Во многих случаях леса не восстановились и оказались замещены суходольными лугами. Подавляющая часть лугов лесных зон является послелесными, т.е. вторичными. Человек не только вырубал леса, но часто был из-за неосторожного обращения с огнем причиной лесных пожаров, которые также вели к изменению растительного покрова. Среди лесов Русской равнины ныне практически нельзя найти места, где бы ни сохранилось следов лесного пожара.
Большими запасами промышленной древесины обладают еловые и сосновые таежные леса.
Сегодня значительная часть заготавливаемой древесины вывозится в другие регионы страны. [1, 2]
Антропогенные изменения коснулись всех без исключения компонентов природы, но наибольшему воздействию подверглись биогенные компоненты - растительность и животный мир. Воздействие на них наиболее длительное и практически повсеместное. И хотя они способны к воспроизводству, но во многих случаях не смогли выдержать антропогенного давления.
Животные с давних времен были объектом охоты, поэтому сильнее всего пострадали пушные звери и копытные, которые добывались ради мяса. Полностью истреблен тарпан (дикая лошадь). Сайгак уже не встречается в степной зоне, где ранее был обычным животным. На грани исчезновения оказались зубр, бобр, выхухоль и некоторые другие виды. Значительно сократился ареал росомахи, косули, лося, кабана, медведя. В XX столетии был акклиматизирован и реакклиматизирован ряд ценных животных: ондатра, енотовидная собака, норка, благородный олень, зубр, бобр и др. Существенные изменения в видовом составе и численности животных произошли и в результате косвенного воздействия человека - изменения условий местообитания животных как следствия влияния на растительный покров.
Тем не менее, на равнине все ещё есть биоресурсы.
Велики кормовые ресурсы равнины. Заливные луга речных долин, суходольные луга лесных зон являются ценными сенокосами и пастбищам для крупного рогатого скота, степи, полупустыни и пустыни - пастбища для овец, моховые тундры содержат большие запасы зеленых кормов и служат ценной кормовой базой для оленеводства.
Из промысловых животных тундры и лесотундры большое значение имеют песец, горностай, боровая дичь, из рыб - семга, сиг, щука, окунь и голец.
Созданы заповедники, охраняющие наиболее типичные природные комплексы и особенно редких животных и растений. Среди них и биосферный Приокско-Террасный заповедник, охраняющий природные комплексы центра зоны, сыгравший большую роль в восстановлении в густых хвойно-широколиственных лесах зубров, привезенных из Беловежской Пущи и с Кавказа. В 1931 г. был создан Центрально-Лесной заповедник, имеющий ныне статус биосферного. Его территория покрыта еловыми и елово-широколиственными лесами, типичными для данной провинции. Разнообразные ландшафты размещены на юге Мещеры в широкой долине Оки и сильно меандрирующей долине реки Пра, а также на их междуречье. Там в 1935 г. создан Окский заповедник.
Остатки былой степной растительности сохранились на крутых обрывистых склонах долин, в глубоких извилистых балках и оврагах. На этих уцелевших участках и образованы лесостепные заповедники: Центрально-Черноземный им.В. В. Алехина, Галичья гора, Лес на Ворскле. [4]
Минеральные ресурсы представлены железными рудами Курской магнитной аномалии. Основной рудой здесь является магнетит, залегающий в протерозойских кварцитах, но эксплуатируются ныне главным образом рудные залежи в обогащенных окислами железа корах выветривания докембрийского фундамента. Балансовые запасы КМА оцениваются в 31,9 млрд т, что составляет 57,3% запасов железных руд страны. Основная часть залегает в пределах Курской и Белгородской областей. Среднее содержание железа в руде превышает средние показатели по России и составляет 41,5%. Среди разрабатываемых месторождений - Михайловское (Курская область) и Лебединское, Стойленское, Погромецкое, Губкинское (Белгородская область). Освоение высококачественных железных руд подземным способом ведется на Яковлевском месторождении (Белгородская область) методом глубокого замораживания в условиях сильнообводненных осадочных пород. Небольшими запасами этого вида сырья располагают Тульская и Орловская области. Руды представлены бурыми железняками с содержанием железа 39-46%. Залегают они близко к поверхности, и их добыча ведется открытым способом.
Открытые разработки железных руд в КМА оказывают крупномасштабные антропогенные воздействия на природу Черноземной зоны Русской равнины. Распаханность сельскохозяйственных угодий Курской и Белгородской областей, в пределах которых разрабатываются железнорудные ресурсы КМА, достигает 80-85%. Открытый способ добычи руд уже привел к уничтожению десятков тысяч гектаров. В отвалах скопилось около 25 млн т вскрышных пород, а в ближайшие 10 лет их объем может возрасти в 4 раза. Количество ежегодно образуемых промышленных отходов превышает 80 млн т, а их утилизация не превышает 5-10%. Под промышленное строительство уже отчуждено более 200 тыс. га черноземов, а в перспективе эта цифра может возрасти ещё в 2 раза. Общая же площадь сельскохозяйственных угодий, испытывающих вредное воздействие производства КМА, превышает 4 млн га.
Велики антропогенные и техногенные нагрузки на водные объекты. Суммарное водопотребление на горнодобывающих предприятиях КМА составляет 700-750 млн м³ в год, что соответствует естественному годовому водному стоку в пределах этого региона. Таким образом, происходит обезвоживание территорий Курской и Белгородской областей. Уровень подземных вод в районе Белгорода понизился на 16 м, вблизи Курска - на 60 м, а возле самих карьеров - у г. Губкина - на 100 м.
Разработка КМА оказывает крайне негативное воздействие на окружающую среду. Средняя урожайность зерновых в пределах КМА заметно ниже, чем в целом по Белгородской и Курской областям. Поэтому необходимо продолжить работы по восстановлению (рекультивации) нарушенных горными выработками земель, используя накопленный в отвалах чернозем и вскрышные породы. Это позволит воссоздать в районе до 150 тыс. га пахотных, лесных и рекреационных угодий.
В Белгородской области разведаны запасы бокситов с содержанием глинозема от 20 до 70% (Висловское месторождение).
На Русской равнине есть химическое сырье: фосфориты (Курско-Щигровский бассейн, Егорьевское месторождение в Московской области и Полпинское в Брянской), калийные соли (Верхнекамский бассейн, один из самых больших в мире - содержит четверть мировых запасов калия, балансовые запасы по всем категориям составляют свыше 173 млрд т), каменная соль (опять же Верхнекамский бассейн, а также Илецкое месторождение в Оренбургской области, озеро Баскунчак в Астраханской области и Эльтон в Волгоградской области).
Такое строительное сырье, как мел, мергели, цементное сырье, тонкозернистые пески, распространены в Белгородской, Брянской, Московской, Тульской областях. Крупное месторождение высококачественных цементных мергелей - Вольское в Саратовской области. Ташлинское месторождение стекольных песков в Ульяновской области является крупной сырьевой базой всей стекольной промышленности России и СНГ. В Оренбургской области располагается Киембаевское месторождение асбеста. Кварцевые пески Дятьковского (Брянская область) и Гусь-Хрустальненского (Владимирская область) месторождений используются для производства искусственного кварца, стекла, хрустальной посуды; каолиновые глины Конакова (Тверская область) и Гжели (Московская область) применяются в фарфорофаянсовой промышленности.
Запасы каменных и бурых углей сосредоточены в Печорском, Донецком и Подмосковном бассейнах. Бурые угли Подмосковного бассейна используются не только как топливо, но и в качестве химического сырья. Роль его в топливно-энергетическом комплексе Центрального федерального округа возрастает в связи с высокими затратами на ввоз энергоносителей из других регионов страны. Подмосковный уголь можно использовать и в качестве технологического топлива для черной металлургии района.
Нефть и газ добываются на ряде месторождений в пределах Волго-Уральского (Самарская область, Татарстан, Удмуртия, Башкортостан) и Тимано-Печорского нефтегазоносных районов. Газоконденсатные месторождения есть в Астраханской области, а в Оренбургское газоконденсатное месторождение является крупнейшим в Европейской части страны (свыше 6% всех запасов газа России). Месторождения горючих сланцев известны в Псковской и Ленинградской областях, в Среднем Поволжье (Кашпировское месторождение недалеко от Сызрани) и в северной части Прикаспийской синеклизы (Общесыртское месторождение).
Немаловажное значение в топливном балансе некоторых регионов Русской равнины имеют запасы торфа. На территории Центрального федерального округа их около 5 млрд т (промышленная разработка ведется в Тверской, Костромской, Ивановской, Ярославской и Московской областях), в Кировской и Нижегородской областях, а также в Республике Марий Эл есть залежи торфа, геологические запасы которого составляют около 2 млрд т. На торфе работает Шатурская тепловая электростанция, расположенная в Мещерская провинция (между Клязьмой и Окой).
С осадочным чехлом связаны и некоторые рудные месторождения: осадочные железные руды (бурые железняки, сидериты, оолитовые конкреции), алюминиевые руды, представленные залежами бокситов (Тихвин, Тиман), титановые россыпи (Тиман). Неожиданным явилось открытие месторождений алмазов в северных районах Русской равнины (Архангельская область).
Деятельность человека зачастую меняет формы рельефа. В районах шахтной добычи угля (Донбасс, Воркута, Подмосковный бассейн) многочисленны конусообразные формы рельефа высотой до 40-50 м. Это - терриконы, отвалы пустой породы. В результате подземных выработок образуются также пустоты, вызывающие возникновение провальных воронок и колодцев, просадок и оползней. В Среднем Поволжье, Подмосковье провалы и воронки образуются над местами подземной добычи известняков. Они очень похожи на естественные карстовые формы рельефа. Деформации поверхности происходят и за счет интенсивного выкачивания подземных вод.