Смекни!
smekni.com

Административные наказания (стр. 5 из 8)

При кон­фи­ска­ции пред­мет из ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти пе­ре­хо­дит в го­су­дар­ст­вен­ную соб­ст­вен­ность Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

5. Ли­ше­ние фи­зи­че­ско­го ли­ца, со­вер­шив­ше­го ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное пра­во­на­ру­ше­ние, ра­нее пре­дос­тав­лен­но­го ему спе­ци­аль­но­го пра­ва ус­та­нав­ли­ва­ет­ся за гру­бое или сис­те­ма­ти­че­ское на­ру­ше­ние по­ряд­ка поль­зо­ва­ния этим пра­вом в слу­ча­ях, пре­ду­смот­рен­ных стать­я­ми Осо­бен­ной час­ти Ко­АП РФ.

Дан­ное на­ка­за­ние от­но­сит­ся к чис­лу для­щих­ся, срок ли­ше­ния пра­во­на­ру­ши­те­ля спе­ци­аль­но­го пра­ва оп­ре­де­ля­ет­ся судь­ей. Он не мо­жет быть ме­нее од­но­го ме­ся­ца и бо­лее двух лет. В чис­ле санк­ций Ко­АП РФ на­зы­ва­ет два ви­да ли­ше­ния спе­ци­аль­но­го пра­ва: управ­ле­ния транс­порт­ны­ми сред­ст­ва­ми и охо­ты. При этом ус­та­нов­лен­ный стать­я­ми Осо­бен­ной час­ти Ко­АП РФ срок ли­ше­ния пра­ва управ­ле­ния транс­порт­ным сред­ст­вом не пре­вы­ша­ет од­но­го го­да, а вот ли­ше­ние пра­ва охо­ты воз­мож­но до двух лет.

Ли­ше­ние пра­ва управ­ле­ния транс­порт­ным сред­ст­вом не мо­жет при­ме­нять­ся к ли­цу, ко­то­рое поль­зу­ет­ся им в свя­зи с ин­ва­лид­но­стью, за ис­клю­че­ни­ем слу­ча­ев управ­ле­ния транс­порт­ным сред­ст­вом в со­стоя­нии опь­я­не­ния, ук­ло­не­ния от про­хо­ж­де­ния в ус­та­нов­лен­ном по­ряд­ке ме­ди­цин­ско­го ос­ви­де­тель­ст­во­ва­ния на со­стоя­ние опь­я­не­ния, а так­же ос­тав­ле­ния ука­зан­ным ли­цом в на­ру­ше­ние ус­та­нов­лен­ных пра­вил мес­та до­рож­но-транс­порт­но­го про­ис­ше­ст­вия, уча­ст­ни­ком ко­то­ро­го он яв­лял­ся.

Ли­ше­ние пра­ва охо­ты не мо­жет при­ме­нять­ся к ли­цам, для ко­то­рых охо­та яв­ля­ет­ся ос­нов­ным за­кон­ным ис­точ­ни­ком средств к су­ще­ст­во­ва­нию.

Ли­ше­ние прав есть вре­мен­ное ог­ра­ни­че­ние пра­во­субъ­ект­но­сти гра­ж­да­ни­на в ад­ми­ни­ст­ра­тив­ном по­ряд­ке за ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные про­ступ­ки. Эта ме­ра при­ме­ня­ет­ся толь­ко к ли­цам, имею­щим спе­ци­аль­ный ад­ми­ни­ст­ра­тив­ный ста­тус. Ес­ли гра­ж­да­нин не­пра­виль­но ис­поль­зу­ет пре­дос­тав­лен­ное ему пра­во, ор­ган ис­пол­ни­тель­ной вла­сти на вре­мя ли­ша­ет его это­го пра­ва.

6. Ад­ми­ни­ст­ра­тив­ный арест за­клю­ча­ет­ся в со­дер­жа­нии на­ру­ши­те­ля в ус­ло­ви­ях изо­ля­ции от об­ще­ст­ва и ус­та­нав­ли­ва­ет­ся на срок до 15 су­ток, а за на­ру­ше­ние тре­бо­ва­ний ре­жи­ма чрез­вы­чай­но­го по­ло­же­ния или ре­жи­ма в зо­не про­ве­де­ния контр­тер­ро­ри­сти­че­ской опе­ра­ции – до 30 су­ток.

Ад­ми­ни­ст­ра­тив­ный арест яв­ля­ет­ся стро­гим, а для гра­ж­дан Рос­сии его мож­но счи­тать са­мым стро­гим ад­ми­ни­ст­ра­тив­ным на­ка­за­ни­ем. Эта ме­ра от­вет­ст­вен­но­сти ог­ра­ни­чи­ва­ет кон­сти­ту­ци­он­ное пра­во че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на на сво­бо­ду пе­ре­дви­же­ния и ока­зы­ва­ет серь­ез­ное воз­дей­ст­вие на лич­ность, так как пре­ду­смат­ри­ва­ет со­дер­жа­ние под стра­жей в ус­ло­ви­ях изо­ля­ции от об­ще­ст­ва в те­че­ние оп­ре­де­лен­но­го про­ме­жут­ка вре­ме­ни. По­это­му ад­ми­ни­ст­ра­тив­ный арест ус­та­нав­ли­ва­ет­ся и на­зна­ча­ет­ся лишь в ис­клю­чи­тель­ных слу­ча­ях за от­дель­ные ви­ды ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ний. Это пра­ви­ло об­ра­ще­но как к за­ко­но­да­те­лю, так и к субъ­ек­там, при­ме­няю­щим дан­ное на­ка­за­ние, т.е. к судь­ям.

Дан­ная ме­ра от­вет­ст­вен­но­сти ус­та­нав­ли­ва­ет­ся толь­ко за гру­бые на­ру­ше­ния об­ще­ст­вен­но­го по­ряд­ка, зло­ст­ные по­ся­га­тель­ст­ва на об­ще­ст­вен­ную безо­пас­ность, по­ря­док управ­ле­ния.[11]

При­знак «ис­клю­чи­тель­но­сти» яв­ля­ет­ся оце­ноч­ным для пра­во­при­ме­ни­те­ля. За со­от­вет­ст­вую­щие дея­ния мо­жет быть на­ло­жен штраф, но ес­ли по об­стоя­тель­ст­вам де­ла или с уче­том лич­но­сти на­ру­ши­те­ля при­ме­не­ние этих мер бу­дет при­зна­но не­дос­та­точ­ным, из­би­ра­ет­ся ад­ми­ни­ст­ра­тив­ный арест. Су­дья обя­зан дать оцен­ку всем об­стоя­тель­ст­вам де­ла, и ис­хо­дя из тя­же­сти со­де­ян­но­го, лич­но­сти ви­нов­но­го и иных, свя­зан­ных, а так­же на­пря­мую не свя­зан­ных с ад­ми­ни­ст­ра­тив­ным пра­во­на­ру­ше­ни­ем об­стоя­тельств, ре­шить во­прос о не­об­хо­ди­мо­сти на­зна­че­ния ви­нов­но­му аре­ста в ка­че­ст­ве ка­ры за со­де­ян­ное. Это оз­на­ча­ет, что су­дья, пре­ж­де чем из­брать та­кое на­ка­за­ние, дол­жен ус­та­но­вить, что при­ме­не­ние иных мер воз­дей­ст­вия к пра­во­на­ру­ши­те­лю не­це­ле­со­об­раз­но.

Од­ним из яр­ких про­яв­ле­ний гу­ма­низ­ма за­ко­на яв­ля­ет­ся за­пре­ще­ние при­ме­не­ния ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го аре­ста к че­ты­рем ка­те­го­ри­ям лиц:

- к бе­ре­мен­ным жен­щи­нам;

- жен­щи­нам, имею­щим де­тей в воз­рас­те до 14 лет;

- ли­цам, не дос­тиг­шим воз­рас­та 18 лет;

- ин­ва­ли­дам Ι и ΙΙ групп.

При на­зна­че­нии дан­но­го на­ка­за­ния в обя­за­тель­ном по­ряд­ке долж­ны быть вы­яс­не­ны об­стоя­тель­ст­ва, пре­пят­ст­вую­щие при­ме­не­нию аре­ста. Бе­ре­мен­ность, ин­ва­лид­ность долж­ны быть под­твер­жде­ны до­ку­мен­таль­но, воз­раст ли­ца, при­вле­кае­мо­го к от­вет­ст­вен­но­сти, ус­та­нав­ли­ва­ет­ся в лю­бых слу­ча­ях, для вы­яв­ле­ния на­ли­чия у жен­щи­ны де­тей в воз­рас­те до 14 лет мо­гут быть ис­поль­зо­ва­ны лю­бые до­ка­за­тель­ст­ва.

Срок ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го аре­ста ис­чис­ля­ет­ся сут­ка­ми, на­чи­ная с то­го ча­са, ко­гда ви­нов­ный был взят под стра­жу. Срок ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го за­дер­жа­ния вклю­ча­ет­ся срок ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го аре­ста, но в дан­ном слу­чае речь идет толь­ко о про­цес­су­аль­ном за­дер­жа­нии, уре­гу­ли­ро­ван­ном ст. 27.3 – 27.6 Ко­АП РФ.

Стать­ей 2.5 Ко­АП РФ за­пре­ще­но при­ме­не­ние ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го аре­ста к во­ен­но­слу­жа­щим и иным ли­цам, на ко­то­рых рас­про­стра­ня­ет­ся дей­ст­вие дис­ци­п­ли­нар­ных ус­та­вов или спе­ци­аль­ных по­ло­же­ний о дис­ци­п­ли­не.

За­ко­но­да­тель ис­поль­зу­ет­ся ад­ми­ни­ст­ра­тив­ный арест не толь­ко в аль­тер­на­тив­ных санк­ци­ях (на­при­мер, ст. 6.12, 18.7, 20.1, 20.5 и др.), но и в ка­че­ст­ве един­ст­вен­но воз­мож­но­го на­ка­за­ния, без­аль­тер­на­тив­но (ч. 2 ст. 20.25).

При­ме­не­ние ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го аре­ста не вле­чет су­ди­мо­сти и не яв­ля­ет­ся ос­но­ва­ни­ем для уволь­не­ния с ра­бо­ты.

7. Ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное вы­дво­ре­ние за пре­де­лы Рос­сии ино­стран­ных гра­ж­дан или лиц без гра­ж­дан­ст­ва за­клю­ча­ет­ся в при­ну­ди­тель­ном и кон­тро­ли­руе­мом пе­ре­ме­ще­нии ука­зан­ных гра­ж­дан и лиц че­рез Го­су­дар­ст­вен­ную гра­ни­цу за пре­де­лы Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции или в кон­тро­ли­руе­мом са­мо­стоя­тель­ном вы­ез­де ино­стран­ных гра­ж­дан и лиц без гра­ж­дан­ст­ва и на­зна­ча­ет­ся судь­ей, а в слу­чае со­вер­ше­ния ино­стран­ным гра­ж­да­ни­ном или ли­цом без гра­ж­дан­ст­ва ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния при въез­де в Рос­сий­скую Фе­де­ра­цию – со­от­вет­ст­вую­щи­ми долж­но­ст­ны­ми ли­ца­ми.

Осо­бен­ность ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го вы­дво­ре­ния за пре­де­лы Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции со­сто­ит в том, что эта ме­ра ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го на­ка­за­ния при­ме­ня­ет­ся толь­ко в от­но­ше­нии ино­стран­ных гра­ж­дан и лиц без гра­ж­дан­ст­ва. Рос­сий­ские гра­ж­да­не не мо­гут быть ли­ше­ны гра­ж­дан­ст­ва, вы­да­ны дру­го­му го­су­дар­ст­ву, вы­дво­ре­ны за пре­де­лы Рос­сии. В со­от­вет­ст­вии с ч 3 ст. 62 Кон­сти­ту­ции РФ «ино­стран­ные гра­ж­да­не и ли­ца без гра­ж­дан­ст­ва поль­зу­ют­ся в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции пра­ва­ми и не­сут обя­зан­но­сти на­рав­не с гра­ж­да­на­ми Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, кро­ме слу­ча­ев, ус­та­нов­лен­ных фе­де­раль­ным за­ко­ном или ме­ж­ду­на­род­ным до­го­во­ром Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции». Ста­тья 3.10 Ко­АП РФ от­но­сит­ся к чис­лу тех норм фе­де­раль­ных за­ко­нов, ко­то­рые ус­та­нав­ли­ва­ют осо­бен­но­сти пра­во­во­го по­ло­же­ния лиц, на­хо­дя­щих­ся на тер­ри­то­рии Рос­сии, но не яв­ляю­щих­ся ее гра­ж­да­на­ми. В дан­ном слу­чае за­кре­п­ля­ет­ся осо­бен­ность ад­ми­ни­ст­ра­тив­ной де­лик­то­спо­соб­но­сти ино­стран­ных гра­ж­дан и лиц без гра­ж­дан­ст­ва – при­ме­не­ние дан­ной ме­ры ад­ми­ни­ст­ра­тив­ной от­вет­ст­вен­но­сти.

За­кон пре­ду­смат­ри­ва­ет су­деб­ный и ад­ми­ни­ст­ра­тив­ный по­ря­док при­ме­не­ния та­кой ме­ры от­вет­ст­вен­но­сти.

Су­деб­ный по­ря­док пре­ду­смот­рен за со­вер­ше­ние ино­стран­ным гра­ж­да­ни­ном или ли­цом без гра­ж­дан­ст­ва на­ру­ше­ния ре­жи­ма пре­бы­ва­ния в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции (ст. 18.8), им­ми­гра­ци­он­ных пра­вил (ст. 18.11). Су­деб­ный по­ря­док при­ме­ня­ет­ся в тех слу­ча­ях, ко­гда ино­стран­ный гра­ж­да­нин или ли­цо без гра­ж­дан­ст­ва за­кон­но при­бы­ли и уже на­хо­дят­ся на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, пе­ре­сек­ли пунк­ты про­пус­ка че­рез Го­су­дар­ст­вен­ную гра­ни­цу РФ, но на­ру­ша­ют ус­та­нов­лен­ные для них пра­ви­ла пре­бы­ва­ния.

Ад­ми­ни­ст­ра­тив­ный по­ря­док при­ме­ня­ет­ся при со­вер­ше­нии на­ру­ше­ния ре­жи­ма Го­су­дар­ст­вен­ной гра­ни­цы РФ (ч. 2 ст. 18.1), а так­же при на­ру­ше­нии ре­жи­ма в пунк­тах про­пус­ка че­рез Го­су­дар­ст­вен­ную гра­ни­цу РФ (ч. 2 ст. 18.4) долж­но­ст­ны­ми ли­ца­ми Фе­де­раль­ной по­гра­нич­ной служ­бы.[12]

Ино­стран­ный гра­ж­да­нин и ли­цо без гра­ж­дан­ст­ва, ви­нов­ные в на­ру­ше­нии за­ко­но­да­тель­ст­ва Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и не­за­кон­но на­хо­дя­щие­ся в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, под­ле­жат уче­ту, фо­то­гра­фи­ро­ва­нию и обя­за­тель­ной дак­ти­ло­ско­пи­че­ской ре­ги­ст­ра­ции с по­сле­дую­щим по­ме­ще­ни­ем по­лу­чен­ных све­де­ний в банк дан­ных.