Чтобы построить равноправную справедливость, надо реализовать принцип распределения по трудовому вкладу в стоимостном плане, что требует адекватного понимания механизма образования стоимости в процессе труда. На основе этого понимания можно построить адекватный механизм распределения дохода, пропорционального трудовому вкладу. Отношения распределения – это отношения собственности, следовательно, задача построения экономически справедливого общества сводится к построению справедливых отношений собственности. Безусловно, достичь, идеальной справедливости трудно (а может быть и невозможно), речь может идти лишь о приближении к идеалу. В любом случае надо выявить идеальный механизм образования новой стоимости в процессе труда (производства).
Чтобы построить адекватное правовое поле отношений присвоения (собственности), надо выявить пути и источники естественного формирования стоимости продуктов производительной деятельности человека. Затем следует построить такое право, которое поставит заслон отчуждению человека от результатов его производительного труда. Дело в том, что вновь создаваемая стоимость при общественном разделении труда создается благодаря сложному взаимодействию персонального трудового вклада живого труда каждого, совокупного общественного прошлого труда всего общества и общественных средств производства. Поэтому проследить путь образования новой стоимости персонально для каждого невозможно в принципе, следовательно, и измерить стоимость персонального труда практически невозможно. Но вполне реально построить такой механизм вознаграждения труда, то есть такие отношения собственности, которые смогут, по крайней мере, сводить к минимуму возможность присвоение стоимости чужого труда.
В общем случае можно утверждать, что труд каждого идет на обеспечение жизнедеятельности собственной личности, семьи (воспитание и образование потомства), трудового коллектива (если человек занят в общественном производстве), региона и страны в целом. Механизмы образования, учета и обращения вновь созданной стоимости для личности, для семьи, для трудового коллектива и для региона (страны) различны. Различными должны быть и отношения собственности личной (частной), семейной, коллективной, национальной (региональной, федеральной). Если самой системой права будет введен запрет на присвоение чужого труда в каждой форме собственности, то тем самым будет ликвидирована основа социальной несправедливости.
Итак, основой построения справедливого общества (по критерию равноправной справедливости), является адекватное понимание естественной природы образования стоимости. Утверждается, что традиционная теория прибавочной стоимости исчерпала себя, она неадекватно выражает суть образования вновь создаваемой стоимости, и потому не может лежать в основе адекватных отношений собственности. Именно этим и объясняются неудачи построения социалистической экономики, и как следствие, распад СССР.
Более адекватная модель образования вновь создаваемой стоимости, которая может лечь в основу построения социально справедливого общества, предложена Пунтусом В.И.
Кратко суть сводится к следующему: источником прибавочной стоимости является не прибавочное время, не прибавочный простой живой труд и вообще не текущий живой труд, а прошлый труд, капитализированный как в умении и навыках живого сложного труда, так и в средствах производства. Простой живой труд «лишь» умножает, переносит стоимость, капитализированную в умении и инструментальных средствах. Если полагать, что стоимость «рабочей силы» определяется лишь затратами на ее воспроизводство, то источником прибавочной стоимости (после справедливого расчета с «живым трудом» и производственными затратами) являются: 1)интеллектуальная составляющая персонального прошлого труда, капитализированная в сложном (квалифицированном) живом труде, и 2)интеллектуальная составляющая прошлого труда всего общества, капитализированная в инструментальных средствах производства. (А также стоимость природных ресурсов, но это отдельная тема).
Отсюда следуют два важных вывода для построения социально справедливой экономики. Первый. Квалификация работника содержит стоимость труда всех тех членов общества, которые вложили свой персональный труд в образование этой самой квалификации, и потому все члены общества, вложившие свой труд в образование «производителя» должны являться сособственниками результатов труда «производственного» работника. Это учителя, врачи, писатели, журналисты, одним словом, работники нематериальной сферы.
Второй вывод. Поскольку интеллектуальная составляющая инструментальных средств производства также является результатом труда работников «непроизводственной» сферы экономики (ученые, инженеры, книгопечатники и т.д.), то подлинными хозяевами индустриального продукта наряду с непосредственными производителями являются также и носители «интеллектуальной» составляющей стоимости средств производства.
Если учесть, что немалую долю стоимости коллективного продукта составляет организационный труд предпринимателей и администраторов всех рангов, то получается важный политический вывод: с позиций построения справедливого общества невозможно выделить тот господствующий класс, диктатура которого является основной движущей силой. Также и в экономике не правильно выделять производственную сферу как базис экономики, скорее напротив, базисом экономики являются не материальная сфера, а сфера по «производству» умения человека и организации людей в коллектив, которая является первоисточником прибавочной стоимости.
Речь вовсе не идет об умалении труда работника материального производства, и не о чрезмерном возвеличивании труда умственного или организационного (предпринимательского). Любая крайность чревата.
Социальная экономическая справедливость здесь предполагает, что живой текущий труд человека должен цениться по его стоимости, независимо от профессии и рода деятельности, но с учетом его полезности. Способности человека к труду, как и любые другие способности не могут различаться более чем, скажем, в 10 раз. Следовательно, и доходы не должны различаться более, чем в 10 раз. Критерием социальной справедливости общества может быть справедливость законного получения жизненных благ. Это можно назвать распределением, присвоением, собственностью, льготами, не в названии дело. Если в обществе социальное расслоение условно говоря, более, десяти , то социальная справедливость нарушена. Следовательно, надо так изменить отношения собственности, механизм государственного распределения и т.д., чтобы расслоение приблизилось к той норме, которая заложена в природе способностей человека. Разница доходов в четыре-пять раз достаточно для оптимальной мотивации труда, можно показать, что большая разница снижает эффективность национальной экономики.
Из такого рассмотрения следует необходимость в кардинальной реформе права собственности, где должны быть регламентированы права личной (частной), семейной, коллективной, региональной собственности в соответствии с естественным механизмом их формирования.
Исследование социальной справедливости как фактора эффективности экономики является одной из фундаментальных проблем экономической теории. В настоящее время в России широкое распространение получили нарушения хозяйствующими субъектами правовых норм и этических правил экономического поведения, и в частности требований социальной справедливости. В этих условиях система государственного регулирования нуждается в мощной институциональной поддержке, ориентированной на повышение уровня социальной справедливости в экономических отношениях.
Немало политиков, экспертов и ученых утверждают, что эффективность национальной экономики и построение гражданского общества в России во многом зависят от того, насколько соблюдаются принципы социальной справедливости во всех сферах общественной жизни, включая экономику. Так, академик Л. Абалкин подчеркивает, что главный ориентир социальной политики на современном этапе - всемерное стимулирование экономической активности, формирование предпосылок, при которых каждый человек сможет своим трудом, энергией, инициативой и талантом обеспечивать достаточные условия жизни для себя и своей семьи. Это отвечает как требованиям эффективности, так и принципу социальной справедливости общества. В данных целях необходимо создание социально ориентированных и экономически эффективных институтов национального хозяйства.
Неотъемлемая обязанность, миссия и "доминирующая компетенция" государства - реализация присущих ему функций, в том числе институциональной. Речь идет о роли государства в создании (заимствовании, переносе, трансплантации и т. п.) и закреплении институтов - формальных и неформальных законов, правил и норм общественной жизни общества.
Социальную справедливость в экономических отношениях рассматривают как особый вид социально-экономического института.
Для ее обеспечения на государственном уровне необходимо разработать соответствующий институциональный механизм.
Стратегия смены административно-командной системы управления в России в значительной мере основывалась на идее формирования отечественной экономики по образцу западных стран, путем трансплантации или заимствования институтов, показавших свою эффективность, правда в иных институциональных условиях. Невозможность прямого переноса зарубежных институтов, составляющих основу открытого общества, убедительно доказал негативный опыт российских реформ. Насильственное навязывание альтернативных институциональных моделей в соединении, в частности, с искаженными. представлениями об автоматическом достижении социальной справедливости в условиях рынка привело к резкому ухудшению социального и экономического положения большинства населения страны.