Смекни!
smekni.com

Социальный конфликт 10 (стр. 2 из 2)

Таким образом, налицо два типа последствий конфликтов:

дезинтегрированные последствия, которые усиливают ожесточение, ведут к разрушениям и кровопролитию, к внутригрупповому напряжению, разрушают нормальные каналы кооперации, отвлекают внимание членов группы от насущных проблем;

интегративные последствия, которые определяют выход из сложных ситуаций, приводят к разрешению проблем, усиливают групповую сплоченность, ведут к заключению союзов с другими группами, приводят группу к пониманию интересов ее членов.

Вот яркий пример сложнейшего социального конфликта и его рассмотрения.
Франция 1968 год. Волнения студентов, борющихся за свои права, а за ними
трудящихся и интеллигенции, грозящее перерасти в гражданскую войну и
приведшее к смене правящих кругов.

Кризис был открыт массовым студенческим выступлением, которое, по словам
В. Роше, «явилось детонатором массового забастовочного движения рабочих
инженерно-технических работников, служащих». Эти волнения студенчества
имели несколько причин, как внешнего, так и глубинного характера. Они
были вызваны сохранившимися с наполеоновских времен консервативными
порядками в системе образования Франции, особенно в высшей школе,
которая отстала от современных требований, запрещением политической
деятельности в университетах, отстранение студентов от какого-либо
участия в решениях университетских дел. Молодежь отвергла ценности
генерала де Голля. Последней каплей стала проведенная в 1965 -1966 гг.
«реформа Фуше»,которая предусматривала создание 2-годичных
технологических институтов при университетах, которые должны были
обеспечить более быструю подготовку специалистов среднего звена, не
устранив основных недостатков французской системы высшего образования,
еще более усугубила классовый характер отбора студентов.

Студенты выдвигали ультра коммунистические лозунги. Позже их поддержали
профсоюзы. Перспектива анархии не устраивало большинство населения и,
использовав страх перед революцией, де Голль добился стабилизации
положения. Но доверие было утрачено и через год он ушел в отставку.

«...К концу 60 годов Франция пережила наиболее серьезный за весь
послевоенный период социально политический кризис. Этот кризис, обнажив
глубину и силу протеста, накопившегося в недрах французского общества,
охватил основные слои и группы населения. В ходе этого кризиса самой
жизнью были подняты проблемы социально-экономической политики
правительства Пятой республики...» - так пишут советские учебники 70-80
годов - «... В результате более строгих условий перевода студентов на
старшие курсы пострадали в первую очередь те, кто в силу своего
материального и социального положения вынужден был совмещать учебу с
работой». Все советские газеты того времени трубили на всю страну о том,
как коммунистически настроенная молодежь и рабоче-крестьянские массы,
еще не сломленные оковами империализма, строят баррикады и под красным
знаменем с антиправительственными лозунгами доблестно сражаются против
капитализма. Все просто ликовало в преддверии французской
коммунистической революции. Это пример использования конфликта в
определенных целях. Какие же это цели? Советское правительство так
интерпретируя события, обманывая миллионы, хотело показать, что
единственная сила есть коммунизм.

Существует еще масса примеров конфликтов между различными слоями
общества. Самый древний социальный конфликт - отцы и дети.
Доказательством этому служат древнегреческие рукописи и египетские
папирусы.

Конфликт столиц и провинций имеет место не только в России (анекдоты про
чукчу), но и во всем мире. Во Франции парижане так же насмехаются над
гасконцами. В Испании подтрунивают над басками. В Италии - север,
экономически более развитый, не уживается с югом, который, по их мнению,
тянет назад и т.д.

Даже автомобилисты и пешеходы, как это ни парадоксально, недолюбливают
друг друга. « ...Повылезали эти машины как клопы по кромке сидят. У всех
академиков гаражи, но не каждый в нашей стране академик...».

Начинает громко заявлять о себе проблема наркомании в России.
Конфликтная ситуация между больными и существующей системой накаляется
с каждым днем. Законы же принятые в последнее время абсолютно
безответственны. Введено насильственное лечение. С середины апреля
введен закон о запрете частных клиник. Это при нашей то системе
здравоохранения! В государственных клиниках не хватает персонала,
оборудования даже тем, кто добровольно хочет лечиться. Но большинство
больных наркоманией просто боиться туда идти из-за страха перед
уголовной ответственностью. Да и после лечения вероятность того, что они
устроются на работу, с таким штампом в медицинской карте,
приблизительно равна нулю.

В настоящее время наше общество можно разделить еще на два конфликтующих
слоя. На тех, кто хочет зарабатывать и уже научился работать и на тех,
кто привык «паразитировать на завоеваниях социализма». Все дело в том,
что людей, умеющих работать очень мало.

За 70 социалистических лет топором вырубили нормальное отношение к
частной собственности. Все дворянство было истреблено, середняк
полностью уничтожен как класс. Отношение крестьян к земле и продуктам
труда хорошо видно на примере «подвига» Павлика Морозова. «Сдал» папу,
который не хотел отдавать зерно, которое взрастил своим потом и кровью.
Что же получилось? Все зажиточное крестьянство уничтожено. В деревнях
осталось одна голытьба, бывшие батраки кулаков, ленивые и не способные
вести свое собственное хозяйство.

Был произведен геноцид общества. Сослана в лагеря, расстреляна, выслана
из страны вся интеллигенция, в городах осталась серая масса, глотающая
все, чтобы ей не подавалось. Эту покорность вбивали с самого начала.
1905 год «болотная копейка», о которой писал Максим Горький в повести
«Мать», когда у рабочих ежемесячно вычитали из зарплаты копейку на
осушение болот. Народ считал, что имеет полное моральное право рвать на
себе рубашку, выкареживать булыжники из мостовой и строить баррикады.
Все это из-за одной копейки!

Общество, которое в большинстве своем так и не смогло перестроиться под
рыночные отношения. Разве это не есть самый серьезный социальный
конфликт? Должно еще вырасти поколение не знавшее рабства. Такая
ситуация будет продолжаться до тех пор, пока не будет налажено сельское
хозяйство, когда землей будут заниматься работяги, поднимающие с земли
каждый гвоздь. Пока не будет решен вопрос с частной собственностью. Ведь
как только у человека появляется что-то свое, как только он становится
собственником, его взгляды на происходящее резко меняются. Никто уже не
пойдет на баррикады, зная, что где-то под Москвой у него есть, пусть
маленький, летний домик с садиком на шести сотках, потому что нет
никаких гарантий, что завтра его не отберут. С моей точки зрения, очень
верным было решение правительства о льготной приватизации земли
(1988-1992 гг.). Должен еще образоваться «толстый» средний слой, который
будет достаточно «сытый», чтобы на нем держалась вся наша экономика, это
врачи, учителя, научные сотрудники, инженеры, фермеры, представители
малого бизнеса. И если наше правительство будет продолжать курс реформ,
то наша страна обязательно достигнет капиталистического «светлого
будущего». «Жаль, только жить в эту пору прекрасную, уж не придется ни
мне, ни тебе...», потому что это произойдет не через один десяток лет.

Существует еще один выход из положения, кроме того, что, опустив руки,
смотреть, как медленно десятилетиями перестраивается сознание людей, как
возрождается, практически с нуля интеллигенция, когда можно значительно
ускорить этот процесс. Каждый человек на своем месте должен «выдавить из
себя раба». Еще с детства надо учить ребенка быть самим собой,
личностью. Проводить лекции с родителями, не дать им воспитать в
потомках свое подобие, не передать им свои стереотипы, научить их
смотреть реально на мир через рампу. Беззаконие не возможно только
потому, что это беззаконие - вот что должны мы осознать. Со школьной
скамьи человек должен учиться социологии, этике и главное - экономике.
В каждом учебном заведении следует создавать молодежные организации, где
каждый может проявить себя. Набрать опыт в экономике,
предпринимательстве и психологии. Научить его реально смотреть на вещи,
ведь чем ближе самооценка к реальности, тем крепче он стоит на ногах;
научить быть социально ответственным и честным. Дать ему путевку в
жизнь, где царят Демократия и Закон.