Смекни!
smekni.com

Становление мировой экономики и особенности современного этапа (стр. 2 из 4)

Среди важнейших причин более слабого, чем в прошлом, инфляционного давления на восходящих фазах цикла выделяется не только асинхронность цик­лической динамики в ведущих мировых экономических центрах. Внедрение тру­досберегающих технологий и ослабление профсоюзов также позволили добить­ся опережения темпов роста производительности труда над темпами повышения заработной платы. Считается, что рост издержек (особенно на заработную плату) тормозят, кроме того, дерегулирование и известное усиление конкуренции со стороны производителей из развивающихся и бывших социалистических стран. Важной особенностью развития мировой экономики 90-х гг., наиболее четко обозначившейся к середине десятилетия, явилось постепенное, непоследователь­ное, но все же очевидное преодоление промышленного спада. Деловые циклы ведущих стран мира по-прежнему сохраняют определенную асимметрию.

Так, подъем наблюдается в США; преодолевает застой Япония; закончился длительный период стагнации в Великобритании; после воссоединения, иници­ировавшего крупные инвестиции для выравнивания развития экономики старых и новых земель, справляется со спадом Германия; Франция и Италия находятся все еще в полосе низкой деловой активности, но и у них появились признаки оживления.

Статистические данные показывают, что в целом мировая экономика чаще находится в фазе циклического подъема. Однако в целом в странах с развитой рыночной экономикой, несмотря на не­благоприятные внешние воздействия, преобладала тенденция к ускорению эко­номического роста.

Поскольку большинство ведущих стран континентальной Европы вступили в фазу подъема значительно позже США, в Германии, Франции и Италии его при­знаки четко проявились позже. На протяжении последних лет в Японии обозначилось некоторое ухудшение ситуации — экономический рост постоянных цен снизился. Непосредственной причиной его замедления стали принятые ме­ры по ужесточению бюджетной политики в рамках долгосрочной правительствен­ной программы. Повышение косвенных налогов и значительное сокращение госу­дарственных расходов по финансированию общественных работ осложнили процесс восстановления внутреннего спроса. Кроме того, вклад в создание ВВП со стороны экспортных отраслей уменьшился в связи с финансово-экономическим кризисом у основных торговых партнеров Японии в юго-восточном регионе Азии. Поиск выхода из сложившейся ситуации осложняется обострением структурного кризиса финансовой системы в стране Восходящего солнца.

Понятно, что противоречивость мероприятий экономической политики прави­тельства вызывает сомнения в ее эффективности и несколько усиливает неопреде­ленность перспектив экономического роста в Японии. Поэтому прогнозы темпов роста японской экономики в последнее время часто корректировались, причем, как правило, в сторону понижения.

На современном этапе несколько улучшились перспективы развивающихся стран, хотя и в этой группе ситуация в отдельных странах и регионах далеко не одинакова.

Оживление в экономике началось после спада 80-х годов - периода, полу­чившего у специалистов название «потерянного десятилетия». Предстоящие же десять лет могут стать этапом существенного подъема стран развивающегося ми­ра - ежегодный прирост ВВП достигнет 4,7% по сравнению с 2,7% в предыду­щий период. Это, возможно, позволит ликвидировать массовую бедность в этих странах, а следовательно, несколько расширит рынки сбыта в масштабах миро­вой экономики.

По мнению экспертов, снижение доходов от экспорта нефти может вызвать замедление темпов экономического роста нефтедобывающих стран как на Ближ­нем и Среднем Востоке, так и в Латинской Америке. Таким образом, в ближай­шей перспективе реальность усиления роли развивающихся стран в качестве на­иболее динамичной подсистемы мировой экономики будет зависеть от того, насколько быстро им удастся преодолеть последствия финансово-экономичес­кого кризиса в азиатском регионе.

Самый заметный вклад в подъем экономики СНГ внесла Россия, на долю ко­торой приходилось 3/4 совокупного ВВП стран Содружества. В то же время на Украине, в Молдавии, Тад­жикистане и особенно в Туркмении продолжалось падение промышленного производства.

На протяжении последних лет соотношение сил в мировой промышленности практически не изменилось.

Но с точки зрения географического распределения мировых промышленных мощностей, более важным представляется другое: в развитых странах по-преж­нему сосредоточены науко- и техноемкие отрасли, отрасли прорыва в XXI в.

При этом несколько укрепились позиции развивающихся стран - на их до­лю приходится до 30,0% мировых мощностей в производстве текстиля, одежды, обуви, а также нефтепродуктов. И несмотря на сохранение дихотомии мировой промышленности по научно-техническому принципу, достижения новых индустриальных стран (НИС) на этом пути делают структуру многоступенчатой. Весьма показательно в этой связи мнение известного исследователя миросистемных отношений Им. Валлерстайна, который подчеркивал, что каждая нация яв­ляется актером в структурированном экономическом окружении.

Последние достижения ряда развивающихся стран во многом связаны с их попытками придать национальной экономике более открытый характер. Слабая промышленная база и, как результат этого, страх перед иностранной конкурен­цией обусловили стремление некоторых стран отгородиться от внешних эконо­мических влияний. Однако интернационализация производства, давление тако­го органа, как Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), а также развитых государств размывали тарифные барьеры, вынуждая постепенно отме­нять ограничения для иностранных товаров. Меры, принятые ГАТТ, позволили резко снизить средний уровень ставок тарифов.

Всемирная торговая организация (ВТО) будет последовательно добиваться осуществления принципа равных возможностей в торговле.

Весьма показательно распределение мирового промышленного экспорта. До­ля в нем развитых стран к началу 90-х годов достигла 77,9%, развивающихся -16,3%, а бывших социалистических стран Восточной Европы и СССР - 5,8%.

Среди регионов развивающегося мира сохраняют лидерство страны Южной и Юго-Восточной Азии, их удельный вес повысился до 12,7% против 3,2% в 1970 г. Подобных темпов роста не добивалась ни одна развитая страна. Приведенные ци­фры показывают прямую корреляцию экспорта с уровнем национального промы­шленного производства. Столь впечатляющий результат достигнут прежде всего за счет кардинального повышения в экспорте доли наукоемкой продукции.

Эксперты ЮНИДО считают, что достаточно реалистичным выглядит вероят­ное перемещение центра тяжести мировой промышленности из США и Запад­ной Европы в регион Южной и Юго-Восточной Азии. При этом перспективы индустриального развития государств Восточной Европы и республик бывшего СССР более чем сдержанные. Доля этого региона в мировом промышленном производстве сократилась за 1975-1993 гг. на 13 процентных пунктов (главным образом за последнее пятилетие). К началу 90-х годов она составила 11,1% по сравнению с 26,5% Северной Америки и 16,4% Японии. Огромные трудности и потери бывших стран с плановой экономикой вызывались разрывом сложив­шихся связей, построением их хозяйства на жестких началах монополизма и ад­министративного управления, когда конкурентная среда была задавлена госу­дарственной собственностью. В период реформирования был неизбежен известный спад в развитии их экономики и политические катаклизмы.

При этом нельзя не учитывать и качественные различия в исходных услови­ях - сельское хозяйство Польши не было коллективизировано, в той или иной форме сохранился малый и средний частный бизнес, который стал стремитель­но возрождаться, как только возникли благоприятные экономические условия. Польша наряду с Южной Кореей, Индией, Бразилией и рядом других стран вошла в так называемую «большую десятку» государств, которые по тем­пам роста почти вдвое обгоняют средний мировой показатель.

Специалисты, исследуя процессы интернационализации производства, в по­следнее время все чаще заменяют этот термин «глобализацией». Постоянно уси­ливают свою значимость в мировой промышленности технологические переме­ны, ставшие результатом национальных НИОКР, производительности труда, менеджмента. Этот комплекс в конечном счете формирует конкурентоспособ­ность промышленности страны, ее позиции на мировом рынке.

В современных условиях производительность труда, учитывая растущую техно- и наукоемкость конкурентоспособной продукции, напрямую зависит от со­здания соответствующей среды, способствующей росту расходов на образование и науку, их престижу в обществе.

Показательно, что лидеры среди стран Латинской Америки по размерам ас­сигнований на образование (Бразилия и Мексика) сумели заметно увеличить до­лю в своем экспорте наукоемких промышленных товаров, которая к началу 90-х годов повысилась до 54,0% у Бразилии и 60,0% у Мексики. Южная Корея стре­мится к реализации своего плана выпуска новых высокотехнологичных товаров, которые поступают на рынок в 1995-2000 гг., в том числе новое поколение ком­пьютеров, биотехнологических лекарств и т.д.

Все это ведет к резкому ограничению возможностей для РФ вы­хода на мировой рынок со своей промышленной продукцией. На фоне набира­ющей темпы роста промышленности в развитых странах, усиления позиций но­вых индустриальных стран в мировой промышленной структуре, отставание в этой сфере может закрепить сохранение «периферийного» положения России в современном мировом хозяйстве.

Тем не менее, несмотря на ухудшение экономической ситуации в ряде реги­онов, для мировой экономики в целом последние годы можно считать сравни­тельно благоприятным периодом. При этом анализ важнейших тенденций хо­зяйственного развития в основных регионах мира позволяет ожидать, что и в ближайшем будущем в мировой экономике будет продолжаться подъем с соот­ветствующим улучшением базовых экономических показателей.