Смекни!
smekni.com

Оценка экономической эффективности реализации нефтегазовых проектов острова Сахалин и их влияния на экономическое положение РФ (стр. 16 из 17)

9 октября 2007 года был опубликован экологический отчёт организации AEA Technology. В нём говорится, что «по большинству проектных объектов отмечается высокий уровень соблюдения законодательных и нормативных требований», но «есть небольшое количество направлений, по которым показатели работ по проекту на настоящий момент не соответствуют требованиям плана действий в сфере охраны здоровья, окружающей среды и социальной защиты». Выделено 4 проблемных участка:

– строительство переходов через реки (отмечается небольшое использование методов «сухого» перехода);

– борьба с эрозией (реализация временных и постоянных противоэрозийных мероприятий не соответствует требованиям плана в части, касающейся стабилизации поверхности грунта для снижения риска эрозии);

– пересечение заболоченных территорий (нарушение гидрологического режима);

– строительство в районе Чайво (ведение работ в чувствительный период гнездования птиц).

Принимаются также меры природоохранными органами РФ, Два первых участка являлись частью списка претензий, которые в 2006 году Минприроды предъявляло к проекту, угрожая штрафами и отзывом лицензий.

Отзывы заключения:

1. Российские власти через суд добиваются запрета на продолжение работ по прокладке трубопровода в рамках проекта Сахалин-2, осуществляемого консорциумом SakhalinEnergy во главе с британской Shell.

2. 20 сентября 2006 – министр природных ресурсов РФ Трутнев отменил приказ 2003 года об утверждении положительной экологической экспертизы проекта «Сахалин-2».

3. Великобритания выразила обеспокоенность по поводу решения российских властей отозвать положительное экологическое заключение, выданное международному консорциуму во главе с Shell на разработку нефтегазового проекта «Сахалин-2» [45].

Исходя из вышеизложенной информации, можно сделать вывод, что экологические последствия реализации проекта снижают его экономическую эффективность. На восстановление окружающей среды в будущем могут потребоваться такие средства, которые сведут к нулю всю экономическую выгоду. Экологические затраты, которые пока не оценивали, могут существенно превысить полученную прибыль. Учитывая тот факт, что в Западной и Восточной Сибири прогнозные запасы нефти достаточно велики, возникает сомнение по поводу самой необходимости реализации данного проекта. Соотношение воздействия работ по проектам «Сахалин1–9» на природу Сахалина, с его социальной и экономической пользой для области, не только удивляет, но и настораживает [45].


Заключение

Сахалин всегда был известен как регион, обладающий крупными запасами сырьевых ресурсов, имеющий очень выгодное географическое и геополитическое положение, благоприятствующее развитию внешних экономических связей. Сахалинская область из 10 областей Дальневосточного экономического региона занимает 4-е место по объему промышленного производства. В структуре экономики промышленность составляет 30%. В перспективе область будет одним из крупных транспортных узлов на линиях внешней торговли РФ с Японией, США, Северной и Южной Кореей, Китаем, Сингапуром, Индией и другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Важное значение для достижения поставленных целей в области международной

деятельности будет иметь законодательное обеспечение и российская политика в нефтегазовом секторе. Так, в области реализации СРП в России существует множество нерешенных проблем. При заключении первых СРП по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2» следует отметить колоссальную упущенную выгоду российского государства. Государство оказалось неподготовленным к приходу иностранного капитала, как с точки зрения создания адекватной институционально-правовой среды, так и в плане подготовки реальных проектов. Возникает необходимость совершенствования законодательства о недрах в части предоставления в пользование участков недр на основе гражданско-правовых механизмов.

В отношении российского участия СРП обеспечивает уникальный механизм, позволяющий российским компаниям внедрять достижения мировых технологий, международного предпринимательства и навыков управления. Практика показала, что поощрение создания совместных предприятий между иностранными и российскими компаниями и привлечение российских компаний к работам по проектам в качестве субподрядчиков, позволяют российским компаниям перенимать международный опыт делового сотрудничества, развивать новые навыки и внедрять современные технологии.

Сегодня в наибольшей стадии реализации нефтегазовых проектов сахалинского шельфа находятся проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Операторами данных проектов являются многонациональные корпорации в составе американских, индийских, английских, голландских, японских и других компаний. Многостороннее сотрудничество даст возможность России устранить ключевые проблемы энергетического сектора. Присутствие иностранных инвесторов обеспечит выход России на новые рынки, доступ российских компаний к зарубежным каналам и сетям сбыта.

Пуск завода СПГ – первого в России важнейшее событие в сфере российской нефтегазовой отрасли. В перспективе возможен масштабный выход России на мировой рынок сжиженного природного газа.

Самым перспективным проектом является «Сахалин-6», потенциальные запасы нефти и газа входящих в него месторождений значительно превышают все остальные проекты. За долю участия проекте активно борется «Газпром» и «Роснефть», однако, на данный момент обладателем лицензии является сахалинская компания ЗАО «Петросах». Следует отметить, что с 2004 года 97% ЗАО «Петросах» контролирует британская компанияUralsEnergy («Юралс Энерджи»).

Россия не заинтересована в сохранении зависимости от своего основного(европейского) рынка сбыта энергоресурсов. В последствие осуществления международного сотрудничества в освоении шельфа Сахалина реализованы меры по существенной диверсификации экспортных потоков российских энергоносителей в южном и восточном направлениях, прежде всего в страны Северо-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона, которые будут занимать все больший удельных вес в географической структуре экспорта энергоресурсов из России.

В настоящее время большую долю участияв существующих нефтегазовых проектах на сахалинском шельфе получили крупнейшие российские нефтегазодобывающие компании ОАО «Газпром» («Сахалин-2», «Сахалин-3» – Киринское месторождение, «Сахалин-4–5» – Лопуховский блок), ОАО «НК «Роснефть» (Сахалин-1, Сахалин-3 – Венинский блок, «Сахалин-4», «Сахалин-5»). Следовательно, российская сторона получит большую степень контроля над реализацией проектов. Также этот фактор обеспечит программы газификации Дальнего Востока. Так, в мае 2009 года вице-премьером Владимиром Путиным была предложена идея получения доли прибыльной продукции газом для реализации газификации Приморского края.

В противном случае будет наблюдаться парадоксальная ситуация: Сахалин – центр газонефтедобычи Дальнего Востока: добывается свыше 10 млн. тонн нефти, через полгода в больших объемах будет вывозиться на экспорт СПГ (до 10 млн. тонн в год); а Сахалин до сих пор не может получить 1 млрд. кубометров газа для решения социально-значимой и экологичной задачи газификации области.

Не решаются и вопросы глубокой переработки нефти и газа на базе проектов «Сахалин». Мы имеем достаточно мощный потенциал для того, чтобы поставлять на экспорт продукцию с большей добавленной стоимостью. Это позволит России отойти от позиции энергетического донора и развивать производство, основанное на использовании современных технологий. Развитие нефтегазового комплекса станет основой развития других смежных отраслей области и Дальневосточного региона.

Одна из главных задач Российской стороны – добиться от компаний операторов и крупных подрядчиков – максимального привлечения к работам по проектам российских специалистов с постепенным вытеснением с приобретением опыта, в том числе и на ключевых должностях, иностранных специалистов. Замещение иностранного персонала, работающих на проектах, на российский, является крайне важным этапом дальнейшего развития проектов и повышения качества трудовых ресурсов Сахалинской области и Дальнего Востока.

Сахалинская область, как субъект Российской Федерации, исполняя огромное количество обязанностей по нефтегазовым проектам, несет существенные экологические и социальные риски. Уникальная экосистема Сахалина, прилегающие акватории подвержены серьезной антропогенной нагрузке, поскольку на сравнительно небольшой территории области размещена огромная инфраструктура проектов. Поэтому необходимы значительные компенсационные меры по нивелированию негативного эффекта.

Сахалин стал наиболее динамично развивающимся районом на Дальнем Востоке России. На Сахалине повышается уровень жизни, доходы областного бюджета за период с 2002 по 2008 гг. выросли более чем в десять раз. Энергия и скорость развития области создают благоприятные условия для привлечения инвестиций, формирования новой инновационной экономики, реализации крупных проектов, многие из которых влияют на состояние экономики соседних территорий. Осуществление сотрудничества в освоении нефтегазовых ресурсов предоставило данному экономическому субъекту роль локомотива для качественного преобразования экономик соседних территорий и улучшения экономического положения страны в целом.


Список использованных источников

1 Перчик А.И. Горное право: учебник / А.И. Перчик. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: ФИЛОЛОГИЯ ТРИ, 2002. – 525 с.

2 Новиков А.И. Концессионные механизмы усиления международной инвестиционной конкурентоспособности морских нефтегазовых проектов в РФ: дисс. … канд. экон. наук: 06.00.07/ Новиков Андрей Игоревич. – М., 2007. – 248 с.

3 Джонстон Д. Международный нефтяной бизнес: налоговые системы и соглашения о разделе продукции: пер. с англ. / Д. Джонстон. – М.: Олимп-Бизнес, 2005. – 352 с.:ил.