Протестантские церкви. Численность протестантских общин увеличивается с каждым годом. Особенно значительное количество их зарегистрировано в Полесье (южные районы Брестской, Гомельской и частично Минской областей). Зона устойчивого влияния протестантизма расширяется с запада на восток . Сейчас в Республике Беларусь зарегистрировано 838 протестантских общин, из которых 50% составляют христиане веры евангельской (ХВЕ) или “пятидесятники”, около 40% — евангельские христиане – баптисты (ЕХБ). Наибольшая концентрация их общин приходится на Брестскую и Минскую области. Конфессиональное течение ХВЕ образовалось в Беларуси с 1988 года, после выхода Союза ЕХБ. Благодаря этому обстоятельству, ХВЕ, которые ранее регистрировались только в составе ЕХБ, в настоящее время имеют собственную организационную структуру, а по количеству роста последователей и общин вышли на первое место среди всех протестантских организаций нашей республики . Союз ЕХБ в Беларуси возглавляет А. Фирисюк. Существуют также автономные общины ЕХБ. Союз ХВЕ в Беларуси возглавляет С. Хомич. Функционируют также автономные общины ХВЕ (пятидесятников) и общины пятидесятников, ориентированные на течение “евангельских христиан в духе апостолов”. Зарегистрированы в настоящее время в Республике Беларусь и такие ответвления протестантизма, как Белорусская конференция Адвентистов седьмого дня (45 общин, президент И. Островский), Христиане Полного Евангелия (50 общин, председатель А. Сакович). В настоящее время легализована деятельность ранее запрещенного конфессионального объединения иеговистов. Остальные протестантские течения, представленные в настоящее время в Беларуси, сравнительно малочисленны. Это – религиозное объединение Новоапостольской церкви, общины Церкви Христовой, Мессианского служения, Церкви Иисуса Христа Святых Последних дней (мормоны). Большинство этих протестантских общин находится в Минске и крупных городах. . Направления протестантизма лютеранство и кальвинизм были известны в Беларуси с 16 в. В настоящее время зарегистрированы две лютеранские общины в Гродно и по одной в Минске и Витебске. Большинство верующих составляют этнические немцы. С 16 в. эта вера распространялась из соседней Пруссии и Ливонии вместе с немецкими купцами, ремесленниками, учеными-богословами, военнослужащими. Во времена Реформации и позже учение Лютера не получило широкого распространения (в отличие от кальвинизма) и сохранилось в основном среди немецкого (частично латышского, литовского и польского) населения Беларуси.
Достаточно активно в настоящее время в Беларуси распространяются различные современные протестантские христианские учения. Модернистская направленность в отношении догматики, культа, обрядности способствует довольно широкому восприятию идей протестантизма как идеологии современности, позволяющей адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни. За последнее десятилетие количество протестантских течений в Беларуси увеличилось в 5 раз - с 3 до 15, число общин - в 3 раза. Там, где традиционные религии в силу определенных политических и исторических причин ослабили свое влияние, возникает широкое поле для миссионерской деятельности протестантских проповедников. За последние десятилетия поле миссионерской деятельности протестантов стало смещаться в восточные области Беларуси, наиболее пострадавшие от "всеобщего атеизма" в советское время.
В 1999 г. в Беларуси зарегистрировано 838 протестантских общин, из которых 50% составляют христиане веры евангельской (ХВЕ), или "пятидесятники", около 40% - евангельские христиане-баптисты (ЕХБ).
Униатство. К христианским конфессиональным направлениям в Беларуси относится также униатство (синонимы - "греко-латинская", "греко-католическая", "православно-католическая", "белорусская" вера). В 1596 г. в Бресте на церковном соборе была официально провозглашена уния (союз) католической и православной церкви. Согласно унии православная и католическая конфессии должны были объединиться под главенством римского папы. Униаты не отходили от основных догматов, традиций и обрядности православной церкви, однако признавали верховенство римского папы и некоторые католические символы веры, пытались придать ей специфический национально-культурный характер. Деятельность униатской церкви в Беларуси и восточных областях Литвы и Украины была запрещена царскими властями в 1839 г. на церковном соборе в г. Полоцке, однако долгое время униатство сохранялось среди украинского населения западных областей Украины и смежных районов Польши, Словакии, Румынии, Венгрии. Для новых потестантских напрвлений характерно представительство несколькими религиозныим организациями .
В Беларуси униатство возродилось в конце 1980-х гг. Небольшие группы униатов стали объединяться и регистрироваться общинами с 1989 г. В отличие от многих других конфессий Беларуси униатская церковь не имеет широкой поддержки из-за рубежа или значительной части населения республики. В 1999 г. зарегистрировано 13 униатских общин (9 - в 1994 г.).
Иудаизм. Последователи иудейской веры были известны в Беларуси еще в 9-13 вв. Наиболее активный наплыв иудейского населения в Беларусь пришелся на 2-ю половину 17 - 1-ю половину 18 в. Евреи расселялись согласно профессиональной специализации в крупных и средних городах, поселках городского типа (местечках). Активное возрождение местной иудейской конфессии в 1990-е гг. несколько тормозится процессом постоянной эмиграции (соответственно и сокращением численности еврейского населения в Беларуси), а также внутренним религиозным расколом. С 1997 г. в Беларуси действуют 13 общин ортодоксального и 8 общин прогрессивного иудаизма. Руководство последних пополняется в основном молодежью и интеллигенцией, которые, обладая высоким уровнем еврейского национального самосознания, не склонны к конфессиональной изоляции, социально мобильны и активны.
Ислам. Ислам в Беларуси распространился в 14-16 вв. Этому содействовали великие князья литовские, которые приглашали татар-мусульман из Крыма и Золотой Орды для охраны границ государства. Уже с 14 в. татарам предлагались оседлый образ жизни, государственные чины, служебные посты. К концу 16 в. в Беларуси и Литве осело более 100 тыс. человек татарского населения, включая принятых на службу, добровольно переселившихся, военнопленных и пр.
Вероисповедание местных татар относится к суннитскому толку ислама.
Большинство белорусских татар (и особенно молодежь) не очень хорошо знают каноны традиционной веры, конфессионально нейтральны и склонны к религиозной толерантности. Культурно-религиозная элита татар с симпатией относится к идее белорусского национального возрождения и принимает в этом процессе непосредственное участие.
Новые религиозные направления. На волне религиозного возрождения в Беларуси распространились новые конфессиональные течения. Зарегистрированы общины Международного общества Сознания Кришны, бахаи. Между прочим, супердемократичные европейские государства на заседании Совета Европы в декабре 1999 года приняли однозначное решение: рекомендовать каждому правительству самостоятельно решать вопрос о запрете на деятельность неокультов. Этим правом уже воспользовались Франция, Нидерланды и другие страны. А мы все раздумываем и боимся показаться ортодоксальными. . Судя по росту общин, по количеству верующих в последние годы, преимущество в этом процессе остается за православной церковью. Нетрадиционные религиозные течения (секты) -неканонические, вневероисповедальные религиозные общины, развивающиеся вне официальных, институциональных религиозных рамок в данном регионе и, как прав.ило, привнесенные извне.