В 2010 году деятельность Министерства была направлена на повышение публичности, прозрачности и прогнозируемости на долгосрочный период инвестиционных программ ключевых инфраструктурных монополий. Результатом этого является сокращение доли средств, направляемых на покупку финансовых и непрофильных активов, расширена сфера деятельности Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» с учетом субъектов естественных монополий. Инвестиционные программы субъектов естественных монополий должны быть согласованы и синхронизированы с государственными долгосрочными целевыми программами и планами градостроительного развития.
Основные задачи на 2011год – разработка нормативных правовых актов, необходимых для реформирования субъектов естественных монополий.
В соответствии с Планом мероприятий по реализации Основных направлений государственной тарифно-ценовой политики в инфраструктурном секторе в 2010 году предусматривается подготовить следующие проекты:
а) Внесение изменений в Федеральный закон «О естественных монополиях», касающихся в том числе:
1) уточнения понятия субъекта естественной монополии;
2) определения статуса реестра субъектов естественных монополий;
3) разграничения полномочий органов регулирования естественных монополий;
б) Разработка механизма компенсации выпадающих доходов энергосбытовых организаций, связанных с реализацией электрической энергии социально значимым категориям потребителей, включая применение нормы субсидируемого потребления электрической энергии, и поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования;
в) Внесение изменений в Федеральный закон «О естественных монополиях» в части установления основ порядка формирования, согласования и контроля исполнения инвестиционных программ субъектов естественных монополий;
г) Внесение изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» в части установления особенностей регулирования тарифов при заключении концессионных соглашений;
д) Внесение изменений в Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса в части:
1) обеспечения возможности регулирования тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала и других методов регулирования при установлении тарифов на долгосрочный период;
2) установления особенностей регулирования тарифов при заключении концессионных соглашений;
е) Регламентация процедур закупок товаров (услуг) субъектами естественных монополий и государственными корпорациями.
Российская Федерация унаследовала от советской командно-административной системы управления множество предприятий-гигантов или даже целые отросли, которые с переходом к рыночной экономике были преобразованы в естественные монополии: в их числе железнодорожный транспорт, нефти и газо-добывающие предприятия, телеграфное, телефонное и почтовое сообщения, электроэнергетика.
В Российской Федерации система регулирования монополий только формируется и предусматривает лишь комплексное воздействие на объемы производства, процессы ценообразования и качество продукции в заранее определенной области, либо функциональное воздействие на отдельные стороны хозяйственной деятельности.
Совокупность нормативных актов Российской Федерации, направленной на защиту конкуренции, выглядит следующим образом. Первоначально основными элементами этой системы были Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948 (с изменениями от 24 июня, 15 июля 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г., 7 марта 2005 г., 2 февраля 2006 г.) и Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2001 г., 2 февраля 2006 г.). Затем второй из перечисленных законов был отменен полностью, а первый – в большинстве своих статей, и основным законодательным актом антимонопольного регулирования в настоящее время является Федеральный закон от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции».
Данный закон был направлен на снижение степени монополизации рынка. Он запретил соглашения между конкурирующими фирмами, занимающими в совокупности доминирующее положение на рынке, если их результатом может быть существенное ограничение конкуренции. В том числе, запрещаются соглашения и согласованные действия, направленные на установление и поддержание цен, раздел рынков сбыта, ограничение доступа на рынок других фирм, отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями. Признаются также недействительными соглашения фирм, доминирующих на рынке, со своими поставщиками, если эти соглашения ведут к существенному ограничению конкуренции. Закон предоставил право Антимонопольному комитету Российской Федерации принимать решения о принудительном разделении предприятий, входящих в состав предпринимательских монополий. [9,70-71]
Российское антимонопольное законодательство не является чем-то концептуально единым. Есть ряд не вполне связанных сюжетов, основанных на различных теоретических посылках. Основных сюжета три, рисунок 11:
классическое антимонопольное законодательство |
регулирование деятельности естественных монополий |
ряд актов, посвященных реформе ЖКХ |
Антимонопольное законодательство РФ | Антимонопольное законодательство США |
законодательные акты РФ направлены на разукрупнение уже сложившихся предпринимательских монополий | законодательные акты США - на предотвращение чрезмерной концентрации предприятий |
российское законодательство выражает интересы монополий-наследников административно-командной системы, поскольку не допускает образование новых монополий. | американское законодательство выражало, в основном, интересы государства, раздраженного ростом влияния крупного бизнеса. |
Модели регулирования, применяемые за рубежом, имеют целью предотвратить злоупотребление естественными монополиями своим доминирующим положением. Наиболее реализуемыми моделями регулирования являются конкуренция за монопольный рынок, регулирование нормы прибыли и верхнего предела тарифа.
Регулирование конкурентных отношений в США считается в настоящее время одним из самых комплексных, жестких и эффективных в мире. К нечеткости законодательных норм, которое усиливает сходство систем прямого антимонопольного регулирования РФ и США относится приводимые в законодательстве РФ формы недобросовестной конкуренции, такие как введение потребителей в заблуждение, некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов, незаконное использование интеллектуальной собственности и т. д. Но все эти формы недобросовестной конкуренции не являются предметом антимонопольного законодательства и должны быть запрещены совершенно другими законами.
Сходство антимонопольного регулирования России и США заключается в том, что оно направлено в принципе против крупного капитала. Но если представители крупного капитала США сумели нейтрализовать воздействие данного регулирования за счет создания института доверительной собственности, представителям крупного капитала России ответить на такое воздействие нечем.
Сходство между антимонопольным законодательством России и США можно выделить и по другим, менее принципиальным пунктам. Это сходство проявляется, например, в нагромождении статей, норм, ограничений и санкций.
Так, антимонопольный иск по определению может быть предъявлен только очень крупным хозяйственным субъектам. Но насильственное расформирование такого предприятия чревато высвобождением большого числа работников и, быть может, разрушением самого товарного рынка, ради которого собственно и осуществляются все действия антимонопольного органа.