Смекни!
smekni.com

Акционерное общество (стр. 7 из 8)

Для государственной регистрации выпуска акций при создании АО путем реорганизации в регистрирующий орган дополнительно предоставляются следующие документы: копии учредительных документов всех юридических лиц, участвующих в реорганизации, а также передаточного акта или разделительного баланса; отчет об итогах выпуска акций; выписка из протокола заседания совета директоров (наблюдательного совета) и результатов голосования за его принятие; копия договора о слиянии (при реорганизации в форме слияния).

Отчет об итогах выпуска должен содержать информацию, состав которой определен ст. 25 Закона о РЦБ. При учреждении АО государственная регистрация выпуска акций осуществляется одновременно с государственной регистрацией отчета об итогах выпуска акций.

Для государственной регистрации выпуска акций и отчета об итогах выпуска акций, размещенных при учреждении АО, в регистрирующий орган дополнительно представляются следующие: копия решения об учреждении АО; копия договора о создании АО-эмитента в случае учреждения АО двумя и более лицами; отчет об итогах выпуска акций.

Ответственность за правильность документального оформления создания АО возложена законодателем на учредителей, поскольку регистрирующие органы не обязаны проводить правовую экспертизу документов, направляемых для государственной регистрации. Но, вместе с тем, они наделяются контролирующими функциями по отношению к уже созданному АО и вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных, либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц (ст. 25 Закона о регистрации).

2.3. Особенности корпоративного управления.

В целом в АО максимально развита система органов, в том числе органов управления. Выделяются органы стратегического и тактического управления, управления и контроля.

Общее собрание акционеров - высший орган управления, временный орган периодической деятельности, состоящий, в отличие от других органов управления, исключительно из акционеров (и их представителей).

В ст. 103 ГК предложено деление на вопросы исключительной компетенции общего собрания акционеров и подлежащие делегированию другим органам. В ст. 48 Закона об АО существенно расширен перечень вопросов, решение по которым отнесено к исключительной компетенции общего собрания. Запрет передачи их на решение исполнительных органов общества трактуется в специальном законодательстве в пользу совета директоров (наблюдательного совета). Эти вопросы могут быть отнесены к компетенции совета директоров законом (например, п. 5 ст. 12 Закона об АО) или уставом общества (например, пп. 6 п. 1 ст. 48, пп. 5 п. 1 ст. 65 Закона об АО).

Кроме того, изменена характеристика «исключительности» компетенции общего собрания акционеров: не только выделены вопросы, не подлежащие передаче на решение исполнительному органу и в ряде случаев -совету директоров, но установлен запрет для общего собрания акционеров на принятие к рассмотрению вопросов, не отнесенных к его компетенции Законом об АО (п. 3 ст. 48).

Совет директоров не столько орган контроля, сколько орган, осуществляющим «общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных настоящим Федеральным законом к компетенции общего собрания акционеров» (п. 1 ст. 64 Закона об АО).

Из ГК можно вынести впечатление, что совет директоров создается только в АО с числом акционеров более 50 (то есть в ОАО). Специальное законодательство оставляет вопрос о создании совета директоров в АО с числом акционеров - владельцев голосующих акций менее 50 (то есть не только в ЗАО, но и в ОАО) для решения в уставе (п. 1 ст. 64 Закона об АО).

Требование ГК об определении в уставе исключительной компетенции совета директоров можно также реализовать путем применения ст. 65 Закона об АО и включения остальных вопросов во внутренний документ, регулирующий деятельность этого органа, например, Положение о совете директоров (пп. 19 п. 1 ст. 48 Закона об АО).

Понятие «исключительности» компетенции совета директоров по ГК и Закону об АО различаются: Кодекс запрещает совету директоров передавать вопросы, относящиеся к его исключительной компетенции, на решение исполнительных органов; специальное законодательство запрещает любую их передачу, то есть и по инициативе (решению) общего собрания акционеров (п. 2 ст. 65 Закона об АО).

Исполнительный орган АО временный, с ограниченным сроком деятельности: осуществляет текущее руководство деятельностью АО: имеет двойную подчиненность - подотчетен совету директоров и общему собранию акционеров; может иметь двух- или однозвенную структуру, причем, в последнем случае может быть как коллегиальным, так и единоличным. Закон об АО не предусматривает, в отличие от ГК, существование только коллегиального исполнительного органа, рассматривая его в некоторой степени как факультативный (ст. 69 Закона об АО).

Вопрос о правовом статусе единоличного исполнительного органа АО неоднозначно решается гражданским и трудовым правом.

Компетенция исполнительного органа АС определена в ст. 103 ГК очень широко, но одновременно по остаточному принципу - все вопросы, не составляющие исключительную компетенцию других органов управления.

ГК включил в компетенцию общего собрания акционеров право передачи на договорной основе полномочий исполнительного органа профессиональным предпринимателям - коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Специальное законодательство ограничивает это право применением только в отношении единоличного исполнительного органа (ст. 69 Закона об АО).

Из текста ст. 103 ГК следует вывод о возможности передачи таких полномочий как в полном объеме, так и частично. В последнем случае будут функционировать исполнительный орган как внутреннее структурное подразделение АО и управляющая организация (управляющий), преследующие единые цели, но с распределением полномочий.

Присутствуют и другие значимые различия. Исполнительный орган не признается субъектом гражданско-правовых отношений, представляя юриди­ческое лицо, но, не представительствуя от его имени в смысле ст. 182 ГК. Управляющая организация (управляющий) - самостоятельный субъект права со всеми вытекающими отсюда последствиями (например, государственная регистрация, принятие на себя последствий сделок, совершенных с превышением полномочий, возможность банкротства и т.д.). Не решен однозначно вопрос о двойном подчинении в отношении управляющей орга­низации (управляющего). Шире круг оснований прекра­щения полномочий управляющей организации (управляющего) и ответственности, так как отношения между ней и АО строятся исключительно на договорной основе и считаются предпринимательскими.

Договор имеет однозначно гражданско-правовую природу и, на наш взгляд, относится к договорным обязательствам по оказанию услуг.

Защита АО и акционеров от неправомерных действий органов управления и последних от действий акционеров тесно связана с вопросом «социализации» акционерного права, реализации гражданско-правового принципа беспрепятственного осуществления субъективных прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ст. 1 ГК) на примере прав акционеров.

Если обобщить краткие выводы, то следует отметить количественное и качественное расширение источников права, их несинхронное развитие, переплетение имущественных и организационных вопросов в деятельности АО, необходимость комплексного подхода к решению этих вопросов.


Заключение

Отличительными чертами акционерного общества являются:

1) деление уставного капитала на доли (вклады) участников (акционеров) равного размера (в отношении одного вида и типа акций - абз. 2 п. 1 ст. 25 Закона об акционерных обществах);

2) доли участия в уставном капитале воплощаются в специальные ценные бумаги - акции, из номинальной стоимости которых составляется этот капитал;

3) ограниченность для акционеров риска убытков, связанных с деятельностью АО, стоимостью принадлежащих им акций.

Согласно абз. 2 п. 1 комментируемой статьи акционер, по сути, отвечает за свой долг. Солидарный характер обязанности акционеров означает не только то, что кредитор АО вправе требовать исполнения обязательств как от АО и акционеров совместно, так и от любого из них в отдельности, но и то, что акционеры и АО остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью (ст. 323 ГК).

Фирменное наименование АО включает его наименование и указание на то, что общество является акционерным, т.е. указание на организационно-правовую форму юридического лица (п. 1 ст. 54 ГК).