Тем самым, законодатель исключил возможность ситуации, когда административная ответственность могла в нарушение пункта 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации[9] устанавливаться Указами Президента Российской Федерации.
Что же касается самого правового института административной ответственности, то здесь необходимо отметить следующее.
Профессор А.Б. Агапов, например, под административной ответственностью понимает разновидность правовой ответственности, субъектами которой являются Российская Федерация и ее регионы, уполномоченные ими юридические лица - органы исполнительной и законодательной власти, суды, наделенные полномочиями в сфере административного правосудия, должностные лица указанных органов, а также физические лица[10].
Профессор А.П. Алехин, отмечает, что административная ответственность - это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение[11].
В вышеназванных дефинициях подчеркивается, что административная ответственность - это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных взысканий к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение[12].
В приведенных понятиях отмечается, что административная ответственность применяется уполномоченным органом или должностным лицом.
Свое понимание этого вопроса выдвигает проф. Д.М. Овсянко, считающий, что административная ответственность - это применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного наказания к гражданам, а в соответствующих случаях - и к организациям за нарушение законности и государственной дисциплины[13].
В настоящее время, согласно концепции нового Кодекса законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых на его основе законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. И если Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, безусловно, занимая особое место в системе законодательства об административных правонарушениях, представлял собой самый большой по объему нормативный акт в данной области, то новый Кодекс должен стать единственным кодифицированным федеральным законодательным актом, устанавливающим ответственность за административные правонарушения.
Таким образом, определив в статье 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях понятие административного правонарушения, законодатель исключил возможность установления административной ответственности иными федеральными законами, помимо самого Кодекса, хотя в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации такая возможность и была предусмотрена. Поэтому впредь административная ответственность может устанавливаться на федеральном уровне только путем внесения изменений и дополнений в Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Законодатель дифференцированно подошел к определению понятия вины физических и юридических лиц. Определив в общем виде понятие вины в форме умысла или неосторожности в классическом ее понимании, т.е. как психического отношения лица и к совершаемому им действию (бездействию), и к его последствиям, законодатель в соответствии с указаниями Президента Российской Федерации В.В. Путина, изложенными в письме на имя Председателя Совета Федерации Е. Строева и Председателя Государственной Думы Российской Федерации Г. Селезнева, специально предусмотрел, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Проблема ответственности юридических лиц, прежде всего хозяйствующих субъектов различной формы собственности, возникла под влиянием потребностей самой жизни, новых экономических условий. Тем более, что случаи нарушения законов российскими предприятиями множились.[14]
В Особенной части Кодекса содержится систематизированный перечень составов административных правонарушений с указанием конкретных видов административных наказаний за их совершение.
В новый Кодекс перенесен ряд норм из Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, которые доказали свою эффективность в правоприменительной практике.
Для осуществления полной кодификации законодательства об административных правонарушениях в Особенную часть Кодекса включены все принимаемые на федеральном уровне нормы об административной ответственности. Перенесены составы административных правонарушений и установлены виды ответственности за их совершение из Таможенного, Налогового и Бюджетного кодексов Российской Федерации.
В результате преобразований в структуре федеральных надзорных органов заметно изменился круг органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Впервые в Кодекс включены органы, осуществляющие охрану территорий государственных природных заповедников и национальных парков; органы, осуществляющие государственный карантинный фитосанитарный контроль; органы, ответственные за исполнение федерального бюджета; федеральные органы налоговой полиции; органы валютного и экспортного контроля, военные комиссары, и другие.
В то же время такие органы, как комиссии по борьбе с пьянством, административные комиссии в качестве субъектов административной юрисдикции на федеральном уровне не предусмотрены. При необходимости субъект Российской Федерации может создать подобные органы для рассмотрения дел о правонарушениях, ответственность за которые установлена законами соответствующего субъекта. Установлены правовые основы наделения должностных лиц федеральных органов исполнительной власти юрисдикционными полномочиями. Дела об административных правонарушениях могут рассматривать лишь руководители соответствующих федеральных органов, учреждений и их заместители, руководители структурных подразделений и территориальных органов и их заместители и иные должностные лица, осуществляющие контрольные и надзорные функции. Подобное ограничение должно способствовать укреплению законности при проведении административного производства органами исполнительной власти.
В соответствии с мировой практикой в целях усиления гарантий прав и свобод человека существенно расширена компетенция судей за счет отнесения к их ведению назначения (помимо административного ареста) ряда других административных наказаний: возмездного изъятия и конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишения специального права, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификации.
Таким образом, новый Кодекс об административных правонарушениях закрепляет демократичные по своей сути процедуры применения мер административного принуждения в связи с совершением административных правонарушений, гарантирующие соблюдение прав и законных интересов как физических, так и юридических лиц.
Признаки административного правонарушения, закреплённые в праве, в совокупности образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности правонарушителя.
Практическое значение состава административного проступка состоит в том, что он представляет собой законодательную модель квалификации конкретных административных проступков, то есть административное правонарушение должно быть квалифицировано в точном соответствии с законом, предусматривающим ответственность именно за это деяние и никакие отступления от этих требований недопустимы, т.е. квалификация административного проступка по аналогии не допускается и является грубым нарушением закона.
В теории административного права под составом административного правонарушения понимается единство установленных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение.
К объективным элементам состава относятся: объектпосягательства,т.е. регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения, иобъективная сторона административного проступка - это внешние признаки, характеризующие противоправное действие или бездействие, результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановка, способ, орудия и средства совершенного административного правонарушения.
Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области государственного управления и регулируемые нормами административного, а в ряде случаев конституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, финансового и других отраслей права. В качестве родового объекта административного проступка выступают: личность, права и свободы граждан; общественная безопасность; собственность; государственный и общественный порядок; отношения в сфере экономики; установленный порядок управления.