- У государственного регулирования есть и финансовые ограничения: его экономическая основа, необходимая для его эффективности, - часть национального дохода, перераспределяемая через государственный бюджет и внебюджетные фонды, должна быть как можно выше, но её рост противоречит сути рыночной экономики как таковой;
- Рост налогообложения прибылей противоречит самой цели рыночного хозяйства, подрывает финансовую базу инвестиций, конкурентоспособности национальной экономики, стимулов хозяйствования, ведёт к нарушению социальной стабильности;
- Трудности и противоречия в экономической и социальной сферах, периодически усиливающиеся при ухудшении конъюнктуры, ведут к увеличению числа объектов государственного регулирования и требуют дальнейшего расширения финансовой базы госрегулирования. Очевидно, что между увеличением потребностей государства в финансовых средствах и ростом национального дохода никакой прямой зависимости и синхронности не существует; в этом одно из самых острых противоречий госрегулирования экономики. Ведь самая большая потребность в финансировании из бюджета возникает во время кризисов, т.е. когда поступления в бюджет сокращаются, социальные расходы растут, а расходы на управление, оборону и обслуживание государственного долга в лучшем случае остаются неизменными;
- Существенным ограничителем эффективности госрегулирования является инфляция. При этом речь идет не о прогнозируемой устойчивой инфляции в 1,0—1,5% в год (такая инфляция учитывается). Некоторые страны временами переживали обвальную инфляцию, когда резко снижалась эффективность государственных расходов на хозяйственные цели и инфляция временами становилась неуправляемой и парализовывала госрегулирование экономики в целом [17, с. 306-312] .
На лицо реально несовершенство государственного регулирования, его недостатки. Рассмотрим их на примере государственного регулирования в Росси в период постиндустриальной экономики. Во-первых, общественные блага производятся и предоставляются государственными предприятиями, но издержки в этом случае довольно высоки, а качество ниже необходимого. Во-вторых, в условиях рыночной экономики, как упоминалось уже выше, государство должно либерализовать рыночные отношения, не вредя их развитию. В России широко распространена практика лицензирования, что ограничивает вход новых субъектов на рынок и препятствует конкуренции. Причем поощряются в первую очередь интересы отдельных частных предприятий или представителей госорганов. Как следствие из этого факта - паразитическое эксплуатация бизнеса чиновниками и правоохранительными органами. В это время господствует ложное мнение, что такие виды общественных благ, как здравоохранение – медицина и образование являются прерогативой государства, хотя частный сектор сегодня предоставляет довольно качественные услуги в этих сферах. В-третьих, это чрезмерная централизация – недоверие регионами местному самоуправлению, а также дефицит институтов гражданского общества, свободных Средств Массовых Информаций [7, с. 116-118]. Следует сказать, что к тому же государственные службы, например контроля, не всегда обеспечивают экономические структуры качественной актуальной информацией. В-четвёртых, из-за отсутствия слаженности в работе таможенных служб возникают сложности в сфере внешнеэкономической деятельности. По результатам исследования «Россия: как объект инвестиций»: коррупция и административные барьеры занимают первые два места среди препятствий для иностранных инвесторов [19, с. 41]. С этой же стороны можно прокомментировать налоговую политику государства. «Снижение ставок налогообложения на деле многократно компенсируется ужесточением налогово-административного бремени. При этом фискальная функция налоговых и таможенных систем продолжает подавлять регулирующую и стимулирующую, что ведет к прямому ухудшению инвестиционного климата страны» [19, с. 43]. Причиной одного из основных стратегических просчётов государства является отсутствие в стране должных демократических свобод. Это не позволяет российской национальной правовой системе успешно конкурировать с развитыми странами мира. Люди мигрируют в поисках свободы для деловой активности за рубеж, а это утечка реальных человеческих ресурсов и как следствие угроза экономической конкурентоспособности страны в целом [7. с. 116-119].
3.2. Пути повышения эффективности государственного регулирования экономики
Во имя разрешения выше указанных противоречий государственного регулирования экономики и повышения эффективности его функционирования следует предусмотреть ряд действий, направленных на предотвращение разного рода рисков, а также негативных последствий глобализации экономики.
1. Необходимы формирование и последовательная реализация структурной политики, отвечающей новым вызовам глобально экономики. Эта политика должна основываться на максимальном использовании передовых технологий и «экономики знаний», создающих условия для долгосрочного экономического роста и уменьшающих зависимость от мировой конъюнктуры. Поскольку современная конкуренция — не просто соперничество отдельных компаний за рынки сбыта, а конкуренция экономических систем, обеспечивающих прочные позиции страны и ее бизнеса в мире, то в этих условиях требуется активизация всех механизмов экономической политики и всех субъектов «экономического пространства» для скоординированного решения стоящих задач.
2. С учетом усиления глобальных геополитических и экономических рисков крайне актуален выбор экономических механизмов и подходов, поддерживающих устойчивый рост и одновременно минимизирующих внешние риски. Здесь важны внутренние «точки опоры» экономического роста, которые стимулировали бы спрос, обеспечивали необходимый уровень инвестиций и адекватные масштаб и структуру производства, что невозможно без прочной финансовой базы, в которой внешние источники финансирования постепенно вытеснялись бы внутренними [9, с. 34]. Подразумевается в частности осуществление госрасходов – вложение денег в инфраструктуру с целью развития регионов, и как следствия прилива частного капитала в них [12, с. 17-18].
При этом нужна скоординированная денежно-кредитная и финансовая политика, направленная на решение структурных задач и создающая условия для формирования адекватных финансовых ресурсов. Должны сыграть свою системообразующую роль специализированные институты (банки развития и т. д.). Большое значение имеют налоговые механизмы, стимулирующие соответствующие направления развития; механизмы гарантий, существенно уменьшающие кредитные риски, и др.
Важно, чтобы средства, зарабатываемые российской экономикой и необходимые для ее развития, поступали в неё же, а не «замораживались», либо инвестировались за рубеж, поддерживая тем самым экономический рост в других странах. Причем сначала такую поддержку мы оказываем посредством наших сырьевых поставок, удовлетворяющих внешний спрос, а затем там же размещаем полученные нами финансовые ресурсы. При этом финансирование внутренних российских потребностей осуществляется с внешних рынков (что влияет на инфляцию ничуть не меньше, чем возможное использование внутренних средств).
3. Необходимость проведения прогрессивных структурных преобразований в экономике и реализации инновационных проектов требует использования механизмов создания «длинных» денег в рамках денежного предложения. Это позволяет, во-первых, с учетом приоритетов экономической политики, теснее увязывать денежно-кредитную и структурную политики, а во-вторых, обеспечить поступление «длинных» ресурсов в экономику за счёт кредитования на долгие сроки.
4. Следует повысить роль Центрального банка, который должен выполнять функцию кредитора последней инстанции. Кроме того, функции Центрального банка нужно расширить, дополнив чисто финансовые задачи — контроль над инфляцией и валютным курсом — целями поддержания экономического роста и занятости. При этом нужно выработать комплексные подходы по формированию денежного предложения (монетизации), увязывающие политику Центрального банка с задачами бюджетной, промышленной, региональной структурной политики. Необходимы также меры по укреплению банковского сектора, его капитализации. Для этого приемлемы меры по введению налогов льгот на банковскую прибыль, если она будет направлена на увеличение капитала. Следует более полно использовать банковский потенциал, направляя часть их ресурсов на создание системообразующих основ фондового и денежного рынков (ипотеку, долгосрочные кредиты и др.)
5. Требуется более тщательный мониторинг движения капиталов, причем не только из страны, но и, что не менее важно, в страну. При этом нужно уделять внимание качеству капитала, срокам, характеру и направлениям его использования. Следует также рассмотреть возможность введения мер по регулированию объемов корпоративных внешних заимствований. Основной акцент здесь должен быть сделан не столько на административные (ограничительные) рычаги, сколько на повышение заинтересованности участников рынка в работе с рублевыми инструментами.
6. Меры по валютной либерализации должны сопровождаться разработкой механизмов и рычагов чрезвычайного характера, которые можно быстро задействовать при наступлении кризисных событий. Нельзя допустить, чтобы формирующуюся финансовую стабильность подорвали спекулятивные операции или колебания мировой конъюнктуры. Опыт последних лет показал, что «глобальные правила игры», предполагающие быстрые и крупномасштабные переливы капиталов, могут спровоцировать глубокие кризисы. Поэтому при всей важности валютной и финансовой либерализации она должна проводиться постепенно, по мере укрепления рынка и повышения его устойчивости к внешним токам.