Для решения этих проблем необходим комплексный подход.
Во-первых, необходимо сформировать полноценную институциональную среду, путем проведения следующих мероприятий:
- формирования работоспособной пенсионной системы – развития пенсионной реформы, в частности дополнительного пенсионного обеспечения как одного из источников развития фондового рынка;
- создания системы долгосрочных финансовых инструментов для финансирования крупных объектов (промышленность, инфраструктура) или инновационной деятельности, что подразумевает наличие высоких коммерческих рисков – системы государственных гарантий, выпуск их банками либо специальными институтами; воссоздания рынка государственных долгосрочных долговых ценных бумаг;
- укрепления института корпоративного управления – расширения роли деловой и профессиональной этики, создания условий для соблюдения
правил конкуренции;
- обеспечения информационной прозрачности – в первую очередь
усиления прозрачности состояния кредитно-финансовых учреждений, создания системы хранения информации о кредиторах.
Во-вторых, необходимо использовать финансовые ресурсы населения – стимулировать оказание финансовых услуг частным инвесторам, создать розничную инфраструктуру торговли ценными бумагами, обеспечить налоговый режим, поощряющий долгосрочные инвестиции населения в ценные бумаги реального сектора, создать с помощью СМИ систему обучения и просвещения населения по инвестированию и использованию инструментов фондового рынка.
В-третьих, как уже отмечалось, одна из целей развития отечественного финансового сектора – переориентация его на обслуживание инвестиционных нужд реальной экономики. А это требует приоритетного развития системы размещения первичных эмиссий и корпоративных облигационных займов. Здесь необходима прямая государственная поддержка предприятий за счет бюджета, потому что самостоятельно осуществить первичное размещение акций или эмиссию облигаций могут только самые крупные компании, остальным нужна поддержка государства. Ежегодного выделения предприятиям из государственного бюджета 9 млрд. дол. достаточно, чтобы привлечь в реальную экономику 180 млрд. дол.
В-четвертых, необходимо развитие системы государственных капиталовложений – воссоздание рынка государственного долга, создание системы государственных корпораций, которые осуществляли бы финансирование долгосрочных или высокорисковых проектов посредством выпуска долговых ценных бумаг под гарантию государства.
По сравнению с обеспеченностью трудом и капиталом наделенность России природными ископаемыми, лесом, землей и водой выше. В таких условиях экономически нерациональным было бы, участвуя в международном разделении труда, не опираться на использование естественного ресурсного преимущества.
Именно сырье, в первую очередь нефть и газ, должно стать специализацией нашей страны в международном разделении труда в краткосрочной перспективе. Это подтверждают и расчеты. Издержки экспорта легковых автомобилей, например, выше издержек экспорта газа в 23 раза, тракторов – в 44 раза. Но данная специализация должна носить исключительно краткосрочный характер, обеспечивая базу для развития и повышение конкурентоспособности обрабатывающих отраслей, инновационного сектора и секторов «новой экономики».
3.1 Оценка и перспективы России в международном разделении труда
В новом веке Россия вышла на более высокие, чем в развитых странах, темпы экономического роста. Опыт последних лет показывает, что при сохранении нынешней модели развития она уже в начале второго десятилетия вполне может решить поставленную Президентом России задачу удвоения ВВП. Однако при таком сценарии страна будет по-прежнему двигаться по так называемому «нижнему пути» к конкурентоспособности. Он характерен тем, что в качестве средства конкурентной борьбы на мировых рынках странами используется главным образом снижение издержек производства и внутренних цен на промышленную продукцию, в том числе за счет привлечения иностранных инвесторов с помощью предоставления в их распоряжение как можно более дешевых трудовых и природных ресурсов. Между тем, многие страны догоняющего развития продвигаются к конкурентоспособности и экономическому росту по «верхнему пути», непременными атрибутами которого являются ускоренное освоение новейших мировых знаний и технологий, развитие собственных НИОКР и инновационного производства.
Российское правительство, которое поставило своей задачей модернизацию и диверсификацию экономики, предпринимает меры для того, чтобы началось движение по второму пути. С этой целью реформируются национальная инновационная система и академическая наука, началось формирование особых экономических зон, в том числе технико-внедренческих, созданы инвестиционный и венчурный фонды и т.д. По расчетам правительства, реализация программы позволит отраслям промышленности, выпускающим инвестиционную и конечную продукцию, развиваться опережающими темпами. Их доля в объеме производства увеличится с 33% в 2005 г. до 43-46% в 2015 году. Доля отраслей, производящих сырье и материалы, снизится соответственно с 32% до 29-31%. Ожидается, что такие сдвиги создадут предпосылки для диверсификации отечественного экспорта, основными направлениями которой должны стать развитие экспорта услуг, продукции оборонных отраслей и сельского хозяйства. Примечательно, что в программе нет упоминаний о необходимости опережающего роста экспорта продукции машиностроения и готовой продукции.
Между тем, некоторые зарубежные и российские исследователи, оценивая перспективы участия России в МРТ и основываясь на впечатляющей динамике количественных характеристик российской внешней торговли, утверждают, что наша страна правильно использует свои сравнительные преимущества и торгует именно теми товарами, которыми ей и следует торговать. Они считают, что дальнейший экономический рост в России только и может быть обеспечен за счет добычи, переработки и экспорта природных ресурсов, в первую очередь энергоносителей. При этом подчеркивается, что в ближайшее десятилетие, по имеющимся многочисленным прогнозам, ожидается заметный рост спроса на сырьевые товары со стороны быстро развивающихся Китая и Индии и преодолевших кризисную полосу стран Юго-Восточной Азии, что обещает поддержание высоких цен на эти товары на мировых рынках. Складывающаяся в мировой экономике ситуация, полагают они, благоприятна для России, которая должна ей воспользоваться, развивая свою экономику по модели, успешно зарекомендовавшей себя в Австралии, Канаде и Норвегии. Указанные страны в свое время осуществляли экспорт сырья и направляли часть доходов от него на развитие отраслей, обслуживающих внутренний рынок.
Другие специалисты, не отрицая необходимости продолжения поставок на мировой рынок продукции добывающих отраслей, отмечают, что рамки преимущественно энергосырьевой экспортной специализации ограничивают возможности наращивания объемов отечественной внешней торговли, не позволяют российским производителям включаться в международную кооперацию производства и сбыта, затрудняют России налаживание интеграционного взаимодействия с другими странами. Поэтому, по их мнению, следовало бы опережающими темпами расширять экспорт продукции обрабатывающих отраслей, прежде всего полуфабрикатов с более глубокой степенью переработки, а также изделий машиностроения, включая узлы, детали и компоненты. Часть специалистов полагает, что диверсификация внешнеэкономической специализации России могла бы состоять в ее достраивании за счет научно-технического компонента и ускоренного наращивания экспорта высокотехнологичной продукции. Они убеждены в том, что Россия должна научиться производить и продавать на мировых рынках товары и услуги, отвечающие требованиям постиндустриального общества, то есть такие, которые воплощают инновации и высокопрофессиональное умение, которые делают страну участником мирового технологического и экономического прогресса. Такие продукты, по их мнению, должны занимать в нашем экспорте не менее 10-15%. Отдельные исследователи считают, что наиболее эффективной для России была бы всемерная диверсификация экспорта. Она возможна при вовлечении в экспортный оборот новых товаров, незначительно корректирующих специализацию (инерционная диверсификация), углублении переработки первичных ресурсов (эволюционный факторный апгрейдинг) и модернизации экспортного ассортимента в соответствии с меняющимися требованиями мирового рынка (инновационная диверсификация).
В ряде работ российских экономистов содержатся прогнозы сдвигов в профиле внешнеэкономической специализации страны в первой половине нынешнего века, количественные параметры которых поставлены в зависимость от определенного характера экономической политики – инерционно-рыночного ее варианта либо варианта, нацеленного на инновационный прорыв. Разработаны, в частности, оценки структурных сдвигов во внешней торговле России и динамики экспортной и импортной квот по секторам народного хозяйства, выполнен прогноз диверсификации направлений участия России в международном разделении труда по мере усиления роли инновационного фактора в развитии экономики и вызываемых этим сдвигов в структуре производства. Прогнозные оценки носят, разумеется, ориентировочный характер: их авторы подчеркивают, что достаточно сложно с высокой степенью вероятности предвидеть, как будут меняться экономическая политика в стране и ситуация на мировых рынках. Тем не менее, такие оценки помогают составить представление о том, будет ли способна Россия выступать в международном обмене с какими-либо иными конкурентоспособными товарами и услугами помимо энергоресурсов, металлов, удобрений и леса, сможет ли она снизить свою зависимость от закупок за рубежом продовольствия, потребительских товаров и продукции машиностроения.