Смекни!
smekni.com

Экономические учения Древнего Востока (стр. 1 из 2)

Реферат

На тему:

«Экономические учения Древнего Востока»


ПЛАН

Введение

1. Экономическая мысль Древнего Востока

2. Наука об управлении и богатстве

3. Управление общественным хозяйством

4. Арабский Восток

Заключение

Список использованных источников


ВВЕДЕНИЕ

Хотя экономическое мышление и является ровесником человеческого общества, но, строго говоря, у мыслителей древности экономической науки как таковой еще не было. В своих трудах, записках, трактатах они излагали практические рекомендации, советы по организации, методам ведения хозяйства.

Литературные источники, относящиеся к тем временам, представляют собой конгломерат различных знаний о хозяйстве и обществе, это своего рода преддверие обобщений, понятий, категорий, сложившихся намного позже. Что касается самого термина «Экономика» («домоводство»), то он возник в древнегреческом обществе. Что значит «ойкос» - дом, хозяйство, «номос» - закон, правило, то есть наука о домашнем хозяйстве.

Экономические учения эпохи дорыночной экономики. Эта эпоха включает в себя периоды Древнего мира и средневековья, в течение которых преобладали натурально-хозяйственные общественные отношения и воспроизводство было преимущественно экстенсивным. Экономическую мысль в эту эпоху выражали, как правило, философы и религиозные деятели. Достигнутый ими уровень систематизации экономических идей и концепций не обеспечил достаточных предпосылок для обособления теоретических построений того времени в самостоятельную отрасль науки, специализирующуюся сугубо на проблемах экономики.

Истоками считают папирусы Древнего Египта, законы царя Хамурапи, древнеиндийский трактат «Артхашастра». Интересные и весьма поучительные экономические заповеди содержатся в Библии. В сочинениях Аристотеля, Ксенофонта, Платона можно увидеть различные варианты теоретического осмысления экономического бытия.


1. Экономическая мысль Древнего Востока

С появлением первых государственных образований и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни, т.е. со времен древних цивилизаций, перед обществом возникло множество насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толкования идеальной модели социально экономического устройства общества на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики.

Экономические воззрения мыслителей восточных цивилизаций – Китая, Индии, Ирана – тесно связаны с особенностями хозяйственного строя этих стран, созданием государственных образований еще в период слабого развития рыночных отношений.

Важную роль в эволюции Востока играли природная среда, сложившиеся традиции и обычаи, жесткая регламентация форм и методов хозяйственной деятельности, обеспечивавшая социальный порядок и нередко тормозившая прогрессивные сдвиги в развитии производства.

В ранних цивилизациях, как отмечал А. Маршалл, «влияние экономических факторов оказывается скрытым под поверхностью»(1). Их последствия проявляются не через годы, а через поколения, они трудно уловимы. Производственная деятельность крестьян и ремесленников не должна была отклоняться от установившейся практики. Сложная система правил фактически опутывала каждого, кто обрабатывал землю и «он не мог руководствоваться собственными суждениями и рекомендациями даже в отношении самых заурядных вопросов».

Особенности государственно - регламентирующей системы хозяйственной организации стран Востока нашли отражение в памятниках древности: хрониках, философских трактатах, юридических установлениях. В этих документах зачастую нелегко выделить экономическую составляющую, определить мотивы, которыми руководствовались создатели нормативных положений и законов.

2. Наука об управлении и богатстве

В Индии одним из первых экономических трактатов античности является «Артхашастра», (санскр.

– «Наука о пользе»), описывающий деяния индийского властителя (предположительно IV в. до н.э.). Историки, изучающие этот труд, называют его «Инструкцией по материальному процветанию».

Истоки индийской «политологии» восходят еще к поздневедийской эпохе (в перечне дисциплин знания Чхандогья-упанишады упоминается и экаяна – «наука единоправления»). Среди первых теоретиков и, вероятно, уже популяризаторов артхашастры были странствующие философы паривраджаки, которые обсуждали такие незначительные с точки зрения буддистов темы, как «цари, воры, министры, армии, опасности, сражения» и т.д.

Трактат состоит из нескольких разделов, из которых третий – наука об управлении и четвертый – раздел о богатстве, они содержат подробное изложение экономических вопросов, как правило, в виде нормативных положений и рекомендаций по управлению и хозяйственному развитию древнеиндийского государства. Автором «Артхашастры» считается Каутилья – полулегендарный министр и советник основателя династии мауриев императора Чандрагупты I.

В древнеиндийском трактате упоминается, что одной из обязанностей верховной власти было создание страховых запасов «на несколько лет пользования».

В трактате рекомендуется кастовое деление, возникшее первоначально на основе разделения жителей по роду занятий.

Социальное и кастовое деление закрепляли традиции господствующей религии - индуизма. Этические идеи индуизма предписывали стремиться к самоограничению, нравственному совершенствованию, в известной степени к отрешению от повседневных забот о материальном благополучии.

Таким образом, экономические идеи в древнеиндийском обществе имели под собой традиции кастовой и производственной регламентации, опиравшиеся на религиозно – предписывающие основы. Религия и государственная власть оказывали существенное воздействие на формы общинного устройства, способствовали консервации безденежного обмена, регламентировали организацию ремесел, ведение торговых операций.

3. Управление общественным хозяйством

Экономическая мысль Китая складывалась под влиянием идей Конфуция (551 – 479 до н.э.), его последователя Мэн-цзы (372 – 289 до н.э.), философские и этико–политические воззрения которых были достаточно специфичны. Конфуцианство проповедовало нормы поведения в обществе, основанные на почитании старейших, подчинении правителям, которым предписывалось управлять и воспитывать народ. Каждому члену общества было определено то или иное место в социальной иерархии, и этому он должен был следовать в своих делах и поступках.

Сторонник регламентированных патриархальных отношений и защиты государством экономического благополучия родовой знати и всех «вышестоящих», Конфуций настаивал на мысли, что только образованный правитель, являясь «отцом народа» и гарантом «правильного действия», способен реально повлиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства. Этот философ хотя и признавал божественное и природное начало деления людей по сословиям, тем не менее, считал обязательным долгом каждого человека стремиться к моральному совершенству, постижению естественных правил уважения старших, сыновней почтительности и дружбе с братьями. По его мнению, тогда «у народа будет достаток», когда хозяйствование будет умелым, а труд, приумножающий богатство народа и государя, станет одинаково выгодным как в условиях «великой общности» (коллективной собственности крестьянской общины), так и частного владения потомственной аристократии и непотомственных рабовладельцев.

В политико-экономическом трактате Древнего Китая «Гуаньцзы» (IV – III в. до н.э.), были обоснованы принципы и организация налогового обложения, различных повинностей (трудовой повинности, промысловой подати), установлен принцип подворного обложения. Крестьяне не только платили налоги, но и определенное число дней участвовали в строительстве укреплений, дворцов, рытье каналов, перевозке грузов.

В мозаике экономических представлений, которые мы находим в документах, хрониках, трактатах китайских мыслителей древности, отражены особенности жизни и быта, специфика социально – экономического и культурного развития страны, системы азиатского способа производства. Детально обрисованы системы налогового обложения, организация общественных работ, методы денежной политики.

4. Арабский Восток

Феодальный общественно – экономический строй начал развиваться в странах Арабского Востока с VII в. Земля обращалась в феодальную собственность, крестьянство жестоко эксплуатировалось и закреплялось за феодалами. Однако сохранились на весьма продолжительное время существенные остатки и пережитки рабовладельческого строя. Рост классовых противоречий приводил к выступлениям крестьянства против феодального гнета, а внутриклассовые противоречия порождали политическую и идейную борьбу между передовыми и отсталыми группами внутри господствующего класса.

На Аравийском полуострове в начале VII в возросшие социально – классовые противоречия привели к образованию арабского государства, религиозно – политической идеологией которого был ислам, отражавший интересы феодальной знати и торговцев.

Основатель новой религии и государства Мухаммед стремился привлечь на свою сторону родовую аристократию и богачей, но в то же время он и его последователи, желая расположить к себе бедноту, выступили против богатства, ростовщичества, лихоимства. Священная книга мусульман – Коран требует, чтобы верующие не были жадны к наживе и не стремились к чрезмерному обогащению.

Вместе с тем Коран пытается обосновать божественным предопределением общественное неравенство, наличие в обществе богатых и бедных, господствующих и подчиненных.