В тех странах, которые имеют трудовые ресурсы и специализируются на трудоемкой продукции, увеличится спрос на труд и возрастает цена этого фактора производства. Постепенно первоначальные преимущества обеих стран утрачиваются, и каждая страна должна искать новые возможности экспорта своей продукции, совершенствуя производство. Данный механизм был обоснован американским экономистом П. Самуэльсоном, и поэтому теорию соотношения факторов производства нередко называют теорией Хекше-ра — Олина — Самуэльсона.
В 1947 г. американский экономист Василий Леонтьев, исследуя структуру экспорта и импорта США, обнаружил, что экспортируются более трудоемкие товары, а ввозятся капиталоемкие. В эти годы США считались капиталообеспеченной страной, где заработная плата была намного выше, чем в других странах. В соответствии с неоклассической теорией ей отводилась роль экспортера капитала и импортера трудоемких товаров. Исследование В. Леонтьева показало обратное, и результат его стал известен как парадокс Леонтьева. Желание объяснить это явление послужило толчком к дальнейшему развитию теории внешней торговли. Теорема Хекше-ра — Олина стала рассматриваться с учетом трех и более факторов: квалификации рабочей силы, импорта сырья, импортных тарифов, структуры спроса и т.п. Попытка учесть в международной торговле влияние научно-технической революции привела к созданию неотехнологических теорий внешней торговли.
Сторонники неотехнологических теорий пытаются объяснить возникновение внешнеторговых связей не обеспеченностью факторами производства, как это делали неоклассики, а затратами на исследования и разработки, уровнем средней заработной платы и удельным весом квалифицированной рабочей силы. Эта школа объясняет возникновение преимуществ монополий на отдельные открытия и новые технологии, которая дает возможность господствовать и в производстве данных товаров, и в их продаже на мировом рынке до тех пор, пока эти технологии не будут освоены Другими странами. Тогда необходимы новые исследования, позволяющие производить новые товары.
Данная теория по-новому ставит вопрос о роли государства в международной торговле. Если классики и неоклассики исходили из невмешательства государства во внешнеторговые отношения, то представители неотехнологии считали, что государство должно обеспечивать комплекс мер по научно-техническому развитию производства, стимулировать свертывание старых отраслей и производств и ускоренное развитие принципиально новых.
Наиболее известная теория этой школы — теория технологического разрыва, основы которой были заложены английским экономистом М. Познером в начале 60-х годов. Познер предположил, что если одна из развитых стран в результате какого-то открытия обладает принципиально новой технологией или новым товаром, то этот товар будет пользоваться спросом даже в странах, имеющих одинаковую ресурсообеспеченность. Тогда в результате преимущественного положения одной страны возникает технологический разрыв между странами. Конечно, постепенно другие страны осваивают новшества, и разрыв сокращается. Но пока он есть, внешняя торговля этим товаром будет продолжаться.
В результате торговли в выигрыше оказываются все страны: и те, кто экспортируют и получают прибыль, и те, кто импортируют и получают новые товары. Причем по мере распространения новшества менее развитая страна продолжает выигрывать, а страна-но-ватор теряет свои преимущества.
Все классические и неоклассические теории имеют один существенный недостаток: для того чтобы подтвердить их практикой, нужно выдержать множество ограничений и допущений. Реальная жизнь, к сожалению, такого не позволяет. Это привело к активному поиску новых теорий, объясняющих различные проблемы внешней торговли в современных условиях. Современные экономисты, не подвергая сомнению справедливость классических теорий и их принципов, распространяют их на большее количество обмениваемых товаров стран, участвующих в обмене, или берут во внимание большее количество факторов, определяющих сравнительные преимущества. Проведенные ими исследования показали, что и в новых условиях теории относительных преимуществ и соотношения факторов производства не противоречат существующей практике. Развитие отдельных направлений классических теорий привело к созданию теории специфических факторов и теории фирмы.
Теория сравнительных преимуществ исходила из того, что только труд мобилен внутри страны, свободно перемещаясь из одной отрасли в другую. Теория соотношения факторов производства признавала полностью мобильными два фактора — труд и капитал. Однако в реальной жизни это не совсем так: не всегда капитал, функционирующий в одной отрасли, можно перепрофилировать на производство другого продукта. Так, капитал, функционирующий в металлургической промышленности, нельзя использовать, например, для производства обуви, поэтому реально часть факторов производства является по сути специфической и может быть использована только в данной отрасли. Как в этом случае может развиваться международная торговля?
Предположим, что в двух странах выпускаются товары А и В, для каждого из которых необходимо наличие трех факторов производства: капитал, земля и труд, причем труд является мобильным фактором, а капитал и земля — специфическим для производства товаров А и В. Если в первой стране больше, чем во второй, капитала и меньше земли, то при увеличении предложения капитала возрастет производительность труда при изготовлении товара А, создадутся условия для расширения производства, увеличится зарплата, что вызовет приток рабочих из производства В. Это создаст возможность предложить на мировом рынке больше товара А и по более низким ценам. Аналогичная ситуация произойдет с товаром В во второй стране. В результате первая страна будет и дальше ускоренно развивать производство А и постепенно сокращать производство В. Это и отражает теория специфических факторов: разная обеспеченность отдельных стран специфическими факторами производства ведет к дальнейшему развитию этих факторов в экспортных производствах и сокращению в производствах, конкурирующих с импортом.
Теория фирмы связана с усилением роли отдельных фирм и корпораций в международной торговле. В конечном счете сравнительные преимущества всегда получает не нация, а отдельная фирма — экспортер данного товара. В ходе исследований выяснилось, что технологически сложные изделия создаются отдельной фирмой исходя из потребностей и спроса, существующих внутри страны. Только после расширения проиводства и насыщения внутреннего рынка фирма может выйти на внешний рынок. Но для того, чтобы продать свои изделия, необходимо найти страну-покупателя, у которой структура спроса на внутреннем рынке была бы максимально приближена к структуре спроса страны-экспортера. Это объясняет возможность осуществления торговых сделок между странами, находящимися на одном и том же уровне экономического развития, в частности между развитыми индустриальными странами. Данное положение было впервые обосновано американским экономистом Э. Линдером. \
В дальнейшем сторонники теории фирмы обосновали необходимость слияния компаний развитых стран с фирмами молодых индустриальных государств. Вызвано это было выравниванием уровня научно-технического развития, укреплением производственных и сбытовых контактов, совместным решением научно-технических задач, причем данный процесс охватил в основном наукоемкие отрасли, а наиболее активную роль в нем играли мелкие и средние компании.
Своеобразным обобщением современного развития теорий внешней торговли является теория международной конкурентоспособности наций, разработанная американским исследователем М. Портером. Он пришел к заключению, что место каждой страны и ее конкретных производителей на мировом рынке зависит от четырех основных условий: количества и качества различных факторов производства, условий спроса на внутреннем рынке, наличия смежных и обслуживающих отраслей, стратегии фирмы и внутренней конкуренции.
Так же как и сторонники неоклассической школы, Портер считал наличие факторов производства первым и главным условием в обеспечении сравнительных преимуществ. При этом Портер подчеркивал необходимость постоянного совершенствования этих факторов, их развития в процессе расширенного воспроизводства. Именно этим объясняется ускоренное развитие японской промышленности, основанной на материалосберегающеи и энергосберегающей технологиях, вызванных к жизни ограниченными ресурсами Японии.
Второе условие — спрос на внутреннем рынке — практически вытекает из первого. Те же японские экономичные технологии и их продукты, обязанные своим рождением внутренним условиям страны, получили широкое распространение по всему миру, а их производители стали крупнейшими поставщиками на мировом рынке.
Третье условие — развитие смежных и обслуживающих отраслей — является важным дополнительным стимулом совершенствования продукции. Практически завоевание итальянскими обувщиками своих позиций на мировом рынке связано с совершенствованием двух производств: выделки кожи и изготовления колодок. Высококачественная кожа и колодки, исключающие деформацию изделий в процессе потребления, обеспечили преимущества итальянским фирмам на мировом рынке обуви.
Четвертое условие — стратегия фирмы и наличие конкуренции на внутреннем рынке — заставляет фирмы постоянно совершенствовать свое производство и искать новых покупателей. Любая фирма ориентирована на завоевание прочных позиций на рынке, поэтому она должна постоянно искать новые пути снижения издержек производства и повышения качества продукции. К этому же толкает ее конкуренция на внутреннем рынке. Как правило, исторически развитие определенных производств было сосредоточено в наиболее благоприятных для их развития районах, где несколько однотипных производителей выпускают однородную продукцию. Они сохранились там и по сегодняшний день. Естественно, что конкуренция между ними очень острая, что заставляет каждую фирму искать потребителей не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Это возможно только при наличии конкурентоспособности товара. Таким образом, условия внутреннего рынка способствуют завоеванию позиций и на внешнем рынке.