Вторую группу образуют торгово-промышленные регионы России. Сегодня здесь аккумулируется значительная часть капитала, сформировались банковские и финансово-промышленные структуры.
Рост экономического потенциала и суверенизацию этих территорий следует рассматривать в контексте глобальных изменений. В мире появились новые региональные центры, обладающие большими ресурсами и перспективами развития, в Европе происходит расширение ЕЭС. Сотрудничество с новыми международными центрами открывает перед приграничными регионами и их элитами новые возможности. С учетом этих изменений в ряде регионов формируются свои концепции развития.
По своим ориентирам торгово-промышленные регионы близки регионам первой группы. Они имеют четко выраженную прореформаторскую направленность.
Их заинтересованность в углублении экономических реформ обусловлена стремлением реализовать накопленный экономический потенциал. Со временем эти регионы могут превратиться в «очаги экономического роста».
Местные элиты, пользуясь стратегическими позициями своих территорий, стремятся понизить уровень государственного управления со стороны Федерального центра и ведут себя достаточно уверенно и независимо по отношению к нему.
В третью группу входят промышленно развитые регионы. В их экономической структуре преобладает наукоемкий ВПК или традиционная тяжелая промышленность.
Существуют две модели развития, используемые в данных регионах. Одни регионы отстаивают вариант российской модернизации при активном участии государства. Предлагаемая ими модель экономического развития предусматривает перераспределение части доходов от экспорта в пользу отечественной тяжелой промышленности. Для ее реализации требуется сильное, возможно, авторитарное государство, способное осуществлять политику перераспределения.
Иной стратегии придерживаются регионы, в которых высокая концентрация наукоемкого ВПК не позволила местным властям рассчитывать на поддержку государства для всех предприятий области. В этих регионах местная элита избрала радикальные рыночные средства, сделала ставку на привлечение инвестиций и активное сотрудничество с Западом.
Четвертую группу образуют аграрные и аграрно-промышленные регионы. Эти территории существуют за счет собственных ресурсов, полностью обеспечивают себя продовольствием и частично потребительскими товарами. Региональные элиты наиболее последовательно отстаивают интересы отечественных производителей и высказываются за ограничение импорта. Самодостаточность определяет стратегические интересы агропромышленных и аграрных регионов: они тяготеют к замкнутости. В политическом плане регионы этой группы отличает некоторая оппозиционность власти.
В пятую группу входят депрессивные регионы. Они обладают низким экономическим потенциалом, их перспективы развития проблематичны. В этих регионах, представленных главным образом национальными республиками, на депрессивную экономику накладывается этнический фактор. Впрочем, регионы этой группы, несмотря на постоянную финансовую подпитку из Центра, на словах декларируют собственную финансовую независимость. Здесь местные элиты сформировали жесткую модель государственного управления и полностью контролируют экономику.
Политические предпочтения регионов этой группы зачастую определяются напрямую первыми лицами в регионе.
Рассмотренный критерий стратификации региональных критериев основывается на объединении регионов в группы интересов по экономическим, социальным, историческим и прочим принципам. Возможны и другие критерии стратификации интересов, например, объединение регионов в группы интересов, исходя из принципа сохранения межрегиональных финансовых потоков и социально-политических связей. Таким образом, сегодня можно говорить уже не просто об объединенных по формальным признакам группах региональных интересов, но о формирующемся общем региональном интересе, который становится все более весомым фактором политической жизни современной России.
На региональном уровне присутствуют различные заинтересованные группы, однако политический вес их неодинаков. Наиболее влиятельными являются собственно региональная власть, представленная президентом/губернатором, администрацией, региональными структурами федеральных органов, и группы экономических интересов в лице местных предпринимателей, руководителей предприятий и других экономических субъектов, действующих в регионе. Партии и общественные организации большого влияния на политическую жизнь в регионе не оказывают.
Региональные интересы формируются в двух плоскостях: экономической и политической. Выразителями экономических интересов являются представители экономической элиты, политических интересов, учитывая российскую специфику, – представители элиты властной. От того, какую линию поведения избирает каждая из сторон и как они взаимодействуют между собой, зависит понимание региональными элитами интересов своей территории и то, как они формулируются. В современной России сложилось несколько моделей взаимодействия экономических и политических факторов. Можно выделить следующие модели: патронаж, партнерство, подавление или борьба всех против всех, приватизация власти.
Механизмы отстаивания региональных интересов различны. Они зависят от экономического потенциала территории, ее политического веса и представительства, авторитета местного руководства, его связей в структурах власти и личных контактов с ведущими московскими политиками. Способы защиты региональных интересов также неодинаковы, они бывают индивидуальными и коллективными. К наиболее распространенным механизмам лоббирования региональных интересов относится отстаивание частных решений через ключевые фигуры российской политики и региональных интересов – через законодательную и исполнительную власть. Самый эффективный канал лоббирования в России – это «проведение» нужных решений через видных московских политиков. Руководители дотационных, зависимых от Центра территорий устанавливают личные контакты с властью в Москве, чтобы затем пробивать для своего региона госзаказы, дотации, субсидии, трансферты. К этому же средству прибегают и лидеры регионов, стремящихся найти самостоятельный выход из кризиса. Но цель у них иная – заручиться поддержкой Центра для проведения своего варианта реформ.
Другим механизмом отстаивания интересов территории стало землячество. Среди видных московских политиков немало выходцев из провинции. Они, как правило, продолжают поддерживать отношения с местными элитами, оказывая помощь малой родине.
Региональные интересы, как и отраслевые, создают вертикальные элитные группы, в состав которых входят сегменты федеральной и региональной элиты: видные московские политики, представляющие группу интересов в структурах исполнительной и/или законодательной власти, а также представители властных и экономических элит региона.
Сегодня интересы регионов учитывают внутренние экономические, социальные, политические условия, а также международные возможности территорий.
Изменился и механизм формирования интересов. В прошлом интересы регионов вырабатывались властной элитой. Сегодня они в ряде регионов оформляются в процессе согласований и активного взаимодействия наиболее влиятельных заинтересованных групп – властной и экономической элиты. Отношения между этими двумя элитными группами оказывают решающее воздействие на достижение политической и экономической стабильности в регионе и выработку эффективных антикризисных решений. Вместе с тем изменился и механизм представления региональных интересов на федеральном уровне. Новый принцип формирования Совета Федерации позволяет организовать эффективное представительство интересов регионов, так как все вопросы отстаивания и продвижения региональных интересов теперь возложены напрямую не на глав законодательной и исполнительной власти региона, а на их представителей. Несомненно, подобный принцип способствует формированию состава Совета Федерации как профессионального лоббистского органа и профессиональной лоббистской деятельности в целом.
1. 2. Задачи комплексного развития экономических районов РФ
В качестве задач социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия. Так, ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. Возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель – здоровье людей. Поэтому в данном случае конфликт между целями не носит абсолютно неразрешимого характера. Однако в других случаях конфликт целей развития требует особого рассмотрения и специальных методов разрешения.
Соответственно целям развития регионов строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые различия между странами и регионами в иерархии ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс развития человека, разработанный в рамках Программы развития ООН. Данный показатель ранжирует страны по восходящей от 0 до 1. При этом для расчета используются три показателя экономического развития: