3. Государственный контроль над деятельностью предпринимательства.
Государственное регулирование — необходимый и неизбежный процесс, задачами которого в развитых рыночных экономиках являются поддержание и обеспечение равного доступа субъектов МП к необходимой им инфраструктуре, защита конкуренции от попыток монополизации и потребителя — от недобросовестных продавцов или поставщиков товаров и услуг. Для того чтобы такое регулирование было эффективным и не сопровождалось негативными явлениями, необходимо наличие факторов, сдерживающих неизбежные тенденции к бюрократизации всякого государственного регулирования и превращению его из эффективного элемента государственной политики в чиновничью «кормушку».
Приходится констатировать, что в российской действительности положительные моменты государственного регулирования — в силу слабости, как самого государства, так и сдерживающего его чрезмерные притязания гражданского общества — выражены недостаточно, тогда как негативные превратились в особую группу факторов, препятствующих нормальному развитию МП.
Специфические трудности развития бизнеса, обусловленные несовершенством государственного регулирования и контроля либо сознательным ущемлением интересов МП со стороны государственных органов и отдельных чиновников, принято называть административными барьерами на пути предпринимательства. Обычной реакцией малых предприятий на административные барьеры является уход в «теневую» экономику с целью снижения транзакционных издержек и «бюрократических рисков».
Наиболее очевидным образом административные барьеры проявляются в процессе регистрации малых предприятий,а также при периодически возникающей необходимости получения или возобновления лицензии на осуществление того или иного вида предпринимательской деятельности. При этом бюрократический аппарат в целях получения гарантированного незаконного дохода умело использует противоречия и «белые пятна» действующего законодательства. Например, согласно Закону «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью» (1991г.), и не утратившим силы статьям 34 и 35 Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990г.), решение о регистрации предприятия, но еще не сама регистрация, должно осуществляться в течение одного месяца со дня обращения в соответствующий орган. Между тем, Указ Президента «О порядке государственной регистрации предприятий на территории Российской Федерации» от 8.07.94г. предусматривает, что не только само решение, но и регистрация должны быть осуществлены в течение трех дней с момента подачи заявления.
Практика, однако, показывает, что начинающий предприниматель, чтобы зарегистрировать малое предприятие, должен посетить от 20 до 30 инстанций и получить от 50 до 90 согласований, без которых регистрация невозможна.
Такие и подобные расхождения используются чиновничьим аппаратом для вымогательства, а также становятся фактором, способствующим развитию столь своеобразного бизнеса, как услуги по регистрации фирмы «под ключ»: специализированные фирмы, как правило, тесно связанные с соответствующими регистрационными органами, берут на себя эти заботы. В таком случае регистрация занимает меньше времени — от 1 до 1,5 месяцев — и стоит от 400 долл. США (значительная часть этого гонорара является, по сути, лишь легализованной взяткой чиновникам регистрационных органов).
Постановление Правительства России №1418 от 24.12.94г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» было попыткой ввести в какие-то рамки самовольность региональных и местных властей, которая в течение 1993-1994гг. привела к чудовищному разбуханию перечней подл ежащих лицензированию видов предпринимательской деятельности. Под прикрытием «заботы об интересах клиентов и покупателей» такая практика была чревата серьезными ограничениями, если не фактической ликвидацией принципа свободы предпринимательской деятельности. Нередки были случаи, когда срок действия лицензии ограничивался несколькими месяцами, а размеры пошлин составляли от 10 до 300 минимальных заработных плат; возобновление лицензии требовало нового платежа, при этом от предпринимателей требуют — вопреки законодательству — предоставления различных финансово-экономических сведений об их предприятиях.
Указанное постановление Правительства России положило конец такой практике и определило список из 88 сфер деятельности, подл ежащих лицензированию; региональным администрациям было запрещено лицензировать торговлю, услуги и производство продуктов питания и потребительских товаров. Однако некоторые регионы не спешат следовать этому постановлению. Отсутствие федерального закона о лицензировании не позволяет правительству, даже если бы оно озаботилось этими проблемами, вести борьбу с подобными проявлениями административного произвола.
О реальной высоте административных барьеров, стоящих перед малыми предприятиями, свидетельствуют результаты уже упоминавшегося выше опроса РНИСиНП за июнь 2005 г. (приложение 2 и 3).
Приложение 2
Сколько времени, по Вашему опыту, уходит на регистрацию малого предприятия ?
Приложение 3
Реальная стоимость регистрации и лицензирования ?
Примечание. На первый вопрос не ответили 34% опрошенных, на второй — 46%.
Итак, в среднем на регистрацию новой фирмы уходит не так много времени — не более 2-х месяцев. Конечно, в зависимостиот региона, отрасли и других обстоятельств продолжительность регистрации весьма различна. Так, чаще всего за срок до 1 мес. регистрируются начинающие малые предприятия, впервые регистрируемые фирмы, предприятия оптовой торговли, микрофирмы, создаваемые в Восточно-Сибирском регионе. От 1 до 3 мес. — выше среднего значения — длилась регистрация у предприятий, созданных в ходе приватизации (т.е., очевидно, несколько лет назад), у предприятий с числом занятых от 11 до 50 чел., у предприятий, занимающихся научным бизнесом, расположенных в Московской обл. От 3 до 6 мес. — такой срок регистрации собственных предприятий несколько чаще называли руководители фирм с числом занятых свыше 50 чел. и предприятий Санкт-Петербурга, занимающихся транспортными перевозками.
Таким образом, сроки регистрации, судя по всему, все же в последнее время сокращаются. Быстрее всего могут решить проблемы регистрации, впервые регистрируемые микрофирмы вне столичных городов.
В ходе опроса назывались разные суммы реальной стоимости, как регистрации, так и получения лицензии — в том и в другом случае они колебались от 0 до 10 тыс. долл. США. Однако наиболее распространенной величиной стоимости регистрации следует считать все же сумму в 320 долл., тогда как «цена» одной лицензии в среднем составляет около 445 долл.
Помимо тех сравнительно небольших сумм, которые малому бизнесу приходится платить государству (и его корыстолюбивым слугам) за право начать и вести свой бизнес, он подвергается бесконечным проверкам многочисленных контролирующих органов. Каждая из таких проверок отнимает время у владельца и менеджеров фирмы и сопряжена, как правило, с необходимостью уплаты штрафов за выявленные упущения или «отступного» проверяющим зато, чтобы они закрыли на них глаза. О том, насколько часто малые предприятия подвергаются контролю соответствующих органов, а также рэкетиров, свидетельствуют данные табл. 3.
Примечание. Сумма процентов по каждой строке меньше 100, так как некоторые малые предприятия представители ряда перечисленных органов вообще не посещают.
Кроме того, опрошенные называли еще гостехнадзор, соцстрах, инспекцию по труду, отдел социальной защиты, энергонадзор, экологическую милицию, но все перечисленные инстанции указали не более 0,3% опрошенных в совокупности (при этом были ответы: «Все ходят по негласно установленному регламенту», «Все берут взятки»). Как свидетельствуют данные опроса, чаще всего малые предприятия беспокоят органы внутренних дел, санитарно-эпидемиологическая служба, пожарныйнадзор, рэкетиры и налоговые органы — от 10 до 15% респондентов встречаются с ними ежемесячно или даже чаще. Конечно, ситуация существенно зависит от местонахождения, отрасли, размера фирмы и других факторов.
Так, пожарные инспекции чаще всего наведываются на «старые», созданные в ходе приватизации предприятия, с числом занятых свыше 50 чел., как правило, на промышленные предприятия, а также на предприятия сферы услуг и сельскохозяйственные.
Санитарно-эпидемиологические станции доставляют беспокойство чаще «молодым» предприятиям, созданным в ходе приватизации или реструктуризации, с числом занятых свыше 50 чел., действующим в общественном питании, сельском хозяйстве и розничной торговле.
Работники налоговых органов особенно «любят» стартующие и «молодые» предприятия, а также приватизированные и созданные путем реструктуризации, практически независимо от успешности их финансово-хозяйственной деятельности, с числом занятых от 50 чел., занимающиеся общественным питанием и розничной торговлей. (Отметим, что по действующим ныне нормативным актам налоговые органы не имеют права проверять юридические лица чаще одного раза в год — между тем, примерно треть опрошенных отметила, что их посещают значительно чаще.)
Органы милиции особенно часто жалуют своим вниманием приватизированные предприятия, микрофирмы и предприятия с числом занятых от 11 до 50 чел., принадлежащие к сферам общественного питания, розничной торговли и услуг.
Наконец, рэкетиры особенно назойливы в отношении «молодых» предприятий и впервые зарегистрированных, а также созданных путем изменения организационно-правовой формы прежде существовавшего предприятия (зачастую пытающихся скрыться таким образом от кредиторов), микрофирм или предприятий с числом занятых от 11 до 50 чел. в сфере услуг, розничной торговли, общественного питания, а также туристического бизнеса. (Таким образом, на «попечении» у милиции и рэкетиров — примерно один и тот же круг малых фирм.)