Смекни!
smekni.com

Экономическая характеристика новых индустриальных стран (стр. 3 из 6)

По мере укрепления национальной промышленности в стра­нах Юго-Восточной Азии роль государства в экономике начала снижаться. Государство снизило таможенные пошлины, отме­нило нетарифные ограничения во внешней торговле. Если ранее для некоторых стран региона была характерна диктатура или жесткая мужская демократия, то теперь приходит пора демокра­тизации всего общества. Прежние диктаторы сменяются новыми демократически настроенными лидерами, начинают вспыхивать скандалы о коррупции в государственном аппарате. Свою роль сыграла и тенденция к неоконсерватизму в развитых странах мира в 1980-х — начале 1990-х гг. Государство в азиатских НИС отка­зывалось от прямого вмешательства в экономику и все чаще при­меняло косвенные методы регулирования. Однако либерализа­ция некоторых секторов экономики при отсутствии либерализа­ции всей экономической системы была преждевременной. В частности, отход правительства от контроля за финансовыми рынками и банковской системой, использование методов моне­таризма в кредитно-денежной сфере (фиксированный валютный курс и регулирование уровня процентной ставки для увеличения притока иностранного капитала в экономику), рост спекуляций в сфере недвижимости и на финансовых рынках закладывали мину замедленного действия под финансовую систему стран Во­сточной и Юго-Восточной Азии.

Современной особенностью стран региона является то, что их прежняя модель развития, в основе которой лежала экспорт­ная ориентация экономики, уже во многом себя изжила. Рост квалификации рабочей силы, увеличение уровня заработной пла­ты делают их товары все менее и менее конкурентоспособными на мировых рынках. Перенакопление капитала заставляет заду­маться над продолжением роста, в основе которого лежат инве­стиции. Пределы экстенсивного роста на базе вовлечения новых ресурсов уже пройдены. Крупные компании-конгломераты с широко диверсифицированной деятельностью начали испыты­вать серьезные трудности. Открытость экономики обернулась проблемой расчетов по внешним долгам в условиях снижения экспортного потенциала. Стала очевидной необходимость пере­стройки национальной экономики на основе рыночных прин­ципов хозяйствования. Кумовство и клановый капитализм обер­нулись коррупцией и неэффективностью принятия решений на государственном уровне.

Выходом из сложившейся ситуации может быть модерниза­ция экономики и переход на новый уровень развития, в основе которого должны лежать новые технологии, наукоемкое и нема­териальное производство. Потенциал у НИС в этом плане не­плохой. Наукоемкость их производственной базы постоянно по­вышается, квалифицированных кадров вполне достаточно, по мере роста доходов населения сложился емкий внутренний ры­нок. Скорее всего, теперь страны-«драконы» обратятся к нишевой специализации на мировом рынке на основе высоких техно­логий (примеры уже есть — изготовление компьютерной техни­ки в Тайване или производство деталей самолетов из новых конструкционных материалов в Южной Корее), а также станут активнее работать на своем внутреннем рынке. Растет и сектор услуг, включая производство информационных технологий, ту­ризм и финансы, что дает дополнительные шансы на долговре­менное развитие.

Проблемы могут возникнуть только от продолжающейся гло­бализации мировой экономики, глобализации, которая пока раз­вивается по американскому сценарию. Соответственно, США через международные организации стремятся навязать всем стра­нам мира свою модель развития. Странам Юго-Восточной Азии, сильнее всего пострадавшим от валютно-финансового кризиса и получающим кредиты и советы МВФ и Мирового Банка, труднее всего будет противостоять экономической идеологии США. Попав в финансовую зависимость от США после кризиса, им пришлось активнее использовать неолиберализм по-американски. В особенности это касается стран-«тигров».

Тем не менее, нельзя полностью сбрасывать со счетов ази­атскую модель развития, она нуждается только в серьезной мо­дернизации и исправлении самых очевидных своих ошибок. Не будем забывать и о том, что хотя мы называем азиатской мо­дель развития всех стран региона, на самом деле эта модель имеет различные свои варианты, характерные для каждой из стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Так, Гонконг отлича­ется либеральным капитализмом, вполне соответствующим аме­риканским идеалам, а в Индонезии, напротив, сам уровень раз­вития пока еще не позволяет говорить о подлинно рыночной экономике. Не стоит сбрасывать со счетов и интеграционные тенденции в регионе, который в нынешнем веке вполне сможет стать достойным экономическим соперником и Европе, и Се­верной Америке.

2. Характеристика экономики стран-«драконов»

2.1. Гонконг

С 1 июня 1997 г. колониальный статус Гонконга (владение Великобритании) сменился на статус специального административного района в составе КНР. Хотя Гонконг находится под прямой юрисдикцией центрального пра­вительства КНР, он обладает высокой степенью автономии (за исключением внешних сношений и обороны), имеет независимую исполнительную (администрация), законодательную (парламент) и судебную власть. По соглашению между Великобританией и КНР современная социально-экономическая система Гонконга остается неизменной в течение 50 лет.

В отличие от других стран региона Гонконг никогда в своей внешнеэкономической политике не использовал протекционизм, здесь действует весьма либеральная макроэкономическая модель развития. Гонконг служит трамплином для китайского экспорта и импорта, выступая в роли своеобразного посредника между КНР и мировой экономикой. Через Гонконг транзитом прохо­дит до 40% экспорта КНР и 2/3 импорта капиталов. До валютно-финансового кризиса в регионе Гонконг был самым дорогим городом мира, а спекуляция недвижимостью и цены на нее достигли просто невиданного уровня. Однако с наступлением кризиса (кстати, именно фондовая биржа Гонконга впервые стол­кнулась с резким падением котировок ценных бумаг азиатских компаний) и после передачи территории Китаю бум вокруг не­движимости здесь поутих, цены стабилизировались, и Гонконг уступил свое лидерство Токио.

Структура ВВП Гонконга такова, что почти 85,9% ВВП(80,1% занятых) созда­ется в сфере услуг, около 14% — в промышленности(18,3% занятых) и только 0,1% — в сельском хозяйстве. Значительная часть экономики данной территории связана с финансами. Здесь развита банков­ская деятельность, страхование, операции с ценными бумагами. Вместе с Сингапуром Гонконг делит четвертое—пятое места в иерархии мировых финансовых центров. Кроме того, Гонконг — это важный порт и аэропорт Юго-Восточной Азии. Гонконгские экспортно-импортные компании обслуживают торговые опера­ции КНР с зарубежными странами. В структуре услуг ведущие позиции занимают финансы, страхо­вание, недвижимость и торговля. Основными отраслями обраба­тывающей промышленности являются электроника, производство текстильной одежды, часов, ювелирное дело. В отличие от 60-х гг., когда преобладали трудоемкие отрасли, в 90-е гг. уве­личивалась роль наукоемких производств. Трудоемкие отрасли переносятся в южные провинции КНР.

Если еще в 1980-е гг. гонконгские това­ры были прямыми подделками западных аналогов и отличались невысоким качеством, то теперь современные технологии и кон­троль качества продукции позволяют Гонконгу выпускать впол­не конкурентоспособную продукцию.

В Гонконге сохранилась либеральная налого­вая система. Так, налог на прибыль корпораций составляет 16% (примерно вдвое ниже, чем в целом по региону), подоходный на­лог на физических лиц — 15%. Существуют значительные налого­вые скидки на инвестиции. Расходы бюджета составили в 2000 г. 14% от ВВП.

Внешнеэкономическая политика Гонконга ориентирована на экспорт товаров, услуг, ка­питалов.

2.2. Сингапур.

В 1824—1963 гг. Сингапур являлся владением Ве­ликобритании, в 1963—1965 гг. входил в состав Федерации Ма­лайзии, с 1965 г. — независимое государство. В колониальный период страна была центром переработки продукции добываю­щей промышленности и сельского хозяйства стран Юго-Восточ­ной Азии, а также региональной торговли (преимущественно ре­экспортных операций). Благодаря стратегически выгодному гео­графическому положению Сингапур - крупный транспортный узел, центр судоремонтных и судостроительных работ. В период независимости сохранил свою роль регионального центра во многих сферах, однако постепенно превратился в финансовый, промышленный, транспортный и коммуникационный центр миро­вого значения.

В момент обретения независимости Сингапур представлял собой маленькую бедную страну, которой приходилось импортировать даже пресную воду и строительный песок. Соседние страны были настроены недружественно, а треть населения симпатизировала коммунистам.

С 1959 по 1990, во время правления Ли Куан Ю, Сингапур, лишённый ресурсов, смог решить многие внутренние проблемы и совершил скачок от страны третьего мира до высокоразвитой страны с высоким уровнем жизни.

Себя и своих соратников Ли Куан Ю характеризовал как «группу буржуазных, получивших английское образование, лидеров».

Стратегия экономического развития правительства Ли Куан Ю строилась на превращении Сингапура в финансовый и торговый центр Юго-Восточной Азии, а также на привлечении иностранных инвесторов. «Мы приветствовали каждого инвестора… Мы просто из шкуры вон лезли, чтобы помочь ему начать производство», - писал Ли Куан Ю. В результате «американские транснациональные корпорации заложили фундамент масштабной высокотехнологичной промышленности Сингапура» и это небольшое государство стало, в частности, крупным производителем электроники.