходного налога, понижение ставки налога на социальные расходы, ускоренная амортизация, уменьшенный корпоративный налог. При стандартной ставке налога на прибыль в 35 % ставка того же налога для малых предприятий составляет 27 %.
Проведённый анализ позволяет сделать следующий вывод. Системы налоговых льгот в разных странах неодинаковы, все они имеют общие элементы. Это:
- скидки налога на прибыль в размере части капиталовложений в новое оборудование, строительство;
- скидка с налога на прибыль в размере части расхода на НИОКР;
- разрешение на создание за счёт прибыли фондов специального назначения, необлагаемых налогом;
- обложение прибыли по заниженным ставкам;
- дифференцированный подход в обложении налогом на прибыль, НДС и подоходным налогом;
- создание необлагаемого налогом резерва;
- использование механизма ускоренной амортизации.
До 1995 г. в России действовала единая система законодательства по налогообложению предприятий всех форм собственности, представленная более чем двумя десятками федеральных законов (без дополнений и изменений к ним) и многими правительственными решениями. После 1995 г. была создана нормативно-правовая база, предусматривающая, наряду с ранее существовавшей системой, упрощенную.
Однако налоговая политика в России тормозит развитие малого предпринимательства на всех стадиях их жизненного цикла. Вывод вытекает из уровня показателя эффективности фискальной политики России по стимулированию деловой активности в России.
Анализ рейтинга стран по «степени эффективности фискальной политики государств по стимулированию деловой активности» свидетельствует, что наивысшие показатели 9,11–7,08 характерны для стран с наиболее динамично развивающейся экономикой (Новая Зеландия, Малайзия, Сингапур, территория Гонконг). Средний уровень данного показателя составляет примерно 6,5–4,5 (США, Япония, Швеция и др.). Низкий уровень показателя соответствует значению 4 (Португалия, Испания, Венгрия и др.). Для России этот показатель 0,56 – самый низкий уровень степени эффективности фискальной политики государства по стимулированию деловой активности из 43 стран, включенных в международный рейтинг.
Нельзя сказать, что проблемы совершенствования системы налогообложения в России не решаются.
Однако для регулирования проблем налогообложения малых предприятий необходимы организационно-методические меры, закрепленные законодательными актами:
1) целесообразно ввести в Налоговый кодекс раздел о статусе и налогообложении малых предприятий как отдельного вида налогообложения;
2) систематизировать множество налоговых изъятий и налоговых платежей с малых предприятий в разные фонды;
3) соответствующими законодательными актами установить унификацию налогов, оставляя преимущества за теми, которые идут на развитие производства; считать приоритетными прямые, а не косвенные налоги; принять основным ориентиром налогов прибыль;
4) ввести не облагаемый налогом минимум прибыли, индексируемый по темпам инфляции, и налогооблагаемый резерв прибыли;
5) установить дифференцированную шкалу ставок, изменяющихся в зависимости от уровня дохода и различающихся по отраслевому признаку и приоритетным видам деятельности.
Необходимы льготы по портфельным инвестициям при жёстком разграничении доходов реальных инвесторов и спекулянтов. Для малых предприятий возможно введение пониженной на 50 % ставки налога на доходы от прироста стоимости ценных бумаг при условии, что они находятся на балансе предприятия более года. Аналогичную льготу следует установить для индивидуальных инвесторов на основе налоговой декларации. Это будет стимулировать инвестирование средств, главным образом, в небольшие предпринимательские структуры.