Смекни!
smekni.com

Административные наказания (стр. 4 из 8)

2. Ад­ми­ни­ст­ра­тив­ный штраф яв­ля­ет­ся де­неж­ным взы­ска­ни­ем. Штраф как ме­ра при­ну­ж­де­ния из­вес­тен ря­ду от­рас­лей пра­ва, и что­бы от­ли­чить дан­ный вид взы­ска­ния от уго­лов­но­го и иных его раз­но­вид­но­стей, в Ко­АП РФ его на­зва­ли ад­ми­ни­ст­ра­тив­ным.

Штраф по сво­ей при­ро­де име­ет иму­ще­ст­вен­ный ха­рак­тер и реа­ли­зу­ет­ся в ви­де де­неж­но­го взы­ска­ния, на­ла­гае­мо­го на фи­зи­че­ских, долж­но­ст­ных и юри­ди­че­ских лиц, ока­зы­вая воз­дей­ст­вие не толь­ко на соз­на­ние, но и на иму­ще­ст­вен­ное по­ло­же­ние ви­нов­ных.

Та­кую иму­ще­ст­вен­ную санк­цию, как штраф, т.е. взы­ска­ние оп­ре­де­лен­ной де­неж­ной сум­мы, в борь­бе с ад­ми­ни­ст­ра­тив­ны­ми пра­во­на­ру­ше­ния­ми ис­поль­зу­ют ча­ще все­го. Ад­ми­ни­ст­ра­тив­ную от­вет­ст­вен­ность без вся­ко­го пре­уве­ли­че­ния мож­но на­звать «штраф­ной», так как поч­ти 90% ви­нов­ных в со­вер­ше­нии та­ких дея­ний под­вер­га­ют­ся штра­фу. Все ста­тьи Осо­бен­ной час­ти Ко­АП РФ, за ис­клю­че­ни­ем ч. 2 ст. 20.25, со­дер­жат та­кую санк­цию как штраф.

Штраф нель­зя при­ме­нять к во­ен­но­слу­жа­щим, про­хо­дя­щим во­ен­ную служ­бу по при­зы­ву.

В на­стоя­щее вре­мя санк­ция­ми пра­во­вых норм пре­ду­смот­ре­ны не­сколь­ко ва­ри­ан­тов оп­ре­де­ле­ния раз­ме­ров штра­фов.

Так, штраф мо­жет вы­ра­жать­ся в ве­ли­чи­не, крат­ной:

1) ми­ни­маль­но­му раз­ме­ру оп­ла­ты тру­да (без уче­та рай­он­ных ко­эф­фи­ци­ен­тов), ус­та­нов­лен­но­му фе­де­раль­ным за­ко­ном на мо­мент окон­ча­ния или пре­се­че­ния ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния.

Для оп­ре­де­ле­ния раз­ме­ра штра­фа в дан­ном слу­чае не­об­хо­ди­мо ру­ко­во­дство­вать­ся нор­ма­ми Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 19 ию­ня 2000 г. «О ми­ни­маль­ном раз­ме­ре оп­ла­ты тру­да». В со­от­вет­ст­вии со ст. 5 дан­но­го За­ко­на ис­чис­ле­ние штра­фов «до вне­се­ния из­ме­не­ний в со­от­вет­ст­вую­щие фе­де­раль­ные за­ко­ны, оп­ре­де­ляю­щие по­ря­док ис­чис­ле­ния на­ло­гов, сбо­ров, штра­фов...» про­из­во­дит­ся «ис­хо­дя из ба­зо­вой сум­мы, рав­ной 100 руб­лям». Та­ким об­ра­зом, раз­мер «штраф­но­го» МРОТ ра­вен на се­го­дняш­ний день 100 руб.

Ин­те­рес­ным пред­став­ля­ет­ся мне­ние Ге­не­раль­ной про­ку­ра­ту­ры РФ на­ло­жен­ное в пись­ме от 21 но­яб­ря 2002 г. №37/1-582-02, в ко­то­ром ука­за­но, что «ус­та­нов­лен­ная стать­ей 5 ба­зо­вая сум­ма в раз­ме­ре 100 руб­лей не яв­ля­ет­ся ми­ни­маль­ным раз­ме­ром оп­ла­ты тру­да, а яв­ля­ет­ся вре­мен­ной став­кой и ее дей­ст­вие рас­про­стра­ня­ет­ся толь­ко на пе­ри­од вре­ме­ни до вне­се­ния из­ме­не­ний в со­от­вет­ст­вую­щие фе­де­раль­ные за­ко­ны...»;

2) стои­мо­сти пред­ме­та ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния на мо­мент окон­ча­ния или пре­се­че­ния ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния.

Дан­ный по­ря­док ис­чис­ле­ния штра­фа пре­ду­смот­рен толь­ко по де­лам о на­ру­ше­нии та­мо­жен­ных пра­вил, в со­от­вет­ст­вии с нор­ма­ми гл. 16 Ко­АП РФ, а так­же за пра­во­на­ру­ше­ния в об­лас­ти пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти;

3) сум­ме не­уп­ла­чен­ных на­ло­гов, сбо­ров, под­ле­жа­щих уп­ла­те на мо­мент окон­ча­ния или пре­се­че­ния ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния, ли­бо сум­ме не­за­кон­ной ва­лют­ной опе­ра­ции, ли­бо сум­ме не­уп­ла­чен­но­го ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го штра­фа.

Раз­мер ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го штра­фа не мо­жет быть ме­нее 1/10 МРОТ.

Раз­мер ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го штра­фа, на­ла­гае­мо­го на гра­ж­дан и ис­чис­ляе­мо­го ис­хо­дя из ми­ни­маль­но­го раз­ме­ра оп­ла­ты тру­да, не мо­жет пре­вы­шать 25 МРОТ, на долж­но­ст­ных лиц – 50, на юри­ди­че­ских лиц – 1000.

Ад­ми­ни­ст­ра­тив­ный штраф за на­ру­ше­ние за­ко­но­да­тель­ст­ва Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции о внут­рен­них мор­ских во­дах, тер­ри­то­ри­аль­ном мо­ре, кон­ти­нен­таль­ном шель­фе, об ис­клю­чи­тель­ной эко­но­ми­че­ской зо­не Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, ан­ти­мо­но­поль­но­го, та­мо­жен­но­го, ва­лют­но­го за­ко­но­да­тель­ст­ва Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, а так­же за­ко­но­да­тель­ст­ва Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции о ес­те­ст­вен­ных мо­но­по­ли­ях, о рек­ла­ме, об ох­ра­не ок­ру­жаю­щей при­род­ной сре­ды, о го­су­дар­ст­вен­ном ре­гу­ли­ро­ва­нии про­из­вод­ст­ва и обо­ро­та эти­ло­во­го спир­та, ал­ко­голь­ной и спир­то­со­дер­жа­щей про­дук­ции, о про­ти­во­дей­ст­вии ле­га­ли­за­ции (от­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­ступ­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма мо­жет быть ус­та­нов­лен в раз­ме­ре для долж­но­ст­ных лиц до 200, для юри­ди­че­ских лиц – 5000 МРОТ.

Раз­мер ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го штра­фа, ис­чис­ляе­мо­го ис­хо­дя из стои­мо­сти пред­ме­та ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния, а так­же сум­мы не­уп­ла­чен­ных на­ло­гов, сбо­ров, не мо­жет пре­вы­шать трех­крат­ный раз­мер стои­мо­сти со­от­вет­ст­вую­ще­го пред­ме­та, сум­мы не­уп­ла­чен­ных на­ло­гов, сбо­ров.

Сум­ма ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го штра­фа под­ле­жит за­чис­ле­нию в бюд­жет в пол­ном объ­е­ме в со­от­вет­ст­вии с за­ко­но­да­тель­ст­вом Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.[9]

3. Воз­мезд­ным изъ­я­ти­ем ору­дия со­вер­ше­ния или пред­ме­та ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния яв­ля­ет­ся их при­ну­ди­тель­ное изъ­я­тие и по­сле­дую­щая реа­ли­за­ция с пе­ре­да­чей быв­ше­му соб­ст­вен­ни­ку вы­ру­чен­ной сум­мы за вы­че­том рас­хо­дов на реа­ли­за­цию изъ­я­то­го пред­ме­та. Фак­ти­че­ски речь идет о при­ну­ди­тель­ной реа­ли­за­ции иму­ще­ст­ва, на­хо­див­ше­го­ся в лич­ной соб­ст­вен­но­сти на­ру­ши­те­ля.

Воз­мезд­ное изъ­я­тие охот­ничь­е­го ору­жия, бое­вых при­па­сов и дру­гих доз­во­лен­ных ору­дий охо­ты или ры­бо­лов­ст­ва не мо­жет при­ме­нять­ся к ли­цам, для ко­то­рых охо­та или ры­бо­лов­ст­во яв­ля­ет­ся ос­нов­ным за­кон­ным ис­точ­ни­ком средств к су­ще­ст­во­ва­нию.

Дан­ная санк­ция при­ме­ня­ет­ся толь­ко в от­но­ше­нии пред­ме­тов, явив­ших­ся ору­ди­ем со­вер­ше­ния или не­по­сред­ст­вен­ным объ­ек­том ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния.

За­ко­но­да­тель очень ред­ко ис­поль­зу­ет эту ме­ру в ка­че­ст­ве санк­ции за ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные пра­во­на­ру­ше­ния, по­сколь­ку по­ря­док ее реа­ли­за­ции слож­нее, чем кон­фи­ска­ция. В Ко­АП РФ дан­ное на­ка­за­ние пре­ду­смот­ре­но толь­ко в ч. 2 и 3 ст. 20.8 и в ч. 3 ст. 20.12, во всех слу­ча­ях в аль­тер­на­тив­ной санк­ции.

4. Кон­фи­ска­ци­ей ору­дия со­вер­ше­ния или пред­ме­та ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния яв­ля­ет­ся при­ну­ди­тель­ное об­ра­ще­ние в фе­де­раль­ную соб­ст­вен­ность или в соб­ст­вен­ность субъ­ек­та РФ не изъ­я­тых из обо­ро­та ве­щей.

Как ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное на­ка­за­ние она име­ет ряд осо­бен­но­стей.

Во-пер­вых, кон­фи­ска­ция на­зна­ча­ет­ся толь­ко судь­ей. Дан­ное по­ло­же­ние ос­но­ва­но на ч.3 ст. 35 Ос­нов­но­го За­ко­на РФ, где про­воз­гла­ше­но: «Ни­кто не мо­жет быть ли­шен сво­его иму­ще­ст­ва ина­че как по ре­ше­нию су­да». Ад­ми­ни­ст­ра­тив­ная кон­фи­ска­ция мо­жет при­ме­нять­ся к гра­ж­да­нам, долж­но­ст­ным ли­цам и юри­ди­че­ским ли­цам. Это во-вто­рых.

В-треть­их, она яв­ля­ет­ся спе­ци­аль­ной кон­фи­ска­ци­ей, при­ме­няе­мой толь­ко в от­но­ше­нии ору­дий со­вер­ше­ния или пред­ме­тов ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния. Как пра­ви­ло, в санк­ции ста­тьи Ко­АП РФ чет­ко ус­та­нав­ли­ва­ет­ся , ка­кой пред­мет под­ле­жит кон­фи­ска­ции (на­при­мер, эти­ло­вый спирт, спир­то­со­дер­жа­щая про­дук­ция, про­из­ве­ден­ная про­дук­ция, фа­ши­ст­ская ат­ри­бу­ти­ка или сим­во­ли­ка и т.п.).

Не вся­кий пред­мет мо­жет быть кон­фи­ско­ван. Так, не под­ле­жат кон­фи­ска­ции лич­ные ве­щи (оде­ж­да, бе­лье и т.п.), ве­щи, ис­поль­зуе­мые в бы­ту и не­об­хо­ди­мые для про­жи­ва­ния (те­ле­ви­зор, хо­ло­диль­ник и т.п.). Кон­фи­ска­ция не мо­жет быть об­ра­ще­на и на пред­ме­ты, на­хо­дя­щие­ся в об­щей соб­ст­вен­но­сти ли­ца, при­вле­чен­но­го к от­вет­ст­вен­но­сти, с суп­ру­га­ми, ро­ди­те­ля­ми, дру­ги­ми род­ст­вен­ни­ка­ми и ли­ца­ми. Кон­фи­ска­ция охот­ничь­е­го ору­жия, бое­вых при­па­сов и дру­гих доз­во­лен­ных ору­дий охо­ты или ры­бо­лов­ст­ва не мо­жет при­ме­нять­ся к ли­цам, для ко­то­рых охо­та или ры­бо­лов­ст­во яв­ля­ет­ся ос­нов­ным за­кон­ным ис­точ­ни­ком средств к су­ще­ст­во­ва­нию.

В-чет­вер­тых, ра­нее в ст. 29 Ко­АП РСФСР бы­ло за­кре­п­ле­но, что кон­фи­ско­ван мо­жет быть лишь пред­мет, на­хо­дя­щий­ся в лич­ной соб­ст­вен­но­сти пра­во­на­ру­ши­те­ля. К со­жа­ле­нию но­вый Ко­декс та­ко­го пра­ви­ла не со­дер­жит. Не­ко­то­рые со­ста­вы пра­во­на­ру­ше­ний пре­ду­смат­ри­ва­ют при­ме­не­ние кон­фи­ска­ции к долж­но­ст­ным ли­цам, ко­то­рые ча­ще все­го не яв­ля­ют­ся соб­ст­вен­ни­ка­ми кон­фи­скуе­мых пред­ме­тов (на­при­мер, ст. 14.10, 14.16 – 14.18, 19.19). По­лу­ча­ет­ся, что кон­фи­ска­ция мо­жет при­ме­нять­ся к ли­цу, яв­ляю­ще­му­ся субъ­ек­том ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния, но не яв­ляю­ще­му­ся соб­ст­вен­ни­ком иму­ще­ст­ва. Ес­ли кон­фи­ску­ет­ся пред­мет, ко­то­рый не при­над­ле­жит ви­нов­но­му, то на­ка­зы­ва­ет­ся не он, а соб­ст­вен­ник, ко­то­ро­го ли­ша­ют за­кон­но­го пра­ва соб­ст­вен­но­сти на­все­гда, что про­ти­во­ре­чит бу­к­ве и ду­ху Кон­сти­ту­ции РФ.[10]

Не яв­ля­ет­ся кон­фи­ска­ци­ей изъ­я­тие из не­за­кон­но­го вла­де­ния ли­ца, со­вер­шив­ше­го ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное пра­во­на­ру­ше­ние, ору­дия со­вер­ше­ния или пред­ме­та ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния:

- под­ле­жа­щих в со­от­вет­ст­вии с фе­де­раль­ным за­ко­ном воз­вра­ще­нию их за­кон­но­му соб­ст­вен­ни­ку;

- изъ­я­тых из обо­ро­та ли­бо на­хо­див­ших­ся в про­ти­во­прав­ном вла­де­нии ли­ца, со­вер­шив­ше­го ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное пра­во­на­ру­ше­ние (на­при­мер, ра­нее ук­ра­ден­ную вещь), по иным при­чи­нам и на это ос­но­ва­нии под­ле­жа­щих об­ра­ще­нию в соб­ст­вен­ность го­су­дар­ст­ва или унич­то­же­нию (на­при­мер, нар­ко­ти­че­ских, силь­но­дей­ст­вую­щих, пси­хо­троп­ных ве­ществ).