Смекни!
smekni.com

Маржинализм. Формирование неоклассического направления экономической мысли (стр. 6 из 6)

Однако в принципе из «закона» предельной производительности Дж. Б. Кларка возможен удручающий вывод о том, что цена фактора производства обусловлена ее относительной дефицитностью. Это, в частности, наводит на мысль, что «справедливая заработная плата» всегда соответствует предельной производительности труда, а по­следняя может быть относительно ниже другого более производи­тельного фактора, т. е. капитала. Сам Дж. Б. Кларк, похоже, не до конца осознавая возможный из его теории вывод, оставался уверен­ным в том, что «если они (трудящиеся массы) создают не­большую сумму богатства и получают ее полностью, им незачем стремиться к социальной революции...».

В самом деле, если допустить, что величина капитала постоянна, а количество труда меняется (а в такой постановке теория предельной производительности приме­нима к выявлению уровня заработной платы), то можно ли утверж­дать, что труд оплачивается в соответствии с его предельным про­дуктом? Скорее всего, нет, потому что в реальной действительности большее количество труда обусловливает, как правило, не просто количественное увеличение размера капитала, а его качественное изменение и большее разнообразие. Кроме того, увеличение капи­тала на предприятии сопровождается опять же как концентрацией однородного производства, так и почти всегда одновременно спе­циализацией (предметной, подетальнoй и технологической) произ­водства, требующей определенного прироста труда.

Таким образом, суть «закона» Дж. Б. Кларка сводится к следую­щему: фактор производства – труд или капитал – может приращи­ваться до тех пор, пока стоимость продукта, производимого этим фактором, не сравняется с его же ценой (например, численность работающих на предприятии, возможно, увеличивать лишь до опре­деленного предела, т. е. пока данный фактор не вступил в «зону без­различия»). Действие этого «закона» в практике хозяйствования предполагает, что стимул увеличивать фактор производства исчер­пывает себя, когда цена этого фактора начинает превышать возмож­ные доходы предпринимателя. Следовательно, Дж. Б. Кларк явля­ется одновременно и предшественником современных теорий, связанных с проблематикой оптимизации структуры издержек производства.

2.3. Концепция общего экономического равновесия В. Парето

Вильфредо Парето (1848 – 1923) – крупный итальянский пред­ставитель неоклассической экономической теории, продолжатель традиций «лозаннской школы» маржинализма. К основным трудам В. Парето относятся «Курс политической эко­номии» (1898), «Учение политэкономии» (1906) и «Трактат по об­щей социологии» (1916).

В. Парето, как и Л. Вальрас, более всего сосредоточился на исследовании проблем общего экономического равновесия, исходя, так же как и он, из маржинальных идей экономического анализа. Вместе с тем качественно новые принципы изучения предпосылок и факторов равновесности в экономике позволяют считать В. Парето (в отличие от Л. Вальраса) маржиналистом «второй волны» и соответственно одним из основоположников неоклассической экономической мысли.

Опираясь не на каузальный, а на функциональный подход, В. Парето преодолел присущий Л. Вальрасу субъективизм, что позво­лило ему отказаться от полезности (потребности) как единственной причины обмена и перейти к характеристике экономической сис­темы в целом, где и спрос (потребление) и предложение (производство) рассматриваются как элементы равновесия в экономике.При этом, придерживаясь «чистой» экономической теории, В. Парето отрицает обусловленность неравенства доходов пробле­мой их распределения между классами.

Если в модели общего экономического равновесия Л. Валь­раса критерием ее достижения считалась максимизация полезнос­ти, которая измерению не поддается, то в модели В. Парето этот критерий заменен другим, а именно оценкой измерения соотношения предпочтений конкретного индивида, т. е., выявлением порядковых (ординальных) величин, характеризующих их очередность. По его мнению, изложенному в «Трактате по общей социологии», «если бы польза, извлекаемая каждым индивидом, была величиной однородной и, следовательно, поддавалась бы сравнению и сложению, наше исследование не было бы трудным, по крайней мере, теоретически. Сложили бы пользу разных индивидов и получили бы составленную из них пользу коллектива... Но дела обстоят не столь просто. Польза каждого индивида – величина специфическая; не имеет никакого смысла говорить о суммарной пользе, ее просто не существует, и ее нельзя рассматривать».

В целях исследования В. Парето рассматривает выбор потре­бителя в зависимости как от количества данного блага, так и от коли­чества всех других ресурсов, используя «кривые безразличия», кото­рые отражают сохранение суммарных полезностей товаров в различных комбинациях их сочетания и предпочтение одних комби­наций перед другими. В результате появились паретовские трехмер­ные диаграммы, на осях которых откладываются находящиеся у по­требителей неодинаковые количества одного и другого блага. Применяя их, можно проследить порядок (последовательность) ранжирования индивидом своих предпочтений, выявить его «безразличие» в конкретный момент времени между двумя альтернативными благами (то есть такие их комбинации, которые обеспечивают одинаковый уровень общего удовлетворения), ибо очевидно, что посредством понятия «безразличие» измерить что-либо напрямую невозможно.

В своем «Учении политической экономии» В. Парето отказался от традиционных подходов количественной характеристики полезности на основе межличностных сравнений полезности, сформулировав понятие общественной максимальной полезности, т. е. то самое понятие, которое в экономической литературе теперь принято называть «оптимум Парето». Это понятие предназначено для оценки таких изменений, которые либо улучшают благосостояние всех, либо не ухудшают благосостояния всех с улучшением благосостояния по крайней мере одного человека.

Концепция «оптимума Парето» позволяет, таким образом, принять оптимальное решение по максимизации прибыли (соответственно и полезности), если теоретическая аргументация оптимальной комбинации потребления базируется на таких предпосылках, как: только личная оценка собственного благосостояния; определение общественного благосостояния через благосостояние отдельных людей; несопоставимость благосостояния отдельных людей.

В отличие от модели Л. Вальраса у В. Парето анализируются не только экономика свободной конкуренции, но и различные типы монополизированных рынков, что стало самостоятельным объектом исследования экономистов лишь через несколько десятилетий, т. е. в середине XX в. Кроме того в экономической науке «усовершенствованная и расширенная Вильфредом Парето и его современниками и последователями общая теория экономической взаимозависимости по­степенно соединялась с двумя другими направлениями анализа: теорией рыночного механизма и анализом поведения фирмы и домашнего хозяйства».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренные концепции ведущих маржиналистских школ составили теоретические основы маржиналистской экономической теории, господствовавшей в западноевропейской экономической науке вплоть до начала 30-х годов XX в. Она стала прочным фундаментом, на котором возникли и развивались концепции и школы главным образом либерального толка, как в кейнсианский период, так и в условиях наступления так называемой новой либеральной волны. Идей маржиналистов на рубеже XIX-XX вв. существенно обогатили сокровищницу мировой экономической мысли (недаром принято говорить о маржиналистской революции в науке), нашли широкое применение в прикладных исследованиях, что само по себе дает основание для их высокой оценки в хозяйственной практике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М., 1995.

2. Маршалл А. Принципы экономической науки. М., 1983-1984; 1993. Т. 1-3.

3. Менгер К. Исследования о методах социальных наук и политической экономии в особенности. СПб., 1894.

4. Негиши Т. История экономической теории. М., 1995.

5. Ядгаров Я. С. История экономических учений: Учебник. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 1997.