1) неразрывная связь с государством, поскольку процесс есть специфический способ реализации власти. Основу его составляет деятельность уполномоченных властных органов, хотя процесс предполагает участие в его осуществлении и многих других сторон;
2) это исключительно юридическая, а не любая деятельность по управлению, что выражается в социальном назначении процесса – обеспечить реализацию материальных норм различных отраслей права (в рамках административного процесса нельзя применять только нормы конституционного и уголовного права);
3) направлен на разрешение определенных управленческих дел;
4) юридически результативная деятельность, т.е. такой правовой порядок, посредством которого только и может быть достигнут требуемый результат;
5) обязательное оформление результатов деятельности (промежуточных или окончательных) в процессуальных документах;
6) вызывает объективную потребность в процессуальной регламентации.
Административный процесс, несмотря на общую сферу реализации одинаковых субъектов, не тождественен управленческой деятельности. Последняя составляет реальную базу административного процесса, но может осуществляться не только в правовых, но и в не правовых формах. Административный процесс является же чисто юридической, правовой деятельностью, влекущей определенные правовые последствия и достаточно полно оформленной юридическими нормами.
Объектом административного процесса являются общественные отношения, регулируемые различными отраслями права – административного, трудового, финансового, гражданского и другими, за исключением уголовного, если они находятся в сфере правомочий органов государственного управления – исполнительной власти. Это обуславливает возможность представить административный процесс как сумму административных производств по разрешению индивидуально – конкретных дел, независимо от того, к какой отрасли права относятся регулируемые правом общественные отношения.
Видами таких индивидуальных дел могут быть:
- обращения граждан по поводу нарушения их прав и законных интересов;
- дела об административных правонарушениях;
- дела о должностных (дисциплинарных) проступках;
- дела о возмещении в административном порядке материального ущерба, причиненного государству (предприятию, учреждению, организации), в том числе о материальной ответственности военнослужащих;
- дела по административному надзору;
- дела о спорах в сфере управления (рассматриваемые арбитражными судами);
- дела об изобретениях, открытиях и патентах;
- дела о приватизации имущества и другие.
В тех случаях, когда выясняется, что дело должно быть рассмотрено судом, собранные по делу материалы направляются по принадлежности, например, по делам об ответственности за хулиганские действия, по спорам о компенсации между органами исполнительной власти.
Административный процесс – это, с одной стороны, вид юридического процесса, а с другой – правовая, урегулированная процессуальными нормами форма управленческой деятельности. Поэтому в административном процессе действуют принципы: 1)общеуправленческие, отражающие закономерности управления, и 2)процессуальные, отражающие специфику действия общих процессуальных закономерностей в сфере управленческого правотворчества и правоприменения. Мы считаем, что разделение этих принципов весьма условно в силу их взаимозависимости. [1, с. 125]
К общеуправленческим принципам административного процесса относятся: учет публичного интереса и интереса сторон; общественный контроль над административным процессом; национальное равноправие; законность. Но не следует смешивать управленческую, юридическую деятельность с процессуальной, ибо последняя выступает лишь как средство достижения целей, предусмотренных законом.
Принцип приоритета прав, свобод и законных интересов граждан в административном процессе имеет особое значение. Во-первых, уполномоченные орган (должностные лица) учреждаются с целью обеспечения интересов общества, социальных групп и отдельных граждан. Во-вторых, государство и его органы выступают как совокупная воля общества, то есть когда отношения между гражданами, иными физическими и юридическими лицами устанавливаются опосредованно. Например, правоотношения опосредованы некоторыми правилами, нормами, выступающими обязательным рациональным регулятором. В-третьих, процессуальные нормы ограничивают проявление власти в пределах процедур, которые обеспечивают признание и соблюдение абсолютных и неотчуждаемых прав человека.
Принцип признания правосубъектности предполагает создание таких требований, которые дают возможность обладать правами и обязанностями и самостоятельно осуществлять их в установленном порядке. Природа административных прав и обязанностей имеет свои особенности. Например, возможность обладать правами и обязанностями, связана с определенными условиями (например, гражданством, возрастом, состоянием здоровья и др.). Причем правовые нормы могут устанавливать общеобязательные требования, необходимые для реализации прав и обязанностей, а также указывать ограничения, связанные с участием в правоотношениях. Например, участие в процедуре конкурса на занятие вакантной должности государственного служащего, гражданин должен знать не только соответствующие требования, но и об ограничениях, которые могут быть установлены только законами Республики Казахстан.
Система процессуальных принципов известна процессуальными отраслями права, но и в этих случаях принципы классифицируются на общие, межотраслевые, отраслевые и выражающие особенности отдельных институтов. Административное право в отличие от других видов прав имеет более широкое многообразие процессов в силу подведомственности их различным актам, влияющим на правосубъектность (воинские уставы, должностные инструкции и т.д.). Мы согласны с точкой зрения о необходимости четкого нормативного закрепления этих принципов, отметим, что они должны учитывать специфику исполнительной должности (правоприменительной, юрисдикционной). [2, c.5-11]
Например, при подготовке нормативных правовых актов следует учитывать такие принципы, как плановость подготовки, обоснованность, научность, согласованность, соблюдение правил юридической техники, вступления в юридическую силу.
На административный процесс оказывают влияние организационно-правовые формы работы уполномоченных органов, их структура, методы управления. Но, так или иначе, многие придерживаются сложившейся классификации исполнительной деятельности на управленческое правотворчество и правоприменительную деятельность.
Управленческое правотворчество очень часто подвергается критике, начиная от перечня уполномоченных органов, правомочных вносить проекты нормативных правовых актов, и заканчивая тем, что исполнительная власть не способна выражать интересы общества. Но как бы мы не относились к исполнительной власти, она в соответствии с законодательством правомочна в лице уполномоченных органов (Правительство, министерств, агентств, административных органов) принимать нормативные правовые акты. Эти акты направлены на обеспечение исполнения Конституции, законов, указов президента Республики Казахстан. Их деятельность имеет правоприменительный характер. К управленческому правотворчеству относятся лишь акты, устанавливающие общеобязательные правила поведения для широкого круга лиц. Далеко не все вопросы подвластны закону, ибо он имеет пределы своих возможностей в регулировании общественных отношений. Соответственно подзаконные акты имеют собственную "нишу" правового воздействия. Именно по этому они активно задействованы в административном процессе. Правоприменитель может выполнить свое социальное назначение, если налицо, по меньшей мере, следующие условия: 1) единство правовой системы; 2) верховенство в ней закона; 3) соответствие юридического закона естественно-историческим закономерностям общественного развития. С подобной точкой зрения мы можем согласиться, но при соответствующих коррекциях некоторых позиций. Юридические акты и деятельность по правоприменению по своей сущности всегда искусственны. Если естественно-исторические закономерности являются органическими, то правоприменение обречено на обеспечение статуса всеобщности государственной воле. Поскольку эта воля вербально зафиксированная и навязанная гражданскому обществу и представляет как закон, юридический закон. [3, c. 231]
Также право обладает собственными социальными параметрами и регулирует социальную действительность. В этом контексте право существует только в границах системы. [4, c. 54]
Характер правоприменения может предопределяться фактическими обстоятельствами (например, условиями получения высшего образования, административной государственной должности и т.д.).
Та как, применению права присущ организационно-регулятивный характер и на основе актов применения права осуществляется организационная и регулятивная деятельность уполномоченных органов, правомерна классификация правоприменительной деятельности на правонаделительную и административно-юрисдикционную.
Правоприменительная деятельность – это деятельность, которая сопряжена с воплощением директивной нормативной основы управления в жизнь.
Правонаделительная деятельность в большей мере использует диспозитивные методы, так как типичные черты управления начинают меняться, а управление все больше превращаться в сферу услуг (кто обладает правом распоряжения информацией, подтверждает чье-либо право и т.д.).
Правонаделительная деятельность характеризуется правовыми возможностями уполномоченных органов исполнительной власти в случаях, установленных законом прибегать к позитивному обязыванию других субъектов совершать (или не совершать) юридически значимые действия посредством управленческого правотворчества.