6. Проблемы, связанные с задержанием
Вхождение России в международное правовое пространство, присоединение к международно-правовым общепризнанным принципам, нормам и обычаям, тенденции к мировой унификации права, а кроме того, возникновение таких международно-правовых институтов, как Европейский суд по правам человека и таких международных организаций, как Комитет ООН против пыток, Европейский комитет по предотвращению пыток предполагает внесение изменений в обвинительный характер расследований и судопроизводство, которое должно быть преобразовано в правосудие, основанное на принципах справедливости, состязательности и равноправии сторон, а также соблюдения прав человека.
Именно после трансформации основных международных принципов в российскую правовую систему, стало очевидным несоответствие обязательств государства по отношению к гражданам и практически сложившейся объективной правоприменительной действительности. В значительной форме неготовность органов государства функционировать, руководствуясь принципом соблюдения прав и свобод человека, проявляется в отношениях, связанных с административным задержанием.
В 2005-2007 годах Гащенко М. С. Была проведена исследовательская работа, напрямую связанная с реальным механизмом осуществления процедуры административного задержания на примере Пермской области.
По наблюдениям Гащенко[5] чаще всего нарушаются права человека в рамках задержания по уголовным делам. Он объясняет это тем, что сотрудники милиции нередко используют уязвимость человека, оказавшегося в иных статусных и материальных условиях, остро переживающего личную и информационную изолированность, глубоко осознающего свою ущербность и ограниченность своих возможностей. Массированное давление на задержанного человека превышает установленные законом ограничения, но условия, при которых это происходит, и признательный результат снижают до минимального риск привлечения к ответственности должностного лица.
Еще одной процедурой, при которой существенно нарушаются права человека, можно признать задержание в рамках производства об административном правонарушении и исполнение административного наказания в виде административного ареста.
Не смотря на то, что административное правонарушение обладает гораздо меньшей степенью общественной опасности, чем преступление, а производство об административном правонарушении носит менее репрессивный характер, чем уголовное судопроизводство, человек в ходе применения к нему административных процедур нередко подвергается пыткам, жестокому и унижающему человеческое достоинство обращению. Основываясь на опыте организации по работе с жалобами, Гащенко объясняет это явление тем, что административное задержание и арест нередко связаны с поведением, нарушающим общественный порядок. Функции административного задержания, как правило, выполняют сотрудники постовых служб милиции, к уровню подготовки которых можно предъявить существенные претензии, а надзор за производством дела об административном правонарушении осуществляется в заявительном порядке.
При несогласии лица с применением к нему такой меры, как задержание, оно вправе обжаловать данное процессуальное действие в прокуратуру. В соответствии со ст. 22 ФЗ "О прокуратуре РФ", прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов[6].
В связи со спецификой объекта защиты административного права, меньшей общественной опасностью административных правонарушений, такая процессуальная мера как административное задержание на практике применяется весьма часто. Однако, в связи с этой спецификой, административное задержание также часто производится незаконно. Меньшей силой воздействия обладает и давление, оказываемое на задержанных в административном порядке и ограничения, которым они подвергаются.
Административное задержание чаще всего производится за нарушение общественного порядка, нахождение в состоянии опьянения, воспрепятствование законной деятельности сотрудников милиции.
Обобщив информацию, полученную из обращений граждан, подвергшихся незаконному административному задержанию, Гащенко пришел к выводу о наличии периодически повторяющихся правонарушений со стороны сотрудников милиции.
В своем исследовании он отмечает, что значительно чаще, чем в уголовном судопроизводстве, допускается необоснованное административное задержание граждан. Так, все 9 обращений граждан в Пермский Региональный Правозащитный Центр в 2005 году были связаны именно с необоснованностью задержания; из 6 обращений, поступивших в 2006 г., 5 связаны с необоснованностью задержания; из 7 обращений, поступивших в 2007 г., в шести случаях задержание было необоснованным.[7]
Как видно из существа обращений и обстоятельств задержания, лица, подвергавшиеся данной мере обеспечения производства об административном правонарушении, вообще не совершали никаких противоправных действий.
Среди примеров, Гащенко приводит следующие:
Пример 1. 29.01.2007 г. в ПРПЦ от гражданки Я. поступило заявление, из которого следует, что 28.10.2007 г. она была неправомерно, поскольку не совершала какого-либо правонарушения, задержана сотрудниками Губахинского ОВД по подозрению в совершении административного правонарушения. В период нахождения в Губахинском ОВД в качестве задержанной была избита сотрудниками милиции.
Пример 2. 04.07.2006 г. в ПРПЦ от гражданина П. поступило заявление, из которого следует, что в ночь с 30.06 на 01.07.2006 г. он был задержан сотрудниками милиции и помещён в медвытрезвитель Ленинского РУВД г. Перми; ночью П. постучал в дверь камеры (палаты) и попросил выпустить его в туалет и попить воды, но никто не ответил. Тогда П. постучал в дверь камеры ещё раз с той же просьбой. В ответ на эти действия П. двое сотрудников медвытрезвителя вывели П. из камеры и в коридоре применили к П. грубую физическую силу в целях его наказания за указанные действия. Прекратив физическое насилие, милиционеры отправили П. обратно в камеру и сказали ему, что если он будет ещё долбиться, то будет ещё хуже.
В ходе мониторинга Гащенко также была отмечена следующая особенность: если в отношении лица, задержанного за совершение административного правонарушения, подозрение не подтверждается фактическими обстоятельствами происшедшего, то сотрудниками милиции для оправдания своих действий фальсифицируется материал о совершении административно-задержанным преступления в отношении милиционеров.
Пример 3. 29.01.2007 г. в ПРПЦ от Я. поступило заявление, из которого следует, что 28.10.2007 г. она была неправомерно, поскольку не совершала какого-либо правонарушения, задержана сотрудниками Губахинского ОВД по подозрению в совершении административного правонарушения. В период нахождения в Губахинском ОВД в качестве задержанной была избита сотрудниками милиции. В связи с обращением Я. С жалобой на действия сотрудников, последние сфальсифицировали в отношении нее уголовное дело по Ст.318 УК РФ.
Пример 4. В ночное время 17.06.2006 г. Н. был необоснованно и незаконно, поскольку никакого правонарушения не совершал, задержан сотрудниками милиции Орджоникидзевского РОВД г. Перми. При этом в момент фактического задержания сотрудники милиции при отсутствии законных оснований применили физическую силу (избили) к Н. Н. в свою очередь с целью защиты начал противодействовать сотрудниками милиции, за что был привлечен к уголовной ответственности по ст. 318 УК РФ.[8]
Следующей по важности и распространенности является проблема незаконного применения в ходе административного задержания физической силы, специальных средств, высказывание оскорбительных и унижающих человеческое достоинство выражений, жестокое обращение с задержанным гражданином.
Пример 5. Днём 13.02.2007 г. сотрудники милиции Юсьвинского РОВД применили к П. физическую силу − наносили удары руками и ногами по различным частям тела в целях его принудительного доставления из дома в РОВД до вытрезвления, хотя он каких-либо противоправных действий дома не совершал. Мать, вызвавшая милицию, не просила, чтобы сына увезли в РОВД.[9]
В большинстве случаев к задержанным гражданам применяются наручники и резиновая палка. Следует заметить, что спецсредства при административном задержании применяются реже, чем физическая сила, это объясняется высоким риском нанесения задержанному видимых телесных повреждений. В то время как следы применения физической силы не всегда визуально проявляются.
Факт применения физической силы к лицу, совершившему административное правонарушение, далеко не во всех случаях фиксируется в процессуальных документах.
Жестокое и унижающее человеческое достоинство обращение, применяемое сотрудниками милиции по отношению к административно-задержанным гражданам, может носить следующие формы: административно-задержанным не предоставляют или ограничивают возможность пользоваться туалетом, не предоставляют питьевую воду и пищу, не обеспечивают возможность сна. Во время нахождения в милиции задержанных заставляют находиться в неудобной позе длительное время.