Смекни!
smekni.com

Административные правонарушения, посягающие на права граждан: общая характеристика и виды правонарушений (стр. 3 из 8)

Пункт 6 ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» запрещает проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан вблизи объектов религиозного почитания. Гарантией реализации этого требования и является норма ч. 2 данной статьи.

Объективная сторона правонарушения по ч. 2 статьи 5. 26 заключается в совершении одного из следующих действий: а) оскорблении религиозных чувств граждан – публичным образом или в частном порядке путем грубого, неуважительного отзыва, высмеивания религиозных догм и канонов, которые исповедует гражданин, или личных качеств гражданина, связанных с его религиозной принадлежностью; б) осквернения почитаемых гражданами предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики (циничное поругание, унижение, опорочивание, издевательство над принципами индивидуальной и общественной нравственности), однако, что важно для правильной квалификации деяния, без признаков повреждения или уничтожения.

Субъектом правонарушения по ч. 2 могут быть достигшие 16-летнего возраста граждане. Субъективная сторона – умысел.

2. Нарушение административного законодательства о труде и о несовершеннолетних

2.1 Нарушение административного законодательства о труде и об охране труда

Целями законодательства РФ о труде и об охране труда являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о труде и об охране труда.

С объективной стороны (ст. 5.28) рассматриваемое правонарушение может быть выражено как в неправомерных действиях, так и в бездействии, создающих различные препятствия ведению переговоров о заключении коллективного договора, соглашения, а также нарушающих установленный срок их заключения.

С объективной стороны ст. 5.29 рассматриваемое правонарушение может быть выражено в бездействии работодателя или лица, его представляющего, что создает препятствия для осуществления контроля за выполнением коллективного договора, соглашения.[7]

С объективной стороны ст. 5.30 рассматриваемое правонарушение может быть выражено в бездействии, т.е. в отказе работодателя или лица, его представляющего, заключить коллективный договор, соглашение.

С объективной стороны ст. 5.31 рассматриваемое правонарушение может быть выражено как в действиях, так и бездействии, направленных на нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению.[8]

С объективной стороны ст. 5.32 рассматриваемое правонарушение может быть выражено как в действиях, направленных на создание препятствий проведению собрания (конференции) работников, так и в бездействии.

С объективной стороны ст. 5.33 рассматриваемое правонарушение может быть выражено как в конкретных действиях, так и бездействии, направленных на невыполнение обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительных процедур.

С объективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть выражено в конкретном действии работодателя – увольнении работников.

Субъектом правонарушения является работодатель (должностное лицо – руководитель организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности), индивидуальный предприниматель, юридическое лицо. Следует отметить, что ответственность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за нарушение законодательства о труде и охране труда установлена Федеральным законом от 9 мая 2005 г. №45-ФЗ (СЗ РФ. 2005. №19. Ст. 1752). В качестве альтернативной административному штрафу санкции предусмотрен новый вид административного наказания – административное приостановление деятельности указанных лиц на срок до 90 суток (см. комментарий к ст. 3.12). Кроме того, ч. 2 данной статьи в качестве субъекта ответственности предусматривает должностных лиц, ранее подвергнутых административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.

C субъективной стороны данное правонарушение характеризуется прямым умыслом или неосторожностью.

2.2 Административные правонарушения, посягающие на права и законные интересы несовершеннолетних

Забота о детях, их воспитание – равные право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ).[9] В соответствии со ст. 63 Семейного Кодекса РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Право на воспитание ребенка есть личное неотъемлемое право каждого родителя. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии; обеспечить им получение основного общего образования, а также защищать права и интересы своих детей. Все эти обязанности закреплены в ст. 64 и ст. 65 СК РФ.

Согласно п. 1 ст. 18 Конвенции ООН о правах ребенка ответственность за воспитание и развитие детей должна быть общей и обязательной для обоих родителей, где бы они ни находились. При передаче ребенка на воспитание опекуну, попечителю, приемным родителям в установленном законом порядке родители несут ответственность вместе с заменяющим их лицом. Временная передача родителями своих детей на воспитание родственникам, посторонним лицам либо в одно из детских учреждений не освобождает родителей от ответственности за воспитание и развитие детей. Обязанности по воспитанию детей родители и лица, их заменяющие, несут до совершеннолетия ребенка.

С объективной стороны рассматриваемое правонарушение состоит в бездействии родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, т.е. когда они не выполняют своих обязанностей по воспитанию и обучению детей: не заботятся о нравственном воспитании, физическом развитии детей и укреплении их здоровья, создании необходимых условий для своевременного получения ими образования, успешного обучения и т.д. Все это может служить основанием совершения подростком антиобщественного поступка. Однако следует отметить, что административная ответственность родителей и лиц, их заменяющих, по данной статье имеет самостоятельное основание и наступает не за совершение подростками правонарушений, а в связи с ними.

Субъектом данного правонарушения могут быть родители, т.е. лица, официально записанные отцом или матерью ребенка, а также иные лица, которых закон приравнивает к ним в части выполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних – усыновители, опекуны и попечители.

С субъективной стороны данное правонарушение выражается в умышленном неисполнении родителями или иными законными представителями несовершеннолетних своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей.

Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей.

Данная статья направлена на защиту прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни или длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений. Статьей 20 Конвенции ООН о правах ребенка и ст. 123 СК РФ провозглашено, что устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью – приоритетная форма его воспитания.

Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (СЗ РФ. 2001. №17. Ст. 1643) определяет понятие банка данных (ст. 1), предусматривая формирование регионального, федерального банков данных о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством РФ. Для формирования регионального банка данных о детях органы опеки и попечительства обязаны предоставить региональному оператору сведения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей и не устроенном на воспитание в семью по месту его фактического нахождения в срок, установленный ст. 122 СК РФ. Для формирования федерального банка данных региональные операторы обязаны предоставить федеральному оператору соответствующие сведения.

Субъектами данного правонарушения являются руководители воспитательных и лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, должностные лица органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, на который возложен учет сведений о несовершеннолетних, подлежащих передаче на воспитание в семью либо в соответствующее учреждение (перечислены в ч. 1 данной статьи).

Объективная сторона правонарушения состоит в действиях (бездействиях) лиц, нарушающих установленные законом порядок и сроки представления указанных сведений, либо в представлении заведомо недостоверных сведений, либо в иных действиях, направленных на сокрытие несовершеннолетних от передачи на воспитание.

В соответствии с СК РФ руководители воспитательных и лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения.

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. В течение трех дней со дня получения таких сведений они обязаны провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.[10]