Дополнительную динамику притоку иностранных инвестиций в последние годы придают планы проведения в Китае крупных международных мероприятий (Олимпийские игры 2008 года в Пекине, Всемирная выставка ЭКСПО-2010 в Шанхае). С учетом высокой динамики заключения новых инвестиционных соглашений, в КНР рассчитывают, что к 2010 году размеры накопленных иностранных инвестиций достигнут1 трлн. долл.
Среди основных иностранных инвесторов лидируют Гонконг, Виргинские острова, Япония, Корея, США, Тайвань, Сингапур, Германия и др.
Около 2/3 притока иностранных инвестиций приходится на зарубежных предпринимателей китайского происхождения, в том числе в рамках их участия в реструктиризации государственных предприятий КНР посредством полного либо частичного выкупа активов. Опережающими темпами возрастают инвестиции в полностью иностранные предприятия. В 2002 году на долю инвестиционных соглашений о создании полностью иностранных предприятий пришлось 69,2 % годового притока прямых иностранных инвестиций против 27 % в 1994 году. Все это является наглядным подтверждением улучшения инвестиционного климата, прогрессирующего снижения уровня экономических и политических рисков инвестирования в китайскую экономику.
Характерной особенностью последних лет после вступления в ВТО является интенсивный приток зарубежных портфельных инвестиций, сопровождающий выход ведущих китайских компаний (Ping An Insurance, Great Wall Auto,China Resources Power, China Life Insurance) на иностранные фондовые рынки. В 1991-2003 гг. только от размещения своих ценных бумаг на фондовой бирже Гонконга компании КНР получили 27 млрд. долл. С учетом высокого международного интереса к размещаемым за рубежом акциям крупных компаний эта тенденция будет иметь дальнейшее развитие. Не случайно Лондонская фондовая биржа планирует открыть свои представительства в Гонконге и КНР, а также ведет переговоры с фондовой биржей Гонконга о взаимном признании листинга китайских компаний.
Гарантии зарубежных инвесторов в КНР обеспечиваются межправительственными соглашениями по взаимной защите иностранных инвестиций. Китай имеет более 70 таких соглашений, в частности, с Великобританией, Германией, Францией, Японией, Австралией, Республикой Кореей.
В целях активного привлечения иностранных инвестиций в Китае в настоящее время действуют административно-экономические образования с льготными режимами: 5 специальных экономических зон, 32 зоны экономического и технологического развития, 15 зон свободной торговли и14 зон приграничного экономического сотрудничества. Прошел начальный этап адаптации экономики Китая к согласованным с ВТО условиям поэтапного открытия его внутреннего рынка для иностранных предпринимателей и либерализации внешнеторгового режима страны.
В настоящее время, после четырехлетнего периода деятельности в рамках правил ВТО, мы видим первые позитивные результаты. Можно смело сказать, что присоединение Китая к ВТО в качестве полноправного члена укрепило его позиции на мировом рынке. Китай активно использует инструментарий ВТО для обеспечения своих внешнеэкономических интересов. Однако не следует считать, что аналогичные процессы смогут быть автоматически запущены во всех странах, присоединяющихся к ВТО. Успех Китая во многом зиждется на его уникальной специфике.
Во-первых, можно ожидать дальнейшего увеличения экспорта сектора высокотехнологичного промышленного бизнеса, который очень привлекает транснациональные корпорации и имеет серьезные шансы утвердиться на мировом рынке. В своих выступлениях политические и экономические лидеры называют XXI век веком "экономики знания и технологии" и стремятся всячески способствовать развитию научной и технологической базы производства и экспорта. За последние 10 лет высокотехнологичный сектор экономики КНР прошел стадию становления, способен развивать конкурентоспособность и отвечать вызовам международного рынка. Число малых и средних предприятий в нем выросло с 2.5 тыс. в 1992 г. до 36 тыс. в 2000 г., а занятость составляет около 5-6 млн. человек. Продукция экспортируется главным образом в развитые страны. Например, экспорт в США, страны ЕС и Японию электроаппаратов, машинного, офисного и телекоммуникационного оборудования в 2000 г. оценивается в 70 млрд. долл. - более 30% всего китайского экспорта в эти страны. В целом на них пришлось общего товарного экспорта Китая.
Во-вторых, ожидается дальнейший рост традиционных статей китайского экспорта (одежда, обувь, мебель, игрушки и игры, прочие потребительские товары). Он возможен за счет рынков как развитых стран, так и "азиатских тигров" (экспорт в Малайзию, Таиланд, Сингапур, Индонезию и др. в 2000 г. составил 17.2 млрд. долл., или 6.9% общего объема товарного экспорта). Кроме того, есть еще рынки развивающихся стран и стран с переходной экономикой, особенно тех, которые являются членами ВТО (Болгария, Чехия, Словакия, Венгрия, Польша и др.). Доля экспорта в эту группу стран составила в 2000 г. около 5%.
В-третьих, динамично растет сектор коммерческих услуг - туризм, транспортные, коммуникационные, компьютерные и информационные и прочие услуги. КНР занимает 3-е место по экспорту коммерческих услуг в Азии после Японии и Гонконга и 8-е место в мире. Сумма экспорта по данной статье составила в 2000 г. свыше 30 млрд. долл.
На институциональном уровне углубление процессов либерализации в рамках ВТО обусловит развитие конкуренции не только на внешнем рынке, но и между самими китайскими предприятиями, ибо постепенно будут снижаться барьеры, сдерживавшие конкуренцию госпредприятий со стороны негосударственных внутренних товаропроизводителей. Несмотря на рост в последние годы частного сектора, государственные предприятия остаются ключевыми в промышленном секторе, охватывая 1/3 национального производства, более половины общих активов корпоративного сектора, 2/3 занятости городского населения и почти 3/4 инвестиций . Глобализация будет способствовать укреплению корпоративного управления через акционирование и приватизацию государственных предприятий.
Эксперты отмечают, что вступление КНР в ВТО знаменует новую стадию развития экономических реформ. Влияние на экономические процессы внутри КНР будут масштабными, учитывая интерес мирового бизнеса к ее рынку, а также наличие в стране дешевой рабочей силы, растущую квалификацию труда, достаточное развитие инфраструктуры. На этом этапе произойдет переход от селективной к комплексной либерализации экономики. В стратегии роста упор будет делаться на повышение продуктивности факторов производства.
2. В то же время руководство КНР осознает масштаб сложностей, возникающих для финансовой системы и экономики страны в рамках реализации многосторонних соглашений ВТО. Китайские специалисты отмечают вероятность негативных последствий. По их мнению, на макроуровне они проявятся в дефляционном давлении относительно дешевых импортных товаров, снижении занятости в неконкурентных госпредприятиях, сокращении профицита текущего платежного баланса, а также увеличении баланса счета капитала, что повысит риски управления финансовым рынком. На уровне секторов наиболее высоки риски в капиталоемких отраслях - машиностроении, химической, нефтяной и др.
Действительно, либерализация импорта, хотя и постепенная, вызовет острую конкуренцию со стороны иностранных товаров. В первые годы эксперты допускают ухудшение торгового баланса. Наиболее слабые секторы экономики - сельское хозяйство, химическая и фармацевтическая промышленность, машиностроение - могут сократить производство и занятость. По предварительным оценкам значительно возрастет импорт иностранного текстиля и зерновых, что приведет к банкротству малых и средних предприятий. Помимо этого, рост импорта обусловит последующее давление на обменный курс национальной валюты.
Что касается либерализации притока капитала, то здесь наиболее высоки риски для внутренних финансовых институтов, которые по менеджменту и стандартам заметно проигрывают иностранным банкам и страховым компаниям. Приток в эту сферу иностранного капитала создаст серьезную конкуренцию внутренним банковским и финансовым институтам, вызовет увеличение внутренней денежной массы. Практически правительству придется решать новые проблемы в макроэкономической и финансовой политике.
В финансовой системе КНР доминируют государственные коммерческие банки, на которые в 1999-2000 гг. приходилось около 60% депозитов и ссуд, а также почти 70% всех активов финансовой системы. Банковская система обеспечивает необходимыми кредитными ресурсами государственные предприятия. Разумеется, меры по либерализации банковской и финансовой системы должны быть скоординированы с реформой предприятий реального сектора, снижение эффективности которых в последние годы обострило проблему "плохих долгов". Только в 1999 г., по официальным данным, они составляли около 20% в кредитном портфеле коммерческих банков.
Таким образом, меры по либерализации финансовых услуг приведут к достаточно глубокой реструктуризации банковской и финансовой системы. На первых этапах неизбежна дальнейшая концентрация рисков государственных коммерческих банков, которые обслуживают счета госпредприятий и выдают им кредиты. В этой связи важную стабилизирующую роль должны сыграть, как считают специалисты, реструктуризация "плохих долгов", внедрение эффективных правил банковского надзора, разгосударствление банков и укрепление банковского менеджмента.
Специальный доклад, подготовленный экспертной группой АСЕАН накануне вступления КНР в ВТО, отмечает, что при существующем в стране значительном разрыве в уровне доходов различных групп населения ускорение либерализации и конкуренции может обострить социальные проблемы.