Одной из существенных гарантий стабильности алиментных соглашений является то, что, согласно действующему семейному законодательству, при наличии между сторонами соглашения об уплате алиментов удовлетворение иска о взыскании алиментов в судебном порядке невозможно. Если соглашение об алиментах не исполняется плательщиком, их получатель вправе обратиться в суд с иском о принудительном исполнении соглашения, если же он обращается в суд с иском о взыскании алиментов в судебном порядке, его иск не подлежит удовлетворению. Если соглашение нарушает интересы одной из сторон, возможно обращение в суд с иском о его принудительном изменении или расторжении, а при наличии предусмотренных статьей 102 оснований и признании его недействительным. Однако до тех пор пока соглашение не было расторгнуто или признано недействительным, удовлетворение иска о взыскании алиментов в судебном порядке невозможно.
По своей правовой природе алиментные соглашения, на взгляд Антокольской М.В., следует относить к гражданско-правовым договорам, так как они соответствуют всем признакам гражданского договора[3]. На это указывает и правило статьи 101 СК, в которой говорится, что к заключению. исполнению, расторжению и признанию недействительными алиментных соглашений применяются нормы гражданского законодательства. Однако, несомненно, соглашениям об уплате алиментов присущ ряд специфических особенностей, которые получили отражение в нормах семейного права. При применении к алиментным соглашениям норм гражданского и семейного законодательства следует руководствоваться правилами о соотношении общего и специального законодательства. Общее гражданское законодательство регулирует общий порядок заключения, исполнения, изменения и признания недействительными соглашений об уплате алиментов, а специальное — семейное законодательство — устанавливает специальные правила, вытекающие из специфического характера алиментных обязательств.
Может вызвать определенные разногласия проблема субъектов алиментных соглашений. Согласно статье 99 СК, соглашения о предоставлении алиментов могут заключаться между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем. На основании этого можно сделать вывод о том, что право на заключение алиментного соглашения имеют только те члены семьи, которые управомочены на получение алиментов нормами семейного законодательства, и только с лицами, которые являются алиментнообязанными согласно закону. Возникает вопрос о том, будет ли действительно соглашение о безвозмездном-периодическом предоставлении средств на содержание с лицом, которое согласно нормам семейного законодательства, не имеет права на получение алиментов. При этом необходимо выделить две категории лиц. К первой категории относятся члены семьи, которые имеют право на взыскание алиментов только при наличии определенных обстоятельств. Вопрос заключается в том, могут ли они заключить соглашение об уплате алиментов при отсутствии этих обстоятельств. Например, супруг имеет право на взыскание алиментов в судебном порядке, только если он нуждается и является нетрудоспосбным. Будет ли действительным соглашение об уплате алиментов на трудоспособного супруга? Ко второй категории относятся лица, вообще не имеющие права на получение содержания в судебном порядке, например фактические супруги, опекуны и попечители, лица, связанные отдаленными степенями родства. По нашему мнению, члены семьи, относящиеся к первой категории, безусловно, имеют право на заключение алиментного соглашения, поскольку условия предоставления содержания по соглашению определяются самими договаривающимися лицами и, следовательно, они вправе предусмотреть право на получение алиментов и при отсутствии условий, предусмотренных законом (например, нуждаемости или нетрудоспособности). В отношении второй категории лиц дело обстоит несколько сложнее. Ответ на этот вопрос зависит от признания или непризнания семейного права самостоятельной отраслью права и от отнесения алиментных соглашений к разряду гражданско-правовых договоров[4].
Гражданское право допускает заключение соглашений, которые, хотя и не предусмотрены законом, но не противоречат ему. Если семейное право рассматривается как часть гражданского права, то и алиментные соглашения, заключенные между лицами, перечисленными в Семейном кодексе, и безвозмездные соглашения о содержании, заключенные между любыми иными лицами, будут считаться гражданскими соглашениями. Соглашения о предоставлении содержания, заключенные между лицами, не имеющими право на принудительное взыскание алиментов, будет рассматриваться в качестве гражданского соглашения, не предусмотренного законом. Так как такие соглашения не противоречат действующему законодательству, они должны признаваться действительными. Их регулирование следует осуществлять на основании аналогии закона. Поскольку законом, регулирующим отношения обладающие наибольшим сходством, являются нормы об алиментных соглашениях, они и должны применяться на основании аналогии закона. При этом остается открытым вопрос о природе обязательств, возникающих на основании таких соглашений. На наш взгляд, их следует также считать алиментными. Однако допустимо и отнесение их к особому виду безвозмездных договорных обязательств о содержании. Такая классификация имеет только теоретическое значение, поскольку практически она ничего не меняет: рассматриваемые обязательства и в том и в другом случае будут регулироваться нормами об уплате алиментов по соглашению сторон. Данный подход к указанной проблеме представляется наиболее правильным и обоснованным как с теоретической, так и с практической точки зрения[5].
Если считать семейное право самостоятельной отраслью, картина существенно меняется. В семейном праве, в отличие от гражданского, нет никаких указаний на возможность существования соглашений, прямо не предусмотренных законом. Значит, соглашения о содержании, заключенные лицами, не названными в качестве субъектов алиментных обязательств, вряд ли могут рассматриваться как семейно-правовые. В гражданском праве могут существовать договоры, прямо не предусмотренные законом. Регулироваться они должны на основании аналогии закона. Из всех гражданских договоров к ним ближе всего стоит договор дарения. Обещание совершить дарение в будущем, согласно статье 572 ГК, связывает лицо, давшее такое обещание, если оно сделано в письменной форме и содержит ясно выраженное намерение совершить дарение. Таким образом, обещание периодически предоставлять содержание в будущем можно рассматривать как дарение, если оно сделано в письменной форме и сформулировано достаточно определенным образом[6].
Сама необходимость существования соглашений о предоставлении содержания между лицами, не указанными в законе, по нашему мнению, не вызывает сомнений. Семейное законодательство предусматривает право на алименты членов семьи, находящихся в определенной степени семейной близости друг к другу. Однако в действительности круг этих лиц может оказаться шире или уже. Например, неполнородные братья и сестры могут никогда не общаться друг с другом из-за конфликта между родителями. С другой стороны, двоюродные братья и сестры, не являющиеся алиментнообязанными по отношению друг к другу, могут воспитываться в одной семье и быть намного более близкими друг другу лицами, чем родные неполнородные братья и сестры, имеющие по закону право на алименты. Отношения между фактическими супругами обычно ничем не отличаются от отношений между лицами, состоящими в зарегистрированном браке. Все это указывает на неспособность закона учесть все многообразие ситуаций, которые могут возникнуть в реальной действительности. Единственным способом исправить это положение является предоставление лицам, не указанным в законе в качестве субъектов алиментных обязательств, возможности заключать соглашения о предоставлении содержания. К таким соглашениям о предоставлении содержания неуправомоченным лицам должны, на наш взгляд. применяться нормы об алиментных соглашениях.
Соглашения заключаются между плательщиком и получателем алиментов. При недееспособности одного из них от его имени действует его законный представитель. Частично и ограниченно дееспособные лица заключают соглашения с согласия своего законного представителя.
Содержанием алиментного соглашения является определение условий, порядка и размера выплачиваемых алиментов.
Условия выплаты алиментов, предусмотренные соглашением, мот отличаться от установленных законом для алиментных обязательств между теми же субъектами. Например, возможно предусмотреть право на содержание трудоспособного лица, не являющегося нуждающимся в обычном значении этого слова. Стороны в принципе свободны в определении условий, при которых будут выплачиваться алименты. Единственным ограничением при этом является запрет ухудшать положение недееспособного получателя алиментов по сравнению с предусмотренным законом. Если такое ухудшение будет произведено, соглашение может быть признано недействительным на основании статьи 102 СК, запрещающей нарушение интересов несовершеннолетних или совершеннолетних недееспособных получателей алиментов.
Изменение или прекращение алиментных соглашений возможно в любое время по взаимному соглашению сторон, и также должно производиться в нотариальной форме. Односторонний отказ и одностороннее изменение их условий не допускается. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения соглашения, лицо, права которого оказались нарушенными, получает право обратиться в суд с требованием о принудительном исполнении договора. Однако специфика алиментных соглашений требует предоставления сторонам возможности при наличии определенных условий расторгнуть или изменить договор в одностороннем порядке. Такие изменения, безусловно, не должны производиться только по одностороннему волеизъявлению участника соглашения. Но они могут быть сделаны под контролем суда. Стороне, требующей изменения или прекращения соглашения об уплате алиментов, при неполучении согласия другой стороны предоставлено право обратиться в суд с иском об изменении или расторжении соглашения. Суд может удовлетворить требования истца, если придет к выводу, что с момента заключения соглашения произошло существенное изменение материального или семейного положения сторон. Под изменением материального положения прежде всего понимается резкое уменьшение или увеличение доходов плательщика или получателя. Например, значительное снижение доходов получателя алиментов в связи с переходом на пенсию. Основанием для изменения соглашения может послужить и уменьшение доходов плательщика, в результате которого он окажется не в состоянии выплачивать алименты в размере, предусмотренном соглашением. Например, по причине потери трудоспособности, безработицы, банкротства и т. д. Необходимость пересмотра соглашенияможет возникнуть и в результате увеличения доходов сторон. Например, еслиполучатель алиментов окажется в результате этого намного более обеспеченным, чем плательщик. Изменение семейного положения сторон тоже может оказать существенное влияние на алиментное соглашение. В частности, вступление плательщика в новый брак и появление детей могут сделать исполнение соглашения крайне для него затруднительным[7].