Однако ВТО требует резкой либерализации российской экономики, в том числе ее открытия для иностранных субъектов. В числе требований:
· либерализация доступа иностранной рабочей силы на российский рынок труда;
· либерализация доступа иностранных фирм (в первую очередь, финансовых, торговых, строительных, туристических и пр.) на рынок услуг;
· снижение ставок импортных пошлин до уровня более низкого, чем в США и ЕС;
· полная либерализация экспорта и отмена мер нетарифного его регулирования;
· выравнивание внутренних и мировых цен на энергоносители, либерализация нынешнего режима валютного регулирования;
· предоставление нерезидентам национального налогового режима;
· отказ от субсидий производителям на федеральном и региональном уровнях и т.п.
Безоглядное выполнение требований ВТО может привести к росту цен на энергоносители в России (а, значит, и на все), неконтролируемому увеличению экспорта сырья и уменьшению доходов от него вследствие снижения мировых цен, резкому увеличению импорта и разорению отечественных производителей большинства товаров и услуг, а, следовательно – росту безработицы, массовому притоку иностранной рабочей силы (азиатской), не избалованной социальными гарантиями и потому более дешевой. Отмена экспортных пошлин приведет к росту цен на энергоносители и затем на все товары и услуги.
Российское законодательство не соответствует правилам ВТО в области разрешенных государством форм поддержки экономики. В случае вступления в ВТО и перехода к международным правилам (поскольку Конституцией установлен приоритет международных норм), обрабатывающая промышленность, сфера услуг и сельское хозяйство в России практически исчезнут.
Кроме того, вступление в эту организацию само по себе еще не гарантирует экономического роста. Например, хотя Кыргызстан, Молдова и Грузия вступили в ВТО, но показатели ВВП на душу населения у них остались самыми низкими среди 14 стран, принятых в последние 5 лет.
Особую сферу представляет деятельность крупных субъектов международного бизнеса в России, прежде всего – транснациональных корпораций (ТНК).
Международный бизнес (в лице крупных корпораций) представляет повышенную опасность для российской экономики, т.к.:
· отличается активностью и агрессивностью;
· его деятельность скрыта в отличие от государственных институтов или международных организаций;
· руководствуется исключительно соображениями прибыли;
· осуществляет промышленный шпионаж, от которого наши фирмы не научились защищаться.
ТНК стремятся подчинить своим интересам отрасли национальной экономики, обладающие конкурентными преимуществами.
ТНК стремятся закрепить сырьевую направленность российской экономики, а в перспективных отраслях – обеспечить свое лидерство. Им выгоден экономический кризис в стране – они дешевле скупают убыточные предприятия-конкуренты. Несмотря на общеизвестную информацию всех международных рейтинговых агентств о риске вложений в российскую экономику, доля иностранных лиц в капиталах ведущих российских компаний постоянно растет.
Проникновение субъектов международного бизнеса в Россию идет через инвестиции в капитал российских хозяйствующих субъектов (компании, банки), кредиты российским фирмам, импортируемые товары, оказание различных услуг (банковских, страховых, финансовых) и пр.
Ряд крупных ТНК уже действуют в реальном секторе российской экономики – «Дженерал моторз», «Форд», «Фиат», «Рено», «Шелл», «Макдональдс», «Кэнон», «Нестле», «Проктер энд Гэмбл», «Кока Кола», «Сименс», Эриксон» и др.
Особый вид угроз связан с деятельностью олигархов в России и возможной олигархической модернизацией России.
Следует учитывать, что олигархические группировки внесли значительный вклад в интеграцию нашей страны в мировую экономику; они обеспечивают сегодня основную часть отечественных инвестиций. Нефтяные компании обеспечили значительное снижение себестоимости добываемой нефти, снизив тем самым зависимость экономики страны от мировой конъюнктуры. Олигархические группировки сегодня во многом выступают инициаторами дальнейшей либерализации отечественной экономики.
В то же время роль олигархических групп, по мнению некоторых авторов, является антинациональной. Как субъекты российской экономики олигархи выступают, в основном, в роли иностранных инвесторов. Олигархическая собственность на территории России оформлена на иностранные юридические лица, преимущественно оффшорные компании. Семьи большинства олигархов постоянно живут за пределами России и большинство олигархов не связывает личные и семейные стратегические интересы с Россией как геополитической и этнокультурной сущностью, что порождает, в том числе, продолжение масштабного вывоза капитала за пределы России.
Серьезную опасность представляет высокая степень криминализации экономики. «Теневая» составляющая российской экономики достигла критических величин – если доля нелегального сектора в ВВП западных стран официально оценивается в 5-10%, то России – почти в 25%.
Среди общих тенденций российской организованной преступности можно выделить следующие[12]:
· отечественный криминал вышел далеко за пределы российской территории, устанавливая контакты, как с криминальными структурами, так и вполне законно действующими субъектами экономики различных государств;
· постоянно увеличивается масштаб незаконных экспортных операций с энергоносителями, особенно с нефтью, другим стратегическим сырьем и материалами, причем в действиях, наносящих ущерб российским интересам, замешаны не только отечественные организации, но и их зарубежные партнеры;
· по всей территории России возрастает активность и влияние «этнических» преступных формирований, имеющих связи с диаспорой в ближнем и дальнем зарубежье (сферами их деятельности являются экспортно-импортные операции с сырьем и дефицитными товарами повседневного спроса, фальшивомонетничество, преступления в российском золото-бриллиантовом комплексе. Используя «челночный» способ совершения преступлений, прикрываясь языковым барьером, различиями в культуре, они являются трудно уязвимыми для правоохранительных сил любой страны);
· последовательно усиливаются позиции преступных формирований в сфере наркобизнеса, растет их организованность и взаимодействие с аналогичными структурами за рубежом;
· угрожающие размеры приобретает контрабанда оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ и устройств, их утечка с воинских объектов и заводов-изготовителей, из районов военных конфликтов (одновременно современное оружие западного производства контрабандным путем попадает в конфликтные точки России);
· происходит дальнейшее укрепление материально-технической и финансовой базы криминальных структур, рост профессионализма их участников за счет расширения международных связей.
Россия также все сильнее вовлекается в процесс транснационализации преступности. Одним из ярких примеров является скандал, связанный с отмыванием денег «русской мафии» и их перечислением через «Banc of New York» фирмам, контролируемым криминальными лидерами. Только с октября 1998 г. по март 1999 г. через этот банк прошло 4,2 млрд. долл.
Следовательно, в международных экономических отношениях в условиях глобализации Россия участвует, имея слабую экономику с неэффективной структурой, резкое несоответствие между внутренним и внешним рынком при агрессивной политике сильных международных субъектов.
3. Пути повышения экономической безопасности РФ
Положение в сфере экономической безопасности России – тяжелое, но не безнадежное.
Рашид Исмаилов специалист-правовед, написавший ряд работ по проблемам экономической безопасности считает, что для ослабления внешних угроз экономической безопасности страны необходимо усиление госконтроля за движением и использованием природных ресурсов, восстановление объема геологоразведочных работ и опережение роста разведанных запасов топлива и сырья по сравнению с добычей; осуществление широкой модернизации добычи и первичной переработки топливно-сырьевых ресурсов, переход к ресурсосберегающим технологиям. Это позволит в будущем добиться относительного и абсолютного сокращения внутренних потребностей природных ресурсов, увеличить долю экспортной валютной выручки, направляемой на инвестиционные цели[13].
Чтобы ослабить импортную зависимость, необходима финансовая поддержка государством отечественных товаропроизводителей, способных выпускать товары, которые сегодня востребованы Западом. Необходимо также применять более гибкую систему таможенных пошлин, определить отрасли экономики, которые нуждаются в таможенной защите, ввести государственную монополию на ввоз лекарственных препаратов, табачных изделий, алкоголя, зерна и на вывоз нефти и нефтепродуктов, цветных металлов и т. д.
Лыкшин С. и Свинаренко А. отмечают, что рыночная экономика (особенно в такой стране как Россия) немыслима без элементов централизованного руководства. Там, где это разумно, необходимо активно внедрять методы государственного планирования и руководство экономической жизнью страны[14].
В этой связи можно выделить основные направления государственно-правового регулирования экономики в целом и предпринимательской деятельности в частности. Это, в частности: государственная собственность и предпринимательство, использование форм и методов государственного планирования и нормирования (нормы, нормативы, квоты, система государственных, региональных и муниципальных заказов); государственное регулирование национального рынка России, государственное регулирование международных экономических отношений
В экономической программе России надо основной упор сделать на развитии (с элементами мощной государственной поддержки и протекционизма) системообразующих отраслей народного хозяйства, таких как машиностроение, металлургическая промышленность, топливно-энергетический, химико-лесной комплексы, легкая промышленность. Именно в эти сферы экономики следует целенаправленно и систематически осуществлять инвестиции и вливания капитала.