Смекни!
smekni.com

Мировая экономика 10 (стр. 9 из 31)

Нефтедобывающие страны Ближнего Востока (Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн, Оман и др), широко использующие с середины 70-х годов труд иностранных рабочих на постоянной основе, превратились в крупный центр тру­довой иммиграции. Только в Саудовской Аравии в середине 90-х годов число иммигрантов составляло около 4 млн человек. В каче­стве главного экспортера рабочей силы выступал Египет, доля ко­торого в общем количестве иммигрантов в указанном регионе до­стигла 75%. Сюда прибывают рабочие из Бангладеш, Индии, Паки­стана, Филиппин. Еще один центр притяжения иностранных имми­грантов — Латинская Америка, где в 90-х годах- возобновился эко­номический рост до 1,5% в год. Аргентина, Бразилия, Венесуэла весьма привлекательны для эмигрантов из других стран Латинской Америки, Азии и Африки, желающих получить сезонную или посто­янную работу на сборочных предприятиях.

Южная Африка привлекает дешевую рабочую силу. На уголь­ные шахты вербуются жители соседних африканских стран для ра­боты по контракту в течение определенного срока. На Берег Сло­новой Кости, Нигерию, ЮАР приходится более половины прибы­вающих иммигрантов. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), характеризующийся бы­стрым ростом экономики, также стал одним из центров трудовой иммиграцииЛВ 80-х годах Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тай­вань превратились в «новые индустриальные страны», создавшие значительный экономический потенциал. Беспрецедентно высокие темпы экономического роста в Азии — с 3% в 70-х годах до 3,2% в 80-х и 4,1% в 90-х годах — привлекают в этот регион растущие по­токи иммигрантов.

В центрах притяжения иностранной рабочей силы образовались мировые рынки труда.

Мировой рынок труда — это система экономических механиз­мов, норм, институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса на труд и его предложение на межгосударственном уровне.

Современные мировые рынки труда имеют ряд особенностей.

1. Рост масштабов международной трудовой миграции. На на­чало 1995 г. в мире насчитывалось более 35 млн трудящихся миг­рантов против 3,2 млн в 1960 г.

2. Разнонаправленность основных потоков миграции рабочей силы. Это — миграция в развитые страны с рыночной экономикой из развивающихся стран; перекрестная трудовая миграция в рамках развитых стран мира; трудовая миграция между развивающимися странами; миграция высококвалифицированных кадров из разви­тых в развивающиеся страны.

3. Рост доли молодежи, женщин и детей в миграционном про­цессе. Так, в Бельгии и Нидерландах доля молодежи в общем числе мигрантов достигает 50%. В других странах она также значительна и зачастую превышает долю молодежи среди коренного населения. Доля женщин в трудовой миграции в странах Западной Европы вы­росла с 30% в 60-е годы до 40—48,3% в 1980 г.

4. Возрастание продолжительности пребывания мигрантов в стране занятости.

5. С 80-х годов наблюдается некоторое снижение степени актив­ности международной трудовой миграции, что было связано с пере­ходом к политике ограничения этого процесса и ухудшением эконо­мической ситуации.

6. Миграция ученых, высококвалифицированных специалистов из различных регионов мира в развитые страны с рыночной эконо­микой, а также из этих стран в развивающиеся страны.

Международная миграция высококвалифицированных кадров получила название «утечки умов» или «утечки мозгов». Формы «утечки умов» различны: а) непосредственная эмиграция — выезд на, постоянное место жительства; б) выезд за рубеж на контрактной основе; в) наем ученых и специалистов иностранными компаниями, совместными предприятиями с иностранным участием, находящи­мися на территории страны-донора; г) полная аренда зарубежной фирмой научного центра, учреждения страны-донора. В этом случае фундаментальные и прикладные исследования осуществляются по программе зарубежной фирмы и в ее интересах.

Лидерство в конкуренции за преимущественное обладание ин­теллектом, как носителем и генератором современных научных зна­ний и высоких технологий, принадлежит США. С середины 70-х до конца 90-х годов они привлекли только из развивающихся стран 250 тыс. высококвалифицированных специалистов. Этот процесс за­хватил и Россию. Ее годовой ущерб от «утечки умов» доходит до 50—60 млрд долл.

7. Формирование «черного рынка» труда в современных центрах притяжения иностранной рабочей силы. «Черный рынок» труда — это механизм использования нелегальной трудовой миграции с целью увеличения прибылей путем использования дешевого труда. Масштабы нелегальной миграции значительны. Например, в США общее число подпольных иммигрантов колеблется от 2 до 13 млн человек.

8. Расширение масштабов участия России в международной тру­довой миграции. Привлечение трудящихся мигрантов становится неотъемлемым элементом рынка труда в РФ. К концу 1994 г. чис­ленность иностранной рабочей силы в РФ составила 128 999 чело­век, в том числе 73 695 человек, или 58,9%, из стран ближнего за­рубежья.

Основные причины привлечения иностранных работников на российские предприятия — нехватка рабочих отдельных профессий и специальностей, непривлекательность рабочих мест для населе­ния, недостаточность трудовых ресурсов. Иностранные рабочие чаще используются на предприятиях добывающей промышленнос­ти, в строительстве и сельском хозяйстве. Основной поток имми­грантов идет из Украины и Белоруссии в Западную и Восточную Сибирь, в Центральный и Центрально-черноземный районы, на Се­верный Кавказ. Россия использует рабочую силу и из стран дальне­го зарубежья — Вьетнама, Китая, Турции. В Москве работают ино­странные рабочие и специалисты из 78 стран мира. Общеэкономические последствия международной трудовой миг­рации многообразны. Они влияют на уровень заработной платы и благосостояние, на рынок труда, объем производства, на налоги и государственные расходы. Главное, конечно, влияние на рынок труда и заработную плату.

Средний уровень заработной платы меняется вследствие притока иммигрантов из-за рубежа, так как их доходы учитываются в рас­чете среднего дохода в принимающей стране. Кроме того, собствен­ные наименее квалифицированные рабочие в стране иммиграции могут потерять часть дохода из-за конкуренции со стороны мигран­тов, т.е. ухудшается благосостояние отдельных групп общества. При свободном перемещении рабочих из страны с менее высокой заработной платой иммиграция будет продолжаться до тех пор, пока заработная плата в этих странах не установится на одинако­вом уровне.

Влияние международных миграционных потоков на рынок труда особенно заметно в трудоизбыточных странах, где часть эко­номически активного населения попадает в ряды безработных, живет на трансфертные платежи за счет других рабочих, оказывает давление на рынок труда. В данном случае эмиграция благоприятно отражается на рынке труда в стране — экспортере рабочей силы.

Существенное влияние оказывает иммиграция и на региональ­ные рынки труда. Наиболее активная, деятельная рабочая сила со­средоточивается в экономически важных центрах. Таким образом, обеспечивается перераспределение трудовых ресурсов в соответст­вии с потребностями общества.

Реэмиграция рабочих, получивших за рубежом высокую квали­фикацию, может способствовать росту ВНП в стране-доноре. Одна­ко часть высококвалифицированных иммигрантов не спешит воз­вращаться домой, вследствие чего выигрывают принимающие стра­ны. Таким образом, соотношение выгоды и потерь для стран, уча­ствующих в миграционном процессе, может меняться.

Международная трудовая миграция обусловливает движение межстрановых денежных потоков. Денежные переводы иммигран­тов родственникам в страну, которую они временно покинули, при­водят к увеличению объема ВВП в стране иммиграции и его умень­шению в стране эмиграции, т.е. чистые выгоды от иммиграции перераспределяются между этими странами.

Масштабы иммиграции влияют на размеры налоговых поступ­лений, а также на государственные расходы. Налоговые поступления растут за счет высококвалифицированных специалистов, так как доходы у них выше. Государственных расходов на их образова­ние не требуется. Вместе с тем часть менее квалифицированных миг­рантов нуждается в государственной поддержке. Это увеличивает государственные расходы. Положение нелегальных эмигрантов ли­шает их возможности пользоваться социальными пособиями, благо­творительными выплатами. Поэтому государственные расходы в связи с их пребыванием незначительны.

Страна, экспортирующая рабочую силу, получает большие ва­лютные поступления за счет денежных переводов иммигрантов своим семьям и родственникам; налогов, уплачиваемых фирмами-посредниками, а в ряде случаев — за счет прямых компенсации за утечку рабочей силы. В начале 90-х годов десять стран мира имели от мигрантов в виде валютных поступлений более 1 млрд долл., а около 40 стран — не менее 100 млн долл.

В то же время отток избыточной рабочей силы из страны-экс­портера улучшает ситуацию на рынке труда, уменьшает безработи­цу, снижает социальное напряжение.

«Утечка умов» имеет негативные экономические последствия для страны-донора. Она не только теряет ценный научный потен­циал, но и вынуждена готовить замену выбывшим, инвестировать образование и профессиональную подготовку.

Экономические последствия международной трудовой миграции обусловливают необходимость проведения миграционной полити­ки. Ее важнейшей целью является государственное и межгосударст­венное регулирование международной трудовой миграции на зако­нодательной основе. Экспорт и импорт рабочей силы осуществля­ются на основе национального законодательства и межгосударст­венных соглашений.