Но у скроенных по принципу элитарности заведений есть один существенный недостаток — небольшое число потенциальных клиентов, особенно в провинции. Да и в Москве целевая аудитория дорогих клубов, по некоторым оценкам, не превышает 5 тыс. человек.
Шумное местечко
Наиболее широкая целевая аудитория у демократичных молодежных клубов. По подсчетам специалистов, только в Москве это около 100 тыс. человек, в основном от 15 до 25 лет, т.е. школьники и студенты. Обычно они не склонны приобретать выпивку в баре, так что плата берется за входной билет. Ее потолок — 150 руб. Эти деньги и составляют основной доход молодежных клубов.
И тут такие тонкости, как личность промоутера и усиленный фейс- контроль на входе, уже не имеют значения. Успех «широкоформатного» заведения зависит от светового и музыкального оборудования, размера и вместимости помещения, а главное — от объема рекламы. Если музыка звучит громко, световое оборудование сверкает ярко, входная плата в районе 50–60 руб., а на улицах раздаются флаеры- пригласительные с рекламой, то приток посетителей обеспечен. Некоторые, конечно, готовы оставить рублей 100 в вашем баре, но нужно смириться с тем, что основная доза алкоголя поступает в организм клиентов еще до дверей клуба.
Здесь, как и в первом случае, дорогой дизайн не требуется, основная часть расходов ложится на закупку соответствующего по мощности звукового и осветительного оборудования. Что же касается ежемесячных трат, то тут основная доля приходится на оплату приглашенных ди-джеев (DJ): от 50 до 150 долл. за вечер. Если, конечно, это не звезда, которая может зарабатывать и до 500 долл. за выступление.
В управлении такими заведениями главное — придерживаться гибкой ценовой политики. В выходные гораздо больше желающих отдохнуть и развлечься, поэтому максимальную плату за вход следует назначать в пятницу, субботу и воскресенье. В понедельник же, после бурного уик-энда, наплыв спадает, и большинство клубов либо устраивают выходной, либо делают вход бесплатным. Специалисты утверждают, что у заведения, работающего по такой схеме, рентабельность держится на уровне 20–50%.
Нетрадиционная прибыль
В крупнейших городах мира активно открываются и раскручиваются специализированные гей- клубы. Первое подобное заведение в Москве начало свою работу в 1995 г., и сегодня их уже пять. По подсчетам специалистов, ежегодно клиенты оставляют в столичных гей- клубах до 1 млн. долл. наличными.
По статистике 7% населения предпочитают иметь сексуальные связи с людьми своего пола. Еще 20% практикуют бисексуальные отношения. Все они, как правило, ведут активный образ жизни и по своей природе довольно любопытны. Чтобы найти подходящего партнера, отдохнуть и просто пообщаться, эти граждане частенько посещают ночные заведения. Замечено также, что среди лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией довольно большой процент людей обеспеченных, что делает их интересными клиентами для акул «ночного» бизнеса. К тому же атмосфера свободы, веселья, перманентного праздника и карнавала, царящая в гей-клубах, привлекает туда до 50% посетителей- натуралов. Некоторые владельцы подобных заведений пытаются искусственно отфильтровать посетителей по половому признаку, назначая цену за вход для женщин в два раза выше, чем для мужчин. Однако на практике это никого не останавливает.
Несмотря на то, что последовательность шагов при открытии такого клуба в общих чертах традиционна, есть у нее и свои тонкости. Основное требование: для управления клубом нужно искать администратора, вхожего в круг потенциальных клиентов и знающего «специфику жанра». К расходам на оплату ди-джеев добавляются траты на выступление стриптизеров, проведение травести-шоу и оборудование так называемых dark room — мест, где посетители могут уединиться.
Организация стриптиза — удовольствие не из дешевых. Шоу «с именем»», мужской балет и т.п. работают на условиях фиксированной оплаты: от 400–800 долл. за выступление. Верхняя планка зависит от известности приглашенного коллектива. Одиночкам условия диктуют хозяева клуба. Как правило, им платят от 50 до 150 долл. за выход. В первое время работы такого заведения наплыв посетителей гарантирован, поскольку люди с нетрадиционной ориентацией любят посещать новые места. И ваша основная задача — удержать их.
Свет + звук
Самостоятельно подобрать и инсталлировать подходящее по формату клуба световое и звуковое оборудование неопытному человеку невозможно. При выборе специалисты руководствуются такими параметрами, как площадь, форма периметра, высота потолков, а также расположение столиков, сцены и барной стойки; особое значение имеет стиль музыки, которая будет звучать в клубе.
При создании качественного света и звука в заведении с размерами основного танцзала в 150–200 кв. м вполне можно уложиться в 15 тыс. долл., из которых две трети придется на свет, и одна треть — на звук (световые приборы стоят дороже, да и устанавливать их сложнее).
Если высота потолков ограничена четырьмя метрами, можно сэкономить на покупке аппаратуры: приборы, освещающие максимум 4 м, почти на треть дешевле более мощных, способных «преодолеть» 8 м. Если в вашем клубе планируются выступления разного рода шоу-коллективов, то сцена потребует специального освещения. Для полноценной работы всей осветительной системы обращать внимание нужно прежде всего на количество часов бесперебойной работы ламп.
Если в клубе предусмотрено выступление как «живых» музыкантов, так и DJ, вполне хватит мощности в 7–8 кВт. Минимальный набор аппаратуры в этом случае включает 2 широкополосные акустические системы, 2 двух полосные, 4 низкочастотные, кроссовер (контроллер), блок обработки (эквалайзеры, компрессоры) и место оборудования DJ (пульт, «вертушка»). Специалисты не советуют (особенно там, где есть «живой» звук) устанавливать его цифровые источники: полноценное воспроизведение звука возможно только на аналоговой аппаратуре.
По словам Николая Оганесяна, директора компании X-Light, монтаж светового и звукового оборудования следует производить еще на стадии черновых работ. Однако многие заказчики приступают к его подбору уже после того, как все основные работы закончены, что в корне неверно. Причем такой непредусмотрительностью страдают даже известные и дорогие клубы.
На монтаж обычно тратится 10–15% от стоимости оборудования, а по времени он занимает неделю. Главные световые приборы, без которых не обойтись ни одному клубу: т.н. «центральный» (1,5–2 тыс. долл.) со множеством эффектов, крепится к потолку; сканеры (500–1500 долл.); вращающиеся головы (от 700 долл.); стробоскопы (70–250 долл.); Ультра- фиолетовые лампы (20 долл.); дым машина (в вырабатываемом дыме наиболее отчетливо видны световые лучи — от 80 долл.); зеркальный шар для диско-музыки (40–100 долл.); лазеры (от 2 тыс. долл.). А разбогатев, вы можете приобрести устройства по производству мыльных пузырей или генераторы искусственного снега (500–1000 долл.).
Сейчас только в Москве работает порядка сотни фирм, специализирующихся на поставках светового и звукового оборудования. При покупке крупной партии техники можно рассчитывать на скидку до 10–15% от полной стоимости. Проверенным клиентам, исправно оплатившим первые закупки, компании–поставщики могут предложить форму оплаты в рассрочку без начисления процентов.
Основы успеха
Цена входного билета — только видимая часть айсберга прибыли клуба. Основные деньги, правда, не в демократичных заведениях, делаются на работе бара, ведь наценка на напитки способна доходить до 200–300%. Но за возможность «потусоваться» и послушать музыку люди готовы платить.
Сегодня многие фирмы–производители пива предоставляют барное оборудование по его розливу в бессрочную бесплатную аренду в обмен на то, что пиво вы будете приобретать только у них. В итоге на покупке части барного оборудования можно неплохо сэкономить.
Сейчас средний чек в баре ночного клуба равен 10–50 долл. с человека, т.е. за ночь это от 1 до 5 тыс. долл. дохода, все зависит от аудитории. Главное лицо в баре, конечно же, бармен, он во многом влияет на прибыльность заведения. В отсутствие хозяина бармен может продавать из-под полы напитки, сигареты, чипсы и орешки к пиву. Как результат — упущенная выгода владельца. Еще один способ нанести хозяину ущерб — неправильно пробитый чек. Эта проблема решается установкой видеокамеры и беспощадным увольнением всех недобросовестных сотрудников.
Получить дополнительную прибыль можно, привлекая спонсора: когда реклама алкоголя и сигарет запрещена на телевидении, многие производители направляют свои рекламные бюджеты на рекламу в местах продаж — туда, где она все еще разрешена. Спонсорская помощь может составлять от нескольких десятков до 100 тыс. долл. за вечеринку.
Для клубов, играющих «живую» музыку, весьма актуальной остается проблема приглашения музыкантов. Выступление начинающих групп стоит совсем дешево: можно отделаться 150 долл. за вечеринку. Но среди них очень редко попадаются стоящие, а плохая музыка просто-напросто отпугнет публику. Положение может спасти приглашение звезд. Правда платить им придется до 10 тыс. долл. за выступление, но все расходы обязательно окупятся: например, входной билет «на звезду» в популярный московский клуб «16 тонн» стоит 15–20 долл., а клуб вмещает 600–670 человек. А вот в провинции выступление раскрученной группы обойдется в 1,5–2 раза дороже.
Один из основных моментов для любого клуба — надежная система охраны, ведь посетители бывают самые разные. Некоторые заведения предпочитают создавать охранные структуры самостоятельно. Но выгоднее приглашать профессионалов, к тому же их труд не так дорог, как может показаться (2–5 долл. в час, а 5–6 человек на ночь вполне достаточно). В задачи охраны входит не только защита помещения и всех посетителей клуба от внешних вторжений, но поддержание порядка в зале, выявление распространителей наркотиков и их «нейтрализация».