Анализ позволяет выстроить совокупность факторов, которые смогли вызвать такой эффект и уверенно заключить, что в труднейшее для страны время, примерно, в апреле 1949 г., в Японии было найдено столь эффективное решение проблемы изыскания средств для инвестиций в инновацииза счет внутреннего источника,что в период с 1950 г. до 1980 г. (годы наиболее быстрого подъема японской экономики со дна извечной бедности до высших уровней благосостояния) иностранные денежные инвестиции в Японскую экономику были вообще запрещены японским законодательством. С 1980 г. иностранные инвестиции в Японии разрешены в определенной мере, пожалуй, с тем, чтобы не привлекать к стране внимание, но приобретение более 10% акций любой из компаний допускается только с согласия Банка Японии, действующего в данном вопросе в качестве представителя и министерства финансов, и соответствующего отраслевого министерства. При этом запрос на такое согласие может испрашиваться инвестором только через представляющее его интересы лицо, постоянно проживающее в Японии. В течение 2 недель Банк Японии рассматривает такое обращение и выдает заявителю разрешение или отказ.[6] И главный вопрос, который при этом, как видно, негласно решается: если проект эффективный, то для чего Японии, денежные средства иностранного инвестора, почему бы Японии самой не стать инвестором данного проекта?
Ключ к понимаю успехов Японии обнаруживается именно в особенностях ее денежно-кредитной политики. Основным источником финансирования как национальных, так и зарубежных японских компаний СТАЛА НАЦИОНАЛЬНАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА.Суть японского решения проблемы финансовых инвестиций, заключается в следующем:
–ИНВЕСТИЦИОННАЯ,а не кредитнаяфункция стала основной в деятельности Банка Японии, В ЭТОМ ГЛАВНОЕ! В ЭТОМ КЛЮЧ японского секрета к быстрому подъему экономики. Банк Японии стал активно искать, тщательно анализировать и инвестировать, а не кредитоватьнациональные инвестиционные проекты за счет эмиссии йены! **
На этом остановимся особо.
Достаточно сделать элементарный расчет двух вариантов одного и того же инвестиционного проекта: 1) по варианту реализации его за счет кредитов, и 2) по варианту реализации его за счет прямых инвестиций, чтобы понять секрет вдруг неожиданно возникшей после 1950 г. конкурентоспособности японских предприятий на мировых рынках (результаты расчета - см. рис.9).
Проанализируйте на графикахкачественнуюроль влияния кредитов и инвестиций на конкурентоспособность предприятий,это крайне важно!
Причем чем выше капиталоемкость отрасли, тем больше выигрыш в конкурентоспособности по схеме прямых инвестиций, по сравнению со схемой кредитного финансирования ее бизнес-планов. Вот потому-то стратегией Японии и стали наиболее капиталоемкие отрасли производства. При этом акции лучших перспективных конкурентоспособных производств становятся собственностью национальной системы Японии и 100-процентным(!) обеспечением денежных знаков Банка Японии, буквально в момент их эмиссии в такое производство.
Акции лучших предприятий, как всем известно, растут в стоимости относительно любых валют, подверженных инфляции, и приносят инвестору прибыль. Соответственно, активы Банка Японии стали расти значительно быстрее его обязательств по инвестиционным эмиссиям. Йена стала самой обеспеченной валютой в мире. Банк Японии стал способным всегда обеспечивать (и обеспечивает) свои обязательства по выпускаемым в обращение национальным деньгам.
Поэтому установленный в апреле 1949 г. еще американской оккупационной администрацией генерала Макартура единый паритетный курс – 360 иен за доллар США стал ответственно поддерживаться Банком Японии. В мае 1953 г., когда Международный валютный фонд утвердил ее паритет в 2,5 миллиграмма золота, йена приобрела статус международно-признанной валюты. И далее Японией была реализована стратегия на повышение курса йены. В ходе целой серии последовательных ревальваций по отношению к доллару и другим зарубежным валютам «вес» иены значительно вырос. Она оказалась сильнейшей валютой мира, стала приниматься в банках мира лучше доллара, использоваться в мировой экономике как средство обращения и накопления, не возвращаясь к эмитенту. При этом важным шагом для Японии стал отказ ее в 1964 г. от согласований своей политики валютных курсов с МВФ. Отслеживая ситуацию на международном валютном рынке, Япония проводит неожиданные и очень мощные (на миллиарды долларов) валютные интервенции, скупая доллары за счет фидуциарных (основанных лишь на доверии) эмиссий йены, получая этим огромные доходы для страны.
В результате:
1) японская экономика получила огромный национальный инвестиционный ресурс. Японские предприятия, получив достаточные инвестиции, а не кредиты(следует еще раз осмыслить эту разницу с точки зрения влияния на конкурентоспособность предприятий, см. еще раз рис.9),
осуществили прорыв на всех перспективных направлениях, стали производить и продавать на внешнем рынке конкурентоспособные товары за иностранную валюту с прибылью;
2) прибыль от инвестиций стала доставаться (и достается) Японии;
3) йена оказалась объективно предпочтительней для экспортеров, чем валютные знаки любой другой страны. И потому Банк Японии без каких-либо директив стал получать в свое распоряжение всю валютную выручку японских предприятий, скупая ее за эмиссируемые им также и для этих целей йены;
4) огромные валютные поступления в страну стали аккумулироваться в Банке Японии, но не с целью накопления его валютных резервов, как, например, в России, а использоваться Банком Японии для инвестиций Японии в наиболее перспективные зарубежные инвестиционные проекты и скупки наиболее доходных государственных облигаций правительств развитых стран. Основная часть японских зарубежных инвестиций стала поступать (и поступает) именно в наиболее развитые страны по принципу одностороннего движения.
5) акции наилучших зарубежных инвестиций устоят в любом кризисе относительно инфлирующих денег. Соответственно и активы Банка Японии, опять же, росли быстрее, чем его обязательства по эмиссиям йены, осуществляемым для покупки иностранной валюты с целью ее последующих эффективных инвестиций;
6) страна "купается" в национальных инвестициях (см. еще раз рис.4, рис.5,иллюстр.3),
экономика Японии насыщена национальными деньгами и наращивает конкурентоспособность, в страну поступают потоки валюты, но иностранная валюта не «квасится» в Японии, а направляется в национальные и зарубежные инвестиционные проекты, их ценные бумаги, опять же, укрепляют йену и Японию;
7) внутренние и внешние инвестиции соответственно приносят прибыль. Банк Японии стал важным источником обеспечения бюджета за счет прибыли от инвестиций, что снижает потребность в налогах и способствует дальнейшему росту конкурентоспособности национальных предприятий.
С 1950 г.японская экономика, НАЧАВ С САМОГО НИЗКОГО В МИРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТАРТА, стала быстро подниматься за счет новой стратегии в банковском деле, стараясь не привлекать к себе внимания. Объем денежных сбережений населения стал наибольшим в мире. Курс йены к доллару США за 50 лет поднялся более чем в три раза. Японские коммерческие банки стали крупнейшими в мире, заняв к 1987 году первые 10 мест среди коммерческих банков мира по размеру вкладов. [7] И страна, не имея природных богатств, стала крупнейшим в мире экспортером. И подчеркнем еще раз, – стала главным инвестором мира, инвестируя эффективные иностранные бизнес-проекты как йенами, так и долларами, евро и др., обеспечивая дополнительную прочность своей валюты и перспективу Японии накоплениями в лучших зарубежных средствах производства. В итоге наиболее перспективные предприятия во многих странах уже принадлежат Японии и приносят ей прибыль. И потому Япония в настоящее время – негласный мировой лидер по темпам прироста национального богатства, уровня и продолжительности жизни населения. Она может позволить себе даже сокращать валовой внутренний продукт на своей территории в целях оздоровления экологии, порой маскируя этим успехи и дезинформируя конкурентов о якобы больших проблемах в ее денежно-кредитной системе.
В определенной мере эту же механику в денежно-кредитной сфере, возможно даже не вполне осознанно, начиная с 1978 г., реализует и Китай, инвестируя свой государственный сектор, а также привлекая вклады населения в акции национальных предприятий и другими мерами финансовых вливаний, в том числе и снижая проценты по кредитам. В то время как национальные банки других стран, будто древние ростовщики, только кредитуют экономику своих стран. Поэтому Китай стал быстро подниматься (см. рис.10), а США закономерно ввергли свою экономику в очередной кризисный цикл (см. иллюстр.4).