Маржинализм (от франц. marginal – предельный) зародился в 70-е гг. XIX в. как критическое осмысление теории К. Маркса. Маржиналисты абстрагировались от изучения сущности капитализма как способа производства, основанного на эксплуатации. Чтобы подчеркнуть социальную нейтральность своих исследований, У. Джевонс отказался от термина «политическая экономия» в пользу «экономикс». Маржиналисты воспевали свободную конкуренцию, «чистую экономику» вне зависимости от формы ее организации. Ввели в оборот термин «экономический человек», который руководствуется только экономическим интересом максимизации дохода и минимизации затрат. Основную задачу видели в поиске наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования. Такой подход получил название микроэкономический.
В 90-е гг. XIX в. А. Маршалл встроил в концепцию маржинализма элементы из теории Рикардо – в результате чего теория выиграла и стала называться неоклассической. Представители: А. Маршалл, Дж. Б. Кларк, А. Пигу, а также П. Самуэльсон, опубликовавший в 1948 г. свой учебник «Экономикс», выдержавший затем 48 изданий. Автор подчеркивает, что экономикс тесно соприкасается с социальными науками, домоводством, управлением предприятия. Неоклассическое направление представлено современными теориями монетаризма и неолиберализма.
Монетаризм – теория стабилизации экономики, в которой главное место отводится денежным факторам. Монетаристы сводят управление страной к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, находящихся в обращении, достижению сбалансированного бюджета и установлению высокого банковского процента. По мнению М. Фридмена все крупные потрясения объясняются последствиями денежной политики государства. В России ярким последователем взглядов монетаристов является Е. Т. Гайдар.
Неолиберализм гласит о необходимости сокращать вмешательство государства в экономику (принцип А. Смита), ибо частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса и обеспечить подъем благосостояния населения. Отсюда делается вывод предоставления максимальной свободы предпринимателям и торговцам. Главные теоретики – Людвиг фон Мизес (1881– 1973) и его ученик Фридрих фон Хайек (1899– 1992). На теории либерализма основывался немец Л. Эрхард (1897– 1977), который создал теорию социально ориентируемого рыночного хозяйства.
Исторический опыт убеждает, что кризис в экономике является мощным стимулом к развитию экономической науки. Кризис 20 – 30-х гг. показал невозможность преодолеть противоречия капитализма. В отличие от неоклассиков, Д. М. Кейнс (1883– 1946) предметом своего анализа сделал народное хозяйство в целом. В связи с этим появляется кейнсианство, которое провозглашает необходимость серьезного вмешательства государства в рыночный механизм с целью установления стабильности, которая не характерна для рынка. Был предложен новый метод в экономике: исследование зависимостей и пропорций между макроэкономическими величинами – национальным доходом и накоплениями. Такой подход получил название макроэкономического. Кейнс выдвинул вопрос о необходимости государственного вмешательства в экономику с целью исправления ее недостатков, которые до него отрицались – большинство буржуазных экономистов считали кризисы случайными явлениями. В отличие от своих предшественников, изучавших проблемы увеличения производства товаров, Кейнс на первый план поставил вопрос об «эффективном спросе», т. е. о потреблении и накоплении, из которых складывается эффективный спрос.
Главный труд Дж. М. Кейнса – «Общая теория занятости, процента .и денег» (1936). Кейнс утверждал, что с увеличением занятости растет национальный доход и, следовательно, увеличивается потребление. Но потребление растет медленнее, чем доходы, т. к. по мере роста доходов у людей усиливается стремление к сбережению. Психология людей такова, что рост доходов ведет к увеличению сбережений и к относительному сокращению потребления. Последнее, в свою очередь, выражается в уменьшении эффективного (действительно предъявляемого, а не потенциально возможного) спроса, а спрос влияет на размеры производства и, таким образом, на уровень занятости.
Кейнс не считал безработицу и кризисы неизбежным явлением в капиталистическом обществе, однако доказал, что сам механизм капиталистической системы хозяйства оказывается не в состоянии автоматически обеспечивать «устранение» этих явлений. Возникает «жизненная необходимость создания централизованного контроля в вопросах, которые ныне, в основном, предоставлены в частной инициативе...», – пишет Кейнс. В качестве решающего средства для повышения общего объема занятости Кейнс выдвигает увеличение частных и государственных капиталовложений (инвестиций).
Наибольшее распространение основные выводы и идеи Кейнса получили в 50– 60 гг.
Как реакция на неспособность ранка решать социальные проблемы возникает институционально-социологическое направление (от лат. institutum – учреждение). Новая теория ХХ в. исходит из двух общих установок. Во-первых, социальные институты имеют значение и, во-вторых, они поддаются анализу с помощью стандартных инструментов экономической теории. Наиболее прочно институционализм связан с неоклассической теорией, от которой он ведет свое происхождение. На рубеже 1950 – 1960-х гг. экономисты-неоклассики осознали, что понятия и методы микроэкономики имеют более широкую сферу применения, чем предполагалось ранее. Они начали использовать этот аппарат для изучения таких внерыночных явлений, как расовая дискриминация, образование, охрана здоровья, брак, преступность, парламентские выборы, лоббизм и др. Это проникновение в смежные социальные дисциплины получило название «экономического империализма». Привычные понятия, такие как максимизация, равновесие, эффективность стали прилагаться к несравненно более широкому кругу явлений, которые прежде входили в компетенцию других наук об обществе.
Под институтом понимаются государство, корпорация, профсоюзы, конкуренция, монополия, налоги, устойчивый образ мышления и юридические нормы. Характер экономического развития определяет не рынок сам по себе, а вся система экономических институтов, где рынок – лишь часть. Исключительную роль играют технико-экономические факторы. Идеал общества – это общество «социального благоденствия», в котором должны присутствовать социальные программы, индикативное планирование, участие трудящихся в собственности и управлении производством и другие формы вмешательства государства. В определенной мере этим идеям близко практическое воплощение в «шведской модели» экономического развития. Представители данного направления: Т. Веблен, М. Вебер, У. К. Митчел, В. Зомбарт, Дж. К. Гелбрейт и др.
Характеристика российской экономической мысли заключается в том, что она составляет существенную часть сокровищницы мировой экономической науки. Зарождение экономической теории в России происходит в XVII в. в форме меркантилизма. Одним из самых ярких последователей идей меркантилистов стал И. Т. Посошков (1652– 1726) – ремесленник, который стал купцом и в конце жизни приобрел имение с крепостными, где организовал винокуренный завод. Главная его работа «Книга о скудности и богатстве» (1724). В отличие от меркантилистов признавал получение прибыли внутри страны, а ее величину ставил в зависимость от производительности труда и уровня заработной платы, защищал активный торговый баланс, подчиняя его развитию внутренней торговли. Источником богатства считал труд, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.
Экономическая мысль XVIII в. представлена в работах В. Н. Татищева (1686– 1750) – историка, географа, экономиста, лингвиста. Он был и видным государственным деятелем, артиллеристом, инженером, организатором горно-металлургической промышленности. Его основные книги: «История Российская», «Представления о купечестве и ремеслах» В. Н. Татищев защищал и поддерживал петровские преобразования, выступал за политику протекционизма.
М. В. Ломоносов (1711– 1765) – великий русский ученый, обогативший все области знаний. Он говорил о рациональном размещении промышленности, строительстве путей сообщения, считал торговлю важнейшим фактором богатства страны, предлагал таможенные тарифы для защиты отечественных мануфактур от иностранной конкуренции, высказывался за активное вмешательство в экономическую жизнь страны с целью подъема благосостояния народа при сохранении крепостничества.
Граф Н. С. Мордвинов (1754– 1845) подготовил денежную реформу 1830– 1843 гг. в России. Существенный вклад в планы индустриализации страны внес министр финансов, граф С. Ю. Витте (1849– 1915). Его обширная программа была полностью повторена Лениным в программе движения к социализму, частью которой была финансовая реформа (1895– 1897). Премьер-министр и министр внутренних дел П. А. Столыпин (1862– 1911) – вдохновитель аграрной реформы 1907– 1911 гг.
Советский период также богат именами великих ученых: Н. Д. Кондратьев (1892– 1938) – теория экономических циклов (длинных волн), Н. И. Бухарин, А. В. Чаянов – теоретики семейно-крестьянского хозяйства.
Большой вклад в развитие экономической политики и теории внесли политические деятели нашего времени: Е. Т. Гайдар, П. Бунич, Н. Шмелев, Г. Лисичкин и др.
Исторический опыт показал, что ни одна теория не может претендовать на абсолютную и вечную истинность. Каждая школа в той или иной мере страдает односторонностью и преувеличениями, поскольку выступает с позиций одной социальной группы и определенного периода. Развитие общества должно направляться общенациональными интересами, которые складываются в трудном поиске общественных компромиссов. Экономическая политика должна быть гибкой, разумно меняющейся в соответствие с переменой экономических условий. Не случайно большинство современных западных экономистов сошлись на идее так называемого кейнсианско- неоклассического синтеза.