«Использовать древность во благо современности»
Мао Цзе Дун
« Не важно, какого цвета кошка, белого или черного, важно чтобы оналовила мышей»
Дэн Сяо Пин
Два вынесенных в эпиграф высказывания двух послевоенных руководителей Китая показывают, что, во-первых, страна в своем развитии, несмотря на коммунистическую идеологию, постоянно опиралась на мощные ресурсы древнейшей китайской цивилизации и, во-вторых, подходила к выбору институциональных инструментов реформ по-конфуциански прагматично – что выгодно и эффективно, то хорошо и правильно. Гигантские демографические, природные и цивилизационные ресурсы Китая уже делают его одним из потенциальных лидеров мировой экономики. А продемонстрированная им в ходе реформ конца XX века динамика экономического развития позволяет прогнозировать его выход на лидирующие позиции уже к 2020-2030 г.г. Для России пример китайских реформ особенно важен для сравнения причин их больших успехов и небольших неудач с большими неудачами и небольшими успехами реформ российских.
Основная цель этой работы - понять и попытаться объяснить читателю как формируется государственный сектор экономики на основе распространенных экономических теорий, и выделить его роль в китайском государстве, развивающемся чрезвычайно высокими темпами; указать особенности роста сектора и опасность этого экономического процесса.
1.1 Отличительные черты государственного сектора экономики. Значение, опасности роста
Что отличает государственный сектор экономики от частного сектора? Деятельность в частном секторе может быть направлена на получение прибыли или на иные цели, но при этом она всегда осуществляется индивидами или их группами в рамках рыночного механизма или вне его, но решения о ней принимаются в рамках политического процесса. В этом случае группа, принимающая решение, называется правительством и наше участие в реализации такого решения не является добровольным в том смысле, в каком оно было таковым в частном секторе. Два сектора взаимодействуют друг с другом. Частный сектор создает богатство, которое отчасти используется государственным сектором. В то же время последний играет существенную роль в создании среды, в которой могут добиваться успеха частные хозяйствующие субъекты.
Рост частного сектора имеет фундаментальное значение для экономического благосостояния страны. Увеличение объема производимых им ценностей, измеряемых показателями валового национального продукта, объема производства, продаж и т.д., являются признаками экономического здоровья нации. Хотя является общепризнанным, что деятельность государственного сектора также имеет большое значение для экономического благосостояния, его рост не всегда приветствуется. Согласно одной из точек зрения, большие размеры и быстрый рост государственного сектора негативно сказываются на состоянии экономики и ее эффективности. Стало модно использовать для описания роста государственного сектора демоническую метафору Левиафана («Левиафан» - название известного трактата Томаса Гоббса. Джеймс Бьюкенен использовал имя этого библейского чудовища, олицетворяющего силы зла, для характеристики правительства), призванную подчеркнуть, что расширение государственного вмешательства и контроля представляет угрозу для свободы и подрываетэкономические стимулы. Противоположная крайность состоит в приписывании правительству решающей роли в процессе экономического развития. В соответствии с этой точкой зрения большой размер государственного сектора способствует экономическому росту, уменьшая зависимость от внешних факторов. (Дж. Ричард Аронсон и Эттиат Ф. Отт «Рост государственного сектора»)
1.2 Определение государственного сектора
Деятельность государственного сектора – это деятельность органов власти различных уровней. Это означает, что при определении данного сектора нам нужно учесть действия как национальных правительств, так и местных властей. Например, в настоящее время в Соединенных Штатах насчитывается свыше 80 000 различных органов власти. Что делают все эти органы? По мнению большинства, функции, исполнение которых наилучшим образом может осуществляться государством, включая в себя национальную оборону, обеспечение в стране законности, правопорядка и безопасности, а также формирование деловой и социальной инфраструктур. Меньше единодушия наблюдается в вопросе об участии государства в управлении производственными предприятиями. Государственное управление или контроль над предприятиями, предоставляющими коммунальные услуги (например, в сфере электро-, газо-, и водоснабжения, канализации и т.д.), является распространенной практикой, не вызывающей больших споров. Однако некоторые правительства осуществляют также управление металлургическими компаниями, авиалиниями, железными дорогами и торговлей спиртными напитками. Колебания от «национализации» отраслей к их «приватизации» наводят на мысль о том, что мнения людей по поводу того, как наилучшим образом предоставлять некоторые важные государственные услуги сильно различаются.
Органы власти также занимаются перераспределением дохода. Реализация программ социального обеспечения предусматривает трансферт дохода от тех, кто работает, к тем, кто уже ушел на пенсию; программы в сфере здравоохранения осуществляют трансферт ресурсов от тех, кто здоров, к тем, кто болен; механизм государственного долга перераспределяет доход между налогоплательщиками и держателями облигаций. В Соединенных Штатах суммы, расходуемые государством на перераспределение, значительно превышают суммы, направляемые на закупку товаров и услуг. (Дж. Ричард Аронсон и Эттиат Ф. Отт «Рост государственного сектора»)
Очевидно, что размеры государственного различаются от страны к стране. Одни страны передают государству больше функций или придают больший вес его услугам, чем другие. Более того, распределение ответственности между различными уровнями государственной власти также варьируется: одни страны больше полагаются на центральное правительство, чем другие. Указанные различия существуют потому, что различные группы имеют различные политические системы, в них по-разному проявляется действие демографических тенденций, страны различаются по уровню дохода и богатства, а люди отличаются друг от друга по своим предпочтениям в отношении предлагаемых государством товаров и услуг.
Существует много теорий и Гипотез, нацеленных на объяснение размера государственного сектора и его роста. Ни одна из них, взятая в отдельности, не дает полного объяснения этих феноменов, но вместе они позволяют сделать важные выводы, улучшающие наше понимание проблемы. Вот некоторые из них.
2.1 Закон Вагнера
Честь открытия тенденции роста государственных расходов относительно национального дохода принадлежит немецкому экономисту Адольфу Вагнеру. Он интерпретировал это увеличение как результат естественного развития цивилизации. То, что государственные расходы должны расти с ростом национального дохода, неудивительно. Но почему размер государственного сектора должен увеличиваться по сравнению с частным сектором экономики?
Вагнер не считал возможным теоретически определить оптимальное соотношение между фискальными запросами государства и национальным доходом и в равной мере не полагал, что государственный сектор в конечном счете поглотит всю экономическую деятельность. Однако он утверждал, что, поскольку удовлетворение фискальных потребностей государства представляет собой только одну из статей расходов бюджета домашнего хозяйства, существует определенное отношение государственных расходов к национальному доходу, которое не должно быть превышено.
Для Вагнера расширение государственного сектора в долгосрочной перспективе являлось продуктом экономического развития, сопровождающегося ростом численности и плотности населения, поскольку оба фактора могут увеличивать спрос на деятельность правительства. Экономический рост также ведет к более совершенному разделению труда, возникновению крупных экономических организаций и более сложной системы экономических связей между людьми; все эти факторы могут по понятным причинам привести к расширению масштабов деятельности правительства. (Дж. Ричард Аронсон и Эттиат Ф. Отт «Рост государственного сектора»)
2.2 Теории внутренних экономических факторов
В этих концепциях уровень государственных расходов трактуется как результат функционирования рынка предлагаемых государством товаров и услуг; таким образом, этот уровень определяется характеристиками спроса и издержек, а также размером сообщества. В этом случае обсуждаемая проблема сводится к проблеме оценки эластичности предложения и спроса на общественные блага по ценам и доходам, а также эффекта распределения налогового бремени.
Чтобы увидеть, как может проявляться эффект распределения налогового бремени, рассмотрим понятие «общественного блага». Общественные блага технически определяются как такие блага, которыми мы пользуемся вместе (т.е. имеет место совместное предложение), причем исключить кого-либо из потребления очень трудно или дорого. Более важным является свойство совместного потребления. Оно предполагает, что каждый человек потребляет одинаковое количество блага и что потребление одного лица не ведет к потере полезности для другого. … По мере того как группа становится больше, налоговая цена благ в расчете на одного человека падает (из-за распределения налогового бремени на большее количество людей), что может привести к увеличению спроса на общественные блага. Поэтому расширение государственного сектора можно трактовать как следствие роста численности членов сообщества, приводящего к снижению относительной цены общественных благ. (Дж. Ричард Аронсон и Эттиат Ф. Отт «Рост государственного сектора»)