В период "холодной войны" сохранение суверенитета государства, его конституционного строя, территориальной целостности были главными интересами государственного уровня стран-членов НАТО и Варшавского Договора. Силы, ведущие идеологическую борьбу, стремились к уничтожению самого образа жизни противоборствующих сторон. Поэтому проникновение буржуазной идеологии, с одной стороны, или коммунистической идеологии, с другой стороны, в общественное сознание считалось основной угрозой национальной безопасности, а сохранение идеологических догм государства – основополагающим национальным интересом. В качестве вспомогательных рассматривались интересы, способствовавшие укреплению обороноспособности государства и снижению уязвимости от внешней военной угрозы. На основе таких представлений была выстроена биполярная система международной безопасности, наложившая отпечаток на всю систему международных отношений в XX в.
С окончанием "холодной войны" угроза образу жизни исчезла для большинства государств Европы и Центральной Азии. Сегодня уже нет значительной угрозы сохранения того или иного устройства государства со стороны приверженцев либерально-демократических или коммунистических идей. Очевидно, в XXI в. будет преобладать мышление либерализма, которое уже сегодня оказывает сильное влияние на восприятие национальных интересов, ценностей и характера угроз им. И в России на рубеже веков безопасность личности приобрела первоочередное значение. Безопасность государства признается в качестве инструмента, обеспечивающего безопасность личности и общества Либерализм все больше становится доминирующей идеологией, определяющей отношения между личностью и государством[4].
Либеральные философско-мировоззренческие взгляды на проблему национальной безопасности оказывают непосредственное влияние на саму среду безопасности, в которой развивается личность, общество и государство. Они повлияли и на разработку новых концепций национальной безопасности в конце XX в. в новых независимых государствах Европы и Азии. В частности, ученые стран, недавно входивших в СССР, заговорили об "общечеловеческой" или "общей" безопасности, чтобы подчеркнуть расширение парадигмы национальной безопасности[5]. Новое понимание национальной безопасности в Российской Федерации, например, предполагает, что государство должно заниматься проблемами личности: материальным благосостоянием, качеством окружающей среды и правами человека, что личность является главной ценностью государства и общества.
Изменились подходы к определению и оценке угроз национальной безопасности. Если традиционное понятие национальной безопасности было связано с отсутствием военной угрозы или способностью защитить нацию от внешней агрессии, то сегодня рассматриваются угрозы экологических катастроф, массовых перемещений беженцев, нарушения прав национальных меньшинств наряду с угрозами пограничных споров или распространения оружия массового поражения. Список анализируемых органами обеспечения национальной безопасности угроз стал длиннее по сравнению с эпохой идеологизированных государственных ценностей.
Однако с официальным окончанием "холодной войны" старое мышление как отдельных политических деятелей, так и целых социальных общностей автоматически не изменилось. По-прежнему еще остаются приверженцы добиваться национальной безопасности путем достижения односторонних преимуществ за счет своих оппонентов. Сторонники концепций политического реализма и неореализма считают, что мир в XXI в. будет жить по принципу Т.Гоббса "война всех против всех". Американские политологи Генри Киссинджер и Кеннет Уолтс и сегодня делят мир на антагонистические блоки и по-прежнему уделяют главное внимание балансу военной силы между этими блоками"[6]. Такое мышление свойственно и некоторым отечественным ученым, которые считают целесообразным создание подобного блока между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Такая точка зрения представляется ошибочной.
В современной Европе и Центральной Азии угроза военного конфликта, несомненно, сохраняется, однако причины вооруженных столкновений сегодня совсем другие: это этнические, религиозные и националистические конфликты; слабость институтов государственной власти; массовая миграция; террористические акции, пограничные споры; распространение обычного оружия среди населения отдельных стран; ухудшение экологии и др. Многие из этих проблем существовали десятилетиями, но они обострились после распада Советского Союза и породили множество пограничных споров, которые не разрешены и по сей день. Границы новых государств, бывших республик СССР, образовавшихся после распада Советского Союза, и сегодня не имеют четкой определенности. Это порождает явные и скрытые противоречия между государствами СНГ. Коммунистическая пропаганда отрицала существование в СССР "национального" вопроса. Пропаганда использовала термин "советский народ". Боясь репрессий, этнические меньшинства не осмеливались говорить и бороться за свои права, а Советское правительство ограничивало перемещение народов, нарушало права человека. Сегодня этнические конфликты представляют серьезную угрозу национальной безопасности. Примерами могут служить войны в бывшей Югославии, Абхазии, Приднестровье, Нагорном Карабахе, Чечне и Афганистане. Конфликты порождают региональные проблемы безопасности, так как беженцы и боевики противоборствующих сторон часто переходят на территорию соседних государств, где проживают представители этнических групп, участвующих в конфликте. Это, в свою очередь, порождает проблемы безопасности для правительств, не вовлеченных в изначальный конфликт государств.
Многие молодые независимые государства пришли к либеральной демократии со слабыми институтами государственной власти. Как известно, слабость государственной власти создает множество проблем безопасности личности и обществу даже в отсутствие этнической напряженности. Примером может служить Албания, где слабая государственная власть, судебная система и неразвитая экономика привели к анархии и жертвам в стране. Это вызвало серьезную озабоченность правительств других государств. Волна албанских беженцев, хлынувшая в Италию, продемонстрировала, что массовая миграция является еще одной из современных проблем безопасности. Развитие ситуации с миграцией значительно влияет на стабильность и безопасность в Европе.
Россия ощутила на себе "груз" вынужденных мигрантов – беженцев, вынужденных переселенцев, экологических мигрантов и жертв стихийных бедствий – в конце 80-х годов XX в. Широкий поток мигрантов, охвативший почти все регионы России, не иссякает и сегодня. Межнациональные конфликты, финансовая и политическая нестабильность в стране не способствуют его снижению. Государство же не ведет должного учета и статистики миграционных потоков и не контролирует этот процесс.
Мигранты хаотично размещаются практически по всей территории России и пока трудно прогнозировать влияние их на национальную безопасность. С одной стороны, мигранты фактически возмещают эмиграционный отток населения из северных и восточных экономических районов; с другой стороны, происходит скрытое заселение российских территорий населением сопредельных стран. Примером может служить расселение эстонцев в Печерском районе Ленинградской области, заселение Приморского и Хабаровского краев гражданами КНР.
В XXI в. старая угроза безопасности в виде пограничных конфликтов с распадом Советского Союза и Югославии приобрела новое звучание. Сегодня предметом спора государств являются многочисленные сухопутные и морские границы. Легко предвидеть, что некоторые такие пограничные разногласия в XXI в. приведут к вооруженным конфликтам. Территориальные споры чаще всего возникают тогда, когда границы между государствами четко не определены. Примером может служить вооруженный конфликт между Грузией и Абхазией, споры между Россией и Украиной по поводу бывшей Крымской области СССР.
Сегодня неурегулированность территориальных проблем с Японией остается причиной вероятного кризисного развития российско-японских отношений. Ослабление внешнеполитических позиций России, дальнейшее усугубление экономического кризиса могут подтолкнуть Японию к активным притязания на острова Курильской гряды. Остаются территориальные проблемы в отношениях России с Прибалтийскими государствами, неопределенность морских границ в Балтийском и Каспийском морях. Неурегулированность советско-китайской границы в течение многих лет была причиной неспокойной обстановки на Дальнем Востоке. Эта проблема осталась в наследство и бывшим советским республикам.
Нарастает опасность распространения огнестрельного оружия среди гражданского населения. С окончанием "холодной войны" продавцы огромных арсеналов оружия более не связаны политическими ограничениями в торговле "смертью". Неразбериха внутри молодых независимых государств, стремление получить большие прибыли на любых внешнеторговых сделках способствует появлению на местных, региональных и международных рынках различного оружия.
Опасность, вызванная ухудшением экологии, более чем приведенные выше иные угрозы и опасности, может служить примером изменения нашего представления о национальной безопасности. До недавнего времени ухудшение экологии по чьему-то умыслу не рассматривалось в качестве угрозы национальной безопасности. В странах, где остро ощущалась, скажем, нехватка воды, это было проблемой истощения природных ресурсов.