Смекни!
smekni.com

Основные направления социальной политики государства в России (стр. 5 из 7)

- в течение последних пяти лет абсолютное большинство граждан в первую очередь тревожил рост цен (более 70% респондентов). И это неудивительно, ведь инфляция в Росси по-прежнему находится на высоком уровне (8,8% по итогам 2009 года);

- проблема роста безработицы, по сравнению с 2005 г., стала волновать значительно большую часть россиян (56% опрошенных в июне 2009 г. против 25% в 2008 г.). Такой результат также вполне объясним – в феврале 2009 г. уровень безработицы достиг своего пика с момента начала кризиса (9,4%);

- проблема бедности в июне 2009 г., несмотря на кризис, волнует меньшее количество людей, чем это было в 2005 г. Статистика, приведенная в п. 2.1.1 курсовой работы полностью объясняет данную динамику.

Среди прочих злободневных социальных проблем, набравших более 20% голосов, отмечены:

- резкое расслоение на богатых и бедных, несправедливое распределение доходов (вновь мнение общества подтверждает данные официальной статистики – см. п. 2.1.1);

- недоступность многих видов медицинского обслуживания;

- кризис морали, культуры, нравственности;

- коррупция, взяточничество;

- рост наркомании;

- рост платности, недоступность образования.

В этой связи представляет интерес, что по этому поводу предпринимают власти и как оценивают свои усилия. Ниже представлены тезисы выступления Министра здравоохранения и социального развития РФ Т.А. Голиковой на открытии Первой конференции министров государств-членов Совета Европы [30]:

« <…> Вследствие финансового кризиса и спада производства значительные группы населения наших стран понесли материальные потери. У многих групп населения возникло недоверие к существующим финансовым и экономическим механизмам. Сегодня перед социальной сплоченностью возникли новые вызовы и новые риски.

И в этой связи, нам, руководителям социальных министерств, приходится решать сложную задачу. С одной стороны, мы должны смягчить удары кризиса по наиболее уязвимым группам населения, с другой стороны, в дискуссиях с представителями финансовых и экономических министерств, отстоять объемы финансовых ресурсов, направляемых государством на исполнение социальных обязательств.

Российская Федерация приняла принципиальное решение о том, что даже в условиях нынешнего глобального финансового кризиса все социальные обязательства, взятые в период до начала финансового кризиса, будут исполняться на должном уровне. Социальные обязательства, заложенные в бюджете Российской Федерации, не подвергаются уменьшению в период финансового кризиса.

В режиме немедленного реагирования мы приняли специальные меры по снижению социальной напряженности, в первую очередь в отношении ухудшающейся ситуации на рынке труда. На высшем правительственном уровне организован и еженедельно проводится мониторинг увольнений работников в связи с ликвидацией организаций или сокращением персонала. Мы внимательно следим за процессами перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени.

Российская Федерация выделила дополнительные, весьма значительные средства на опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения. А также на создание временных рабочих мест, организацию общественных работ, организация переезда увольняемых, на работу в другую местность. Естественно при их желании и согласии. Проводятся специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Ситуация с занятостью населения в Российской Федерации находится под контролем. Меры быстрого реагирования в большинстве регионов России работают достаточно эффективно.

В центре внимания региональных властей – занятость населения с низкими денежными доходами, а также безработица среди тех граждан, которые в силу объективных причин не имеют достаточной конкурентоспособности на рынке труда.

Даже в этот непростой период мы намерены продолжить масштабные преобразования в социальной сфере.

Активно развивается и будет развиваться в перспективе система пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации. Особенно в части государственного содействия дополнительному пенсионному страхованию.

С 1 октября 2008 года вступил в силу, а с 1 января 2009 года государство начало осуществлять софинансирование накопительной части трудовой пенсии граждан. Часть взносов в накопительную часть будущей пенсии платит гражданин, другую часть платит государство (12 тыс. рублей в год). Третьей стороной софинансирования может выступать работодатель, получающий за это налоговые льготы. Уже сегодня, за пять месяцев работы закона этим правом воспользовались более 1 млн. российских граждан.

Продолжается совершенствование и развитие государственной системы материальной поддержки молодых семей, родивших вторых и последующих детей. В этом году семьи, взявшие ипотечные кредиты на приобретение жилья, получили возможность использовать на погашение ипотечных кредитов средства так называемого материнского семейного капитала (а это сумма в 300 тысяч рублей). Федеральный бюджет выделил на эти цели значительные средства в объеме до 26 млрд. рублей (примерно 580 млн. евро).

Будут проводиться серьезные преобразования и в сфере здравоохранения. В текущем году запланировано принять Концепцию развития здравоохранения на период до 2020 года. Поставлена задача существенно улучшить качество медицинских услуг и повысить доступность медицинской помощи для всех без исключения групп населения.

Ключевым направлением здравоохранения будет являться формирование здорового образа жизни, воспитание в каждом человеке потребности в укреплении своего здоровья и здоровья своих детей.

Прежде всего, это преодоление вредных привычек (потребление алкоголя и табака), развитие физкультурно-оздоровительной системы, существенное улучшение безопасности труда и охраны здоровья на рабочем месте.

На решение этой задачи направлены масштабные организационные, структурные и финансово-экономические преобразования, которые предполагается провести в российском здравоохранении.

Объем финансового обеспечения программы государственных гарантий в 2009 году несмотря на финансовый кризис по сравнению с 2008 годом возрастает почти в 2 раза. В преодолении проблем финансового кризиса участвуют абсолютно все слои общества, в том числе представители бизнеса, общественных и негосударственных институтов.

Сейчас особенно важно, чтобы отлаженный механизм социального партнерства не дал сбой. Услышать и понять друг друга, найти компромисс и взаимоприемлемое решение – основная задача в социальном диалоге.

<…> Наша задача сегодня - минимизировать социальные последствия, которые порождает финансовый кризис, и избегать в дальнейшем каких-либо социальных потрясений.»

В качестве мнения третьей стороны ниже приводится отрывок из лекции Гонтмахера Е.Г. [1] «Социальная политика в контексте российского кризиса», прочитанной 12 марта 2009 года в клубе-литературном кафе Bilingua в рамках проекта «Публичные лекции «Полит.ру» [18]:

«<…> Вы знаете, что Росстат регулярно публикует коэффициент Джини, разные коэффициенты расслоения. Они растут. И росли все последние годы. Принцип такой: богатые богатеют быстрее, чем богатеют бедные. Такой принцип был еще до недавних времен. Проблема не только в цифрах дохода. У нас есть очень интересные цифры. Половина работающего населения не ходит к врачу. В том числе те, кто нуждается. Потому что либо нет денег, либо неохота стоять в очередях. Факт вопиющий.

<…> Но дело не только в доходах. А в том, что больше половины нашего населения отрезано от современных благ: качественная медицинская помощь, качественное образование, в том числе школьное. Что у нас сложилось? В свое время мы говорили о том, что должна быть социальная мобильность, перемешивание разных слоев и т. д. Но у нас этого не произошло.

<…> В Японии сложилась такая система, при которой жизнь человека зависит от того, в какой детский сад он попал. И у нас эта закостеневшая социальная схема сложилась безотносительно к кризису.

<…> Как можно оценить этот процесс? Я считаю его отрицательным. Я не преувеличиваю то, как эти процессы происходят на Западе. Там тоже очень много проблем. Но все-таки равенства условий жизни там больше. Мы говорим, что оголяется Дальний Восток, Сибирь. Что это плохие люди, кто оттуда уезжает? Это дезертиры, которые не хотят защищать от китайцев наши города? Нет. Человек ищет, где лучше. И едет в Москву.

<…> Мы сейчас обсуждаем проблему среднего класса. По исследованиям, которые делал Независимый институт социальной политики, очень уважаемое учреждение, средний класс не увеличился за семь лет. На него нет спроса. Средний класс – это и нормальные рабочие места, которые предполагают интеллектуальный интенсивный труд. У нас нет спроса на эти рабочие места. Данные показывают, что мы стали зависеть от газа, нефти, древесины даже больше, чем в 99-м году, когда мы начали выходить из кризиса 98-го года.

<…> Я не буду говорить о таких вещах, как коррупция, качество государственного управления и т. д. Скажу только, что наша главная проблема, если говорить о кризисе, главный камень, который стоит на нашем пути из кризиса – это наше государство.

<…> Мы обсуждали, еще до кризиса, программу-2020 и споткнулись на одной вещи. Кто будет строить эту инновационную экономику 2020-го года? Люди, у которых плохое состояние здоровья? Две трети школьников имеют хронические заболевания, которые, кстати, не лечатся. Этим просто никто не занимается.

<…> О вузах. У нас покупают дипломы. А если не покупают, то платят за чисто символическое обучение. Даже, кстати, не в самых плохих вузах. Да, у нас рекордное количество людей с высшим образованием на душу населения в мире. Ну и что? Наши дипломы мало чего стоят. МГУ – единственный из российских вузов, кто входит в первую сотню международного рейтинга. Он на 85-м месте. Правда наши умельцы выстроили свой доморощенный рейтинг, и оказалось, что он на 5-м месте в мире. Но это же, к сожалению, не так!